Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:14, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является выявление основных мотивов деятельности человека и рассмотрение их роли в осуществлении реального управления.
Курсовая состоит из двух глав. В первой главе рассматривается механизм менеджмента (понятие, принципы формирования), а так же понятие мотивации и ее основные теории.
Во второй главе раскрывается сущность эффективности управления и описывается технология закрепления перспективных кадров предприятием.
Введение_______________________________________________________
Глава 1. Механизм менеджмента___________________________________
1.1. Понятие механизма менеджмента и принципы его формирования_________________________________________
1.2. Понятие мотивации и ее основные теории__________________
1.3. Мотивационный процесс_________________________________
1.4. Методы мотивации______________________________________
1.5. Факторы влияющие на удовлетворение работой и мотивацию__
Глава 2. Эффективность управления__________________________________
2.1. Понятие эффективности управления__________________________
2.2. Мотивация и закрепление перспективных кадров предприятием___
Заключение________________________________________________________
Список использованных источников и литературы______________________
Приложения________________________________________________________
Одной из веских причин, определяющих особое значение проблематики сохранения таких кадров, являются убытки, которые может принести уход работника, обладающего высоким потенциалом. Прямые расходы, связанные с этим (в частности, на прекращение контракта по найму, замещение образовавшейся вакансии), хорошо поддаются учету и документированию. Но есть и косвенные потерн (например, снижение производительности труда), которые трудно оценить; они, как правило, остаются в тени. Кроме того, уход перспективною сотрудника может повлечь за собой резкое увеличение текучести кадров в отдельных подразделениях и даже распад целых коллективов.
В проведенном эмпирическом исследовании предпринята попытка установить критерии, являющиеся решающими для закрепления перспективных кадров на предприятии. Проект состоял из четырех взаимосвязанных и следующих один за другим этапов. Исходным пунктом послужило изучение специальной литературы на тему сохранения персонала. Это позволило окончательно определиться с критериями и методологическими подходами, выработать технологию дальнейшей работы и собрать необходимую базу для сравнения. (см. Приложение 4)
В холе исследования опрошено свыше 500 сотрудников производственного предприятия химической отрасли и фирмы, работающей в финансовом секторе. К перспективным кадрам часто относят лишь молодых людей, однако обследование показано, что возраст в этом плане не является главным. На изучаемых предприятиях к данной категории персонала было причислено много сотрудников в возрасте свыше 40 лет.
В целом установлено, что для перспективных кадров характерны следующие качества: высокий уровень профессионального образования, сильная мотивация и удовлетворение от выполнения сложной работы, социальная компетентность в общении с коллегами и руководством, постоянная потребность в повышении квалификации и личном самообразовании.
Респондентов попросили указать факторы, наиболее влияющие на их мотивацию продолжения текущей деятельности (актуальные мотивационные), и факторы, важные при выборе места работы (потенциальные мотивационные).
Большинство опрошенных сотрудников из ряда наиболее значимых для мотивации элементов в качестве определяющего критерия выбрало уровень компетенции, необходимый для выполнения закрепленных функций. Потребность в разнообразии и осмысленность работы поставлены на второе место. Далее названы такие факторы, как значимость деятельности работника в масштабе всего предприятия, использование сотрудника в соответствии с его квалификацией и достаточная свобода действий.
На следующем этапе проводилось более углубленное изучение аспектов, являющихся важными для перспективных кадров при выборе места работы. Результаты даны в таблице. Она представляет рейтинг факторов, наиболее влияющих на мотивацию, по частоте их упоминания.
Из ответов респондентов, очевидно, что в обеих изучаемых структурах содержание работы (задачи и характер деятельности) выступает в этом вопросе решающим условием. На второе и третье места в списке приоритетов поставлены отношения с непосредственным начальством и коллегами. Менее важными оказались заработная плата (четвертое место) и прочие материальные стимулы.
Значение организационно-управленческой культуры и коммуникационной среды одинаково ранжировано в обеих обследуемых структурах (соответственно пятое и шестое места). Имидж предприятия оценен по-разному: химиками он поставлен на предпоследнее место в рейтинге, а финансистами признан более важным и занял седьмое место, предшествуя таким аспектам, как возможность повышать квалификацию и обучаться, безопасность труда, форма работы, место и время работы.
Большое различие между двумя исследуемыми организациями проявилось в том, насколько причисление сотрудника к перспективным кадрам влияет на его закрепление на предприятии. В финансовой сфере сам факт принадлежности к данной категории способствует сохранению персонала. В химической отрасли, напротив, присвоение работнику статуса перспективного само по себе еще ничего не значит и не особенно способствует его положению на предприятии. Здесь таким фактором выступает возможная продолжительность ношения «титула» - чем дольше сотрудник будет в составе когорты перспективных, тем меньше вероятность смены места работы. У финансистов подобной взаимозависимости не обнаружено.
Дополнительно респондентов попросили оценить значение различных мотивационных моментов для себя лично и то, насколько реализуются эти факторы на их фирмах. В результате выяснилось, что в обеих структурах опрошенные негативно относятся к состоянию внутренней информационно - коммуникационной среды. Для придания ей большей прозрачности необходимы дополнительные меры и оптимизация процессов.
В целом из противопоставления желаемого и действительного очевидно, что имеется настоятельная потребность в совершенствовании организационно-управленческой культуры, внутренней коммуникационной среды и имиджа предприятия. При этом выявилось, что в финансовой компании такие аспекты, как рабочее время, место и транспорт к месту работы, форма работы в реальности оказались лучше, чем это желаемо и важно для данной категории сотрудников.
Что же в большей степени влияет на закрепление перспективных работников: деньги, польза обществу или имидж? Оказалось, что не всех работников можно мотивировать оставаться в той или иной структуре на длительный срок, используя одинаковые стимулы. В частности, существуют различия в мотивации перспективных кадров в зависимости от отрасли. В то время как опрошенные сотрудники предприятия химической отрасли отдачи предпочтение нематериальным мотивационным факторам, респонденты из компании финансового сектора проявили заметный интерес к социальным и материальным стимулам.
В целом можно сделать вывод: в зависимости от отрасли и особенностей предприятия мотивационные факторы у перспективных кадров разнятся. Поэтому определение таких факторов должно проводиться для каждой компании индивидуально.
В настоящее время заработная плата как стимул уже не имеет такого существенного долгосрочного влияния, как это было раньше. Перспективные кадры рассчитывают на стандартную для отрасли и региона заработную плату. Причем отметим, что значительное дополнительное материальное поощрение может вызвать и негативные последствия (например, эффект вытеснения или коррумпированность). Поэтому система стимулирования должна охватывать не только материальные рычаги. Так, среди факторов, влияющих на сохранение персонала, эффективными могут считаться долгосрочные нематериальные и социальные стимулы. В частности, такие как отношения с непосредственным начальником и коллегами в коллективе, а также на организационно-управленческую культуру предприятия.
Для перспективных кадров сама по себе деятельность, имеющая глубокий смысл и полная труднодостижимых рубежей, является наградой. Чем выше у них шансы для роста внутри фирмы, тем меньше опасность смены ими места работы. Следовательно, этой опасности может быть противопоставлена хорошо структурированная и прозрачная система карьерного продвижения.
Предлагаемые возможности служебного роста, повышения квалификации непосредственно на рабочем месте и вне его должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей сотрудника. Это требует определенной гибкости со стороны предприятия. Причем особое внимание стоит обратить на то, чтобы на предприятии была возможность строить не только управленческую карьеру, но и карьеру экспертную, подразумевающую повышение профессиональной квалификации. Сотрудникам должны предлагаться на выбор различные карьерные модели (линейная, экспертная и проектная). Во многих компаниях система карьерного продвижения охватывает также планирование резерва на замещение некоторых ключевых должностей, что также дает положительные результаты.
Перспективные кедры представляет собой для любого предприятия резерв настоящих и будущих руководителей различных уровней. Поэтому данная категория сотрудников жизненно важна для дальнейшего существования любой компании. В эти кадры нужно вкладывать деньги и нужно завоевывать их доверие. Благодаря своей роли на предприятии они. как правило, очень хорошо информированы о происходящих событиях внутри и вне его. Кроме того, они в большинстве случаев высоко конкурентоспособны на рынке труда. Поэтому всегда существует опасность, что они могут быть «украдены» конкурентами.
Если фирма не хочет потерять лучших сотрудников, необходимо открыто, своевременно и честно обсуждать с ними имеющиеся трудности и проблемы и привлекать их к решению последних. Только соответствующая прозрачность в информационной и коммуникационной политике укрепляет доверие работников к предприятию.[10]
Также для закрепления кадров на предприятии следует использовать дополнительные источники мотивации. С их помощью можно создать сплоченную команду, способную эффективно работать.
Опыт многих российских и западных компаний подтверждает - показатели работы фирмы в целом можно значительно улучшить, если служба персонала занимается стимулированием сотрудников. Существуют различные мероприятия, способы и методы, направленные на достижение цели. Это и тренинги командообразования, объединяющие всех членов коллектива, и грамотно проведенные корпоративные праздники, на которых должна учитываться любая мелочь, и даже рабочие совещания, проводимые в соответствующей атмосфере. В этом случае повышается вероятность достижения мотивационного эффекта.
Цель мотивационных мероприятий - воздействие на сотрудников для выявления и выработки у них побудительных причин достижения наилучших результатов в работе. Такие специальные мероприятия отличаются от рабочих встреч и обучающих программ главной управленческой задачей. При подготовке и проведении мотивационных мероприятий Необходимо использовать практический инструментарий, представляющий собой меры, направленные на достижение поставленных целей.
Тренинги командообразования.
Их основной целью является сплочение людей, приобретение ими навыков конструктивного общения, помощь в построении взаимодействия, формирование позитивной атмосферы в коллективе. Дополнительной задачей данного тренинга может быть и выработка навыков работы.
Можно выделить два принципиально разных варианта тренинга, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы, особенности проведения и восприятия.
1. Экстремальный, спортивный. Этот вариант хорош тем, что позволяет людям в непривычной обстановке проявить себя и увидеть новые качества друг друга. Как правило, здесь предполагается физическая активность и при условии хорошей подготовка и достойного проведения мероприятия проходит на большом эмоциональном подъеме, поток долго вспоминается и действительно помогает участникам сплотиться и раскрепоститься.
К минусам такого тренинга можно отнести сложность подготовки, особые требования к месту проведения, высокие затраты, а также тот факт, что в нем будут участвовать разные по возрасту, физической подготовке и комплекции люди, и это может вызвать дополнительные затруднения. Наиболее эффективен данный вариант, когда цель тренинга - дать эмоциональную встряску многократно тренированным до этого членам коллектива.
2. Без экстремальных, но с нестандартными ситуациями. В этой программе обучение командообразованию чаще всего сочетается с элементами тренинга коммуникативности и креативности. Здесь предполагается большое количество игр, творческих заданий, выполнение которых требует командной работы, но без особой физической активности.
Этот вариант значительно легче в подготовке и проведении с точки зрения организации и выбора места, к тому же не требует существенных затрат. Как правило, он позволяет развить у участников дополнительные навыки. По сравнению с первым видом данного тренинга эмоциональный накал не столь высок. Однако если основная цель - мотивировать людей на командную работу и способствовать их лучшему узнаванию друг друга, то это вполне достойный вариант.
Тренинги, если их правильно преподнести и хорошо провести, могут стать мотивационными мероприятиями. После тренинга люди работают легче, интереснее, разнообразнее и успешнее.
С помощью тренингов можно привить людям необходимые навыки и дать заряд мотивации, таким образом цель тренинга - мотивировать, зажечь, отвлечь от повседневной рутины, добавить заряд энергии и бодрости.
Конференции, общие сборы, корпоративные праздники
Такие мероприятия, как конференции, корпоративные праздники, позволяют собрать вместе всех членов коллектива, совместить выполнение рабочих и информационных задач с отдыхом и празднованием торжественных событий. В каждой компании планируются и проводятся такие мероприятия по-разному, в зависимости от бюджета и традиций, но все же есть несколько факторов, которые стоит учитывать, чтобы добиться мотивационного, а недемотивационного эффекта.
На таких мероприятиях должны быть одинаковые условия для всех, независимо от должности (отдельные столы и меню для начальства могут внести раскол 6 коллектив). Нужно заранее определить и донести до сведения сотрудников правила (поведение, стиль одежды и т. п.), чтобы не ставить их в сложное, неловкое положение. Для подобных мероприятий больше подходит неофициальный стиль одежды: люди чувствуют себя более комфортно.