Прибыль как основной показатель эффективности деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Прибыль – это многозначный термин. Примерно пятьдесят лет назад американский экономист Фрэнк Найт, выдающийся исследователь данной проблемы, в своей энциклопедической статье сделал следующее высказывание: «Возможно, не один экономический термин или понятие не используется в таком невообразимом количестве общеупотребительных значений, как прибыль».

Работа содержит 1 файл

Глава 1..docx

— 149.41 Кб (Скачать)

• оплата жилья, путевок на лечение и отдых  работникам и их детям и другие виды материальной помощи.

  1. Прибыль является источником финансирования расходов предприятия на содержание социальной сферы, находящейся на его балансе (поликлиник, здравпунктов, спорткомплексов, детских дошкольных и оздоровительных учреждений, клубов и др.).
  2. Прибыль является источником выплаты дивидендов акционерам и владельцам предприятий и в этом аспекте служит главной мотивацией развития их предпринимательской инициативы.
  3. В росте прибыли предприятий заинтересовано и само государство, так как от этого источника поступают налоговые отчисления в государственный бюджет. Поэтому целью совершенствования налогового законодательства должно быть обеспечение условий для роста прибыльности бизнеса как главного фактора подъема государственной экономики и улучшения благосостояния населения [13, с. 287].

 

 

1.3 Формирование  основных показателей прибыли

Законом РБ «О предпринимательстве  в Республике Беларусь» от 28.05. 1991г. № 813-XII предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает самостоятельную инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли. При этом хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении прибылью [14].

Основными показателями прибыли являются:

    1. валовая прибыль;
    2. прибыль отчетного периода;
    3. прибыль от реализации товаров, работ, услуг;
    4. операционная прибыль;
    5. внереализационая прибыль;
    6. чистая прибыль.

Схема формирования основных показателей прибыли представлена на рисунке 1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Схема формирования прибыли (убытка) предприятия

Примечание – Источник: собственная разработка

 

 

Валовая прибыль предприятия рассчитывается следующим образом: от выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акциза и аналогичных платежей) вычитается полная себестоимость реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Величина валовой прибыли определяется путем вычитания издержек производства реализованной продукции из суммы, полученной от ее реализации [15].

Прибыль (убыток) отчетного периода рассчитывается путем вычитания из показателя прибыли (убытка) от реализации продукции операционных расходов (проценты к уплате и прочие операционные расходы) и внереализационных расходов и прибавления операционных доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы) и внереализационных доходов [16].

Прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг представляет собой показатель валовой прибыли за вычетом коммерческих и управленческих расходов [17].

Операционная  прибыль - это общий показатель прибыли, откорректированный на разность других операционных доходов и операционных расходов.

Другие операционные доходы включают в себя доход от операционной деятельности предприятия, кроме дохода (выручки) от реализации продукции (который  уже заложен в валовой прибыли):

  • доход от аренды имущества;
  • доход от операционной разницы курса;
  • доходы от реализации оборотных активов (кроме финансовых инвестиций);
  • возмещение ранее списанных активов и тому подобное.

Операционные расходы  включают в себя расходы  на ведение операционной деятельности предприятия, а именно:

  • административные расходы (общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия);
  • расходы на сбыт (расходы на хранение, сбыт продукции, на рекламу, доставку продукции потребителям и т.д.);
  • прочие операционные расходы (себестоимость реализованных производственных запасов, безнадежные долги, потери от операционной разницы курса, потери от обесценивания запасов, наложенные экономические санкции и прочие расходы, возникающие в процессе операционной деятельности предприятия (за исключением расходов, включенных в себестоимость продукции).

Операционная прибыль  является отражением эффективности  основной деятельности предприятия  и показывает, насколько успешным является производственная деятельности компании без учета влияния других факторов [18].

Внереализационная прибыль (убыток) определяется как разность между суммой полученной выручки после проведения ниженазванных операций и суммой выплат, связанных с этими операциями. В частности:

  • штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций;

  • процентов, полученных по суммам средств, числящихся на расчетных счетах предприятия;

  • курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;

  • прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

  • убытков от стихийных бедствий;

  • потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;

  • поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;

  • прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

При этом суммы, внесенные  в бюджет в виде санкций, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов  из прибыли.

Чистая прибыль предприятия – это прибыль, которая остается в его распоряжении после уплаты налога на прибыль и других аналогичных платежей [19, с. 138].

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования [5, с. 95].

Порядок распределения и  использования прибыли предприятия  фиксируется в его уставе и  определяется положением, которое разрабатывается  соответствующими экономическими службами и утверждается руководящим органом предприятия.

В соответствии с уставом предприятия образуется резервный фонд, предназначенный для финансирования непредвиденных расходов и обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Также часть прибыли предприятие может отчислять на нужды накопления, потребления и для др. целей.

Средства, отчисляемые предприятием на нужды накопления предназначены для финансирования расходов, связанных с научно-техническим и социальным развитием коллектива. Это расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации   оборудования;   затраты,   связанные   с технологическим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. За счет этих средств погашаются долгосрочные кредиты банков и проценты по ним, финансируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и т. д.

Средства для целей потребления используются на единовременное поощрение отличившихся работников при выполнении особо важных заданий; оказание единовременной помощи; строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских садов; дотации на питание в столовых; на питание в детском саду, оздоровительном лагере для школьников; улучшение культурно-бытового обслуживания работников и другие аналогичные мероприятия.

Резервные фонды (капитал) образуются как в силу требований законодательства, так и по решению предприятий. В законодательном порядке резервный фонд образуют иностранные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями. Источником его формирования является прибыль до ее налогообложения в установленных размерах к уставному фонду. На отечественных предприятиях резервные фонды создаются за счет отчислений от чистой прибыли по их усмотрению [20, с. 164].

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «БЕР-КОТ АВТО»

2.1 Организационно-экономическая характеристика  деятельности ООО «Бер-Кот авто»

Общество с ограниченной ответственностью «Бер-Кот авто» зарегистрировано решением Брестского облисполкома, дата государственной регистрации - 23.04.2004г.,  № Свидетельства о государственной регистрации 04776.

ООО «Бер-Кот авто» является юридическим лицом, состоит на хозяйственном расчете, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам,   может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет текущий и валютные счета в ОАО «Приорбанк» ЦБУ 506 г.Пинска  код 153001749. Предприятие не имеет обособленных подразделений, в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь и Уставом предприятия [21].

Уставный фонд предприятия  cоставляет 4 400 тыс.рублей.

Стоимость основных средств по состоянию  на 01.01.2009г. составляет 721 млн. рублей [22].        

 Порядок определения выручки  от реализации продукции (товаров,  работ, услуг) – по мере оплаты  за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги).

Целью создания  и деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в его  услугах. В соответствии с целями деятельности и законодательством  Республики Беларусь, предметом деятельности предприятия является: организация  перевозок грузов, грузовой сухопутный транспорт. Также предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим  законодательством Республики Беларусь.

Основной вид деятельности предприятия –  деятельность грузового  автомобильного транспорта (лицензия № 02190/0152101 от 09.06.2004г., срок действия до 08.06.2014г.) [21].

Постоянный спрос на транспортные услуги, выгодное географическое местоположение РБ, наличие постоянных  транспортных потоков, льготное налогообложение (ставка НДС 0%), опыт работы на рынке услуг  стран Европы и СНГ, широкий круг зарубежных партнеров -  все это  позволяет предприятию успешно  заниматься производственной деятельностью.

Перед клиентами организация обязуется предоставлять высококачественные услуги в таком виде и объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и деловым нормам,  стандартам, качественно и своевременно выполнять заказы клиентов на выгодных для них условиях. 0 соблюдая деловую этику.   Перед партнерами обязуются предоставлять такие критерии для сотрудничества и совместной работы, при которых партнеры будут уверены в успешной деятельности и в их благополучном будущем.

Подбор персонала производится по достаточно жестким критериям  «соответствия духу команды». Каждый сотрудник предприятия самостоятелен  в своих действиях при выполнении работы, и он несет полную ответственность  за качество своей работы. Перед  сотрудниками организация обязуется  обеспечивать справедливое отношение, повышение их благосостояния, гарантировать  справедливое отношение и мотивировать сотрудников, поддерживать благоприятную  атмосферу в трудовом коллективе. Основа взаимоотношений – это: повышение  эффективности работы сотрудников  за счет конкретной постановки  задач  и распределения ответственности; ясные приоритеты в задачах сотрудников; поощрение сотрудников исключительно  в зависимости от выполнения задач; создание гибкой кадровой политики, способствующей повышению потенциала работников.

Основные рынки сбыта транспортных услуг – страны Западной и Восточной  Европы (Республика Польша, ФРГ, Голландия, Бельгия, Франция), Российская Федерация. Предприятием заключены долгосрочные контракты о предоставлении услуг  по перевозке грузов  с фирмами  Lennard (США), Rusland Service Transport (Голландия), ООО «Торговый Дом Полесье» (РФ), ООО «Торис Групп»(РФ),  ЗАО «Пинскдрев» (РБ) и другие.

Удельный вес предоставляемых  услуг по рынкам сбыта – внутренний рынок – 3 %, ближнее зарубежье ( в т.ч. РФ) – 20%,  дальнее зарубежье – 77%.

 Преимущества предприятия перед конкурентами:

-   приемлемая стоимость перевозки,  система скидок;

  • надежность перевозок, регулярность доставки груза;
  • оптимизация проектирования доставки и планирование перевозок;
  • минимальные сроки (продолжительность) доставки;
  • гарантированные сроки доставки, в том числе доставка груза точно в срок;
  • безопасность перевозок, обеспечение сохранности груза при доставке;
  • организация доставки груза от двери до двери;

Информация о работе Прибыль как основной показатель эффективности деятельности предприятия