Прибыль как основной показатель эффективности деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Прибыль – это многозначный термин. Примерно пятьдесят лет назад американский экономист Фрэнк Найт, выдающийся исследователь данной проблемы, в своей энциклопедической статье сделал следующее высказывание: «Возможно, не один экономический термин или понятие не используется в таком невообразимом количестве общеупотребительных значений, как прибыль».

Работа содержит 1 файл

Глава 1..docx

— 149.41 Кб (Скачать)

ОрD2008/2007 = 108,0 – 79,4 = - 28,6 млн.руб.

- прочих внереализационных  доходов (Вд)

Вд D2008/2007 = 11 – 14,3 = –3,3 млн.руб.

- прочих внереализационных  расходов (Вр)

Вр D2008/2007 = 3,0 – 6,3 = + 3,3 тыс.руб.

В результате влияния рассматриваемых  факторов общий показатель прибыли  ООО «Бер-Кот авто» в 2008г. по сравнению с 2007 г. увеличился  на  2,7 млн.руб.

В 2009 г. на прибыль отчетного  периода оказало влияние изменение  следующих показателей:

ПрD2008/2009 = 30,2 – 12,0 =  +18,2 млн.руб.

ОдD2008/2009 = 302,5 – 108,0 =  +194,5 млн.руб.

ОрD2008/2009 = 303,4 – 108,0 =  -195,4 млн.руб.

Вд D2008/2009 =  13,1 – 11,0 =  +2,1 млн.руб.

Вр D2008/2009 =  9,6 – 3,0 =  -6,6 млн.руб.

В результате влияния рассматриваемых  показателей прибыль отчетного  периода ООО «Бер-Кот авто» в 2009 году увеличилась на  12,8 млн.руб.

Как следует из данных таблицы 1, в изучаемом периоде произошли  следующие изменения в структуре  прибыли. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась доля прибыли от реализации товаров (продукции, работ, услуг) на 29%. Доля внереализационных результатов  не изменилась.  В 2009 г по сравнению  с предыдущим годом прибыль от реализации товаров (продукции, работ, услуг) увеличилась в 2,5 раза, тогда  как внереализационная прибыль  уменьшилась в 3 раза.

Как показано на рисунке  Б.2 (Приложение Б), в 2007 г. доля прибыли  от реализации товаров (продукции, работ, услуг) составляла 53,7 % в общей структуре  прибыли, а доля внереализационных  результатов – 46,3 %. По данным на 31 декабря 2009 г. (рисунок Б3) наибольшую долю в  структуре прибыли отчетного  периода занимает прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг – 92,1%. Удельный вес внереализационных  результатов составил лишь 7,9%, что свидетельствует о значительных изменениях в структуре прибыли за анализируемый период. Большой удельный вес прибыли о реализации  товаров (продукции, работ, услуг) является отражением того, что предприятие занимается только основным видом деятельности – организацией международных перевозок грузов и не занимается внереализационной деятельностью, а именно, не имеет долевого участия в других предприятиях, не имеет ценных бумаг, не является арендодателем и т.п.

2.3 Анализ распределения и использования  чистой прибыли ООО «Бер-Кот авто»

Распределение и использование  прибыли является важным хозяйственным  процессом, обеспечивающим покрытие потребностей руководителей и формирование доходов государства.

Экономически обоснованная система  распределения прибыли должна гарантировать  выполнение финансовых обязательств перед  государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.

Чистая прибыль предприятия  используется им самостоятельно и направляется на дельнейшее развитие деятельности предприятия. Никакие органы, в том  числе государство, не имеют права  вмешиваться в процесс использования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов [24, с. 218].

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия в соответствии с законодательством и учредительными документами используется предприятием на создание резервного фонда, на нужды потребления, накопления и на другие цели. Нормативы отчислений от прибыли для целей накопления и потребления устанавливается самим предприятием. Отчисления от прибыли на эти нужды производятся ежеквартально.

Чистая прибыль предприятия направляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала; на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социального характера; а также на выплату дивидендов и доходов [12, с. 334].

Чистая прибыль ООО  «Бер-Кот авто» распределяется в соответствии с Уставом предприятия.

Распределение чистой прибыли ООО "Бер-Кот авто" осуществляется посредством образования резервного фонда, отчислений на нужды накопления и  потребления. Схема распределения чистой прибыли ООО «Бер-Кот авто показана на рисунке 3.

 

 

 

Рисунок  3 – Схема распределения чистой прибыли ООО «Бер-Кот авто»

Примечание – Источник: собственная разработка на основании  данных предприятия [21]

 

Резервный фонд ООО «Бер-Кот авто» предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно – финансовых показателей, на случай прекращения деятельности для покрытия кредиторской задолженности.  Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе реализации услуг.

Суммы отчислений от прибыли на нужды накопления ООО "Бер-Кот авто" используются на финансирование затрат, связанных с обновлением подвижного состава. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных кредитов и уплате процентов по ним, уплате процентов по краткосрочным кредитам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирование прироста оборотных средств.

Денежные средства, накопленные  для целей потребления анализируемого предприятия используются на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируется строительство объектов непроизводственного назначения, осуществляется выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи и т.п.

 

Таблица 3 - Распределение прибыли ООО «Бер-Кот авто» в 2008, 2009 гг.

 

 

2008 г.

2009 г.

Чистая прибыль

5000000 бел. руб.

100%

4700000 бел. руб.

100%

Распределение чистой прибыли:

В резервный фонд

На нужды накопления

На нужды потребления

Нераспределенная прибыль

 

150000

2050000

250000

2550000

 

3% 41% 5% 51%

 

141000

1833000

329000

2397000

 

3%

39%

7%

51%


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основании  данных предприятия

 

Как видно из таблицы 3, как за отчетный период, так и за аналогичный период прошлого года, более 50% чистой прибыли осталось нераспределенной.

Доля отчислений в резервный  фонд в 2009 г. по сравнению с 2008г. осталась неизменной и составила 3% от прибыли.

Доля отчислений на нужды  накопления за 2009г. по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года снизилась на 2% и составила 39%.  На основании этого можно сказать, что руководство ООО «Бер-Кот авто планирует расширение бизнеса, в частности за счет обновления подвижного состава.

Доля отчислений для  целей потребления за 2009г. по сравнению  с 2008г. увеличилась на 2% и составила 329000 руб. Однако, в целом для анализируемого предприятия это незначительная сумма, что позволяет сделать вывод о том, что в планы руководства рассматриваемого предприятия в краткосрочном периоде не входит значительное развитие социальной сферы предприятия.

 

 

ГЛАВА 3

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ООО «БЕР-КОТ АВТО» 

Транспорт является одной  из ключевых отраслей любого государства, важным связующим звеном в мировой  экономике, без которого невозможно нормальное функционирование ни одного государства, отрасли хозяйства, ни одного региона страны.  Особое место  среди различных видов транспорта занимает автомобильный. Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов. В большинстве стран, в том числе и в РБ, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов)  между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях. Нарушение транспортного процесса ведет зачастую к материальным потерям экспортера и импортера, делает неконкурентоспособными товары. Транспорт является для государства важным дополнительным источником валютных поступлений. Примерно ¼ международной торговли услугами приходится на транспортные услуги.

Грузовой автотранспорт  постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок  чрезвычайно гибок в отношении  маршрутов и графиков движения. Грузовики  в состоянии перевозить товар "от двери до двери", избавляя отправителя  от необходимости лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях  автотранспортные тарифы конкурентно  сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность  оказываемых услуг [25].

Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители  принимают в расчет до шести факторов. Больше всего выгод связано,  с  использованием автомобильного транспорта, чем и объясняется рост его  доли в объеме перевозок:

  • Маневренность – возможность концентрации транспорта там, где требуется;
  • Доступность (число обслуживаемых географических точек);
  • Перевозочная способность ( способность перевозить разные грузы);
  • Скорость, срочность и регулярность доставки;
  • Возможность организации современных видов доставки (от двери до двери);
  • Большая сохранность грузов;
  • Большая экономичность при перевозке на небольшие расстояния ( до 1000 км);
  • Ритмичность и надежность (соблюдение графиков доставки) перевозок [26].

          В настоящее  время социально-экономическое развитие  страны сопровождается увеличением  спроса на транспортные услуги. Этому способствуют  известные  преимущества  автомобильных перевозок  перед другими видами транспорта. Международные перевозки грузов за последние годы характеризуются как стабильно развивающийся сектор деятельности автомобильного транспорта, отличающийся более высокой доходностью.

В аналитической части  курсовой работы выяснено, что ООО «Бер-Кот авто» работает недостаточно эффективно. На предприятии ООО «Бер-Кот авто» существуют следующие резервы увеличения прибыли:

  • снижение себестоимости реализуемых услуг;
  • повышение качества оказываемых услуг;
  • увеличение объема реализации услуг.

Результаты  расчетов, проведенных во 2 главе, показывают, что увеличение себестоимости оказало  негативное влияние на сумму валовой  прибыли ООО «Бер-Кот авто». За счет данного фактора валовая прибыль в 2008г. уменьшилась на 186,03 млн. руб. В связи с увеличением себестоимости оказанных услуг в 2009г. величина данного показателя снизилась на 325,1 млн. руб.

С целью  повышения качества и снижения себестоимости  оказываемых услуг рекомендуется  осуществлять следующие конкретные мероприятия:

  1. обеспечение высокого уровня обслуживания заказчиков;
  2. выполнение существующих планов перевозок;
  3. полное удовлетворение потребностей заказчиков в автомобильных перевозках;
  4. эффективное использование транспортных средств, повышение производительности труда, максимальное снижение транспортных расходов:
    • снижение цен на услуги  за счет экономии топливных и трудовых ресурсов;
    • сохранность качества и количества перевозимого груза;
    • выполнение требований техники безопасности и  безопасности движения;
    • своевременность доставки грузов партиями необходимых размеров.
    • сокращение сверхнормативных затрат времени на простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов за счет расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механизации; составления и строго соблюдения графиков подачи и работы автомобилей;
    • применение оптимальных режимов движения автомобилей на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия,  интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении Правил дорожного движения, а также знания водителями основных технических характеристик и правил эксплуатации, различных марок подвижного состава автомобильного транспорта при перевозке соответствующих грузов;
    • рациональное построение маршрутов с учетом кратчайших расстояний, режимов движения на каждом участке пути, с обеспечением загрузки автомобилей в обоих направлениях;
    • рациональная укладка грузов, применение съемных щитов и др., позволяющих максимально использовать грузоподъемность и вместимость подвижного состава;
    • максимальное использование рабочего времени водителей в рамках законодательства, за счет уплотнения режима работы автомобилей путем организации бригадного метода работы.
    • оптимальная организация движения и эффективное использование подвижного состава автотранспорта.

Информация о работе Прибыль как основной показатель эффективности деятельности предприятия