Лидерство и руководство в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.

Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:

- определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;

- рассмотреть современные стили лидерства;

Работа содержит 1 файл

Лидерство.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

17. Они  отражают уровень организаторской  культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

18. К  организаторским качествам нужно  отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует  от менеджера ясных и обоснованных  целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

19. Другим  организаторским качеством, которое  должно быть присуще менеджеру,  является деловитость. Она заключается  в умении четко и своевременно  ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

20. Важным  организаторским качеством менеджера  является энергичность, то есть  способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма .

21. Менеджеру  должна быть присуща дисциплина  и контроль над собой. Без  этого он не сможет ни призвать  к порядку других, ни контролировать  их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

22. Отличительной  чертой менеджера должна быть  повышенная работоспособность, умение  трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь «работоманом» (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

23. Силы  нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

24. Важная  черта менеджера—реализм. Он  должен уметь правильно оценить  свои возможности и возможности  подчиненных, их поступки, не витать  в облаках, тогда не так больно  будет падать при неудаче.

25. Хороший  менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

26. Руководить  людьми без уверенности в себе  невозможно. Уверенные люди знают,  чего хотят. Они никогда не  прибегают к обходным путям.  Их взгляды на проблемы всегда  четкие и ясные, и они стремятся  к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

27. Хороший  руководитель должен уметь обеспечивать  сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

28. Но  самое главное—менеджер должен  обладать умением руководить, организовывать  и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя.

Для этого  менеджер должен обладать терпимостью  к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что  препятствует успешному решению  стоящих перед ним и коллективом  задач.

Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

В данном разделе представлены результаты исследования особенностей поведения успешно  действующих руководителей высшего  звена компании «Фортуна 100» .

1. Способность  к экстраполяции. Сильные лидеры  не нуждаются в обилии данных. Обладая глубокими и широкими  знаниями, они интуитивно понимают, как далеко могут зайти в  своей экстраполяции ситуации. Эксраполяция-это  применение прошлого опыта к аналогичным ситуациям.

2. Способность  к разработке нескольких проблем  одновременно. Слишком высокий показатель  упорства по тесту Эдвардса  для успешно действующих руководителей  нежелателен. Требуется гибкость, составляющая важнейший аспект  поведения лидера.

3. Устойчивость  в ситуации неопределенности. Это  одно из главных качеств лидера: ему не страшна неизвестность  или отсутствие обратной связи.  Белые пятна не мешают его  деятельности. Он справляется со  своим делом и без немедленной  обратной связи и разрешает проблемы, непосильные для других, неспособных к действиям в условиях неопределенности.

4. Понимание.  Успешно действующие руководители  высшего уровня обладают высокой  восприимчивостью, отличаются развитой  интуицией. Им присуща способность,  которую можно назвать «проворством в уличной толчее». Они схватывают суть дела интуитивно и быстро, обнаруживая удивительную способность отличать существенные стороны ситуации от несущественных.

5. Способность  брать управление на себя. Лидер  легко входит в роль руководителя с момента своего назначения, не извиняясь за него и не обращая внимания на претензии тех, кто считал себя кандидатом на данный пост. Он не позволяет их разочарованию, зависти и ревности мешать выполнению своих обязанностей.

6. Настойчивость. Успешно действующие руководители при отсутствии ригидности и догматизма упорно выполняют задуманное, даже если их точка зрения оказывается непопулярной. Им присуще интуитивное понимание, за какие идеи следует держаться, при этом они активно интересуются всеми доступными данными. Их не пугает несогласие с ними других.

7. Способность  к сотрудничеству. Успешно выполняющие  свои функции лидеры умеют  подавлять свою враждебность  и действовать эффективно, несмотря  на нее. Им удается нивелировать  свои неприязненные чувства. Такому руководителю свойственны умение разговаривать с людьми, такт, возможность общения на любом уровне. Благодаря хорошей способности к межличностным контактам он добивается основательной поддержки в организации для себя и своих идей. Лидер умеет сдерживать свою враждебность и агрессивность.

8. Инициативность. Успешно действующий лидер активен.  Он ведет в атаку. Ему понятны  возможности, ускользающие от  внимания других. Он знает, когда  начать — это часть его интуитивного  знания. Когда другие колеблются, он действует. Инициативность такого руководителя включает одно из основных качеств, ведущих к успеху, — способность рисковать.

9. Энергичность. Руководителю трудно добиться  успеха, не обладая выносливостью,  без физических и интеллектуальных  возможностей. Запас физических и интеллектуальных сил пополняется за счет огромной энергии успешно действующего лидера. Такой руководитель продолжает дело, когда другие уже падают от усталости.

Пример: Президент известной компании должен был решить, брать ли в штат выпускника престижного университета. У помощников президента сложилось благоприятное мнение о кандидате на должность, и они одобрили его зачисление. Последнюю встречу должен был провести сам президент. Вечером, когда встреча должна была состояться и молодой человек пришел к президенту, тот решил пойти поужинать и пригласил двух вице-президентов и их жен вместе с ними в ресторан.

После ужина и довольно длительных развлечений, когда время приближалось к полуночи и вице-президенты с женами отправились  по домам, президент пригласил молодого человека к себе домой для разговора. Тот отказался, сказав, что устал, и вообще в это время обычно уже спит.

После этого президент заключил, что  не стоит принимать в фирму  человека, не понимающего, что интересы дела требуют иногда и позднего бодрствования. Как бы он сам поступил, если бы имел дело с очень важным клиентом и тот предложил обсуждать дела после полуночи? Разве он сказал бы клиенту, что устал и предпочел бы перенести разговор на утро? Президент решил, что молодой человек — неподходящий кандидат для работы в его компании.

10. Способность  делать ставку на других. Успешно  действующий руководитель охотно  передает знания, дает советы, помогает  росту других, не жалея на это  время. Он всегда готов помочь  профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице.

11. Сензитивность.  Руководители высшего уровня  восприимчивы к чувствам других. Им свойственна эмпатия. Они  способны поставить себя на  место другого и испытать его  чувства. Достигающие успеха лидеры обладают своего рода личным радаром, дающим им возможность ощущать, что чувствуют и даже думают их коллеги.

12. Идентификация  себя с делом. Наиболее успешно  действующие руководители способны  переносить неудачи без чувства  поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата; они не стремятся быть всемогущими и всеведущими, не пытаются быть всюду одновременно, делать всю работу за других, не стараются казаться умеющими все.

Лидеры  высокого уровня умеют поручать работу другим. Их не привлекает власть как таковая, они скорее заинтересованы в достижении цели. Они получают настоящее удовлетворение от успеха других, а не от собственного неограниченного могущества. Власть, которой они пользуются, происходит из уважения, которое они внушают.

Они не стремятся занять как можно больше руководящих постов, зная, что их влияние и так достаточно и  им не требуется применять власть для достижения успеха. Они знают  себе цену и удовлетворены ею, у  них полная уверенность в себе. Все это дает такому лидеру силы противостоять нежелательному развитию событий.

13. Способность  к сочувствию. Успешно действующие  руководители проявляют сочувствие  к другим, не ожидая, что их  за это будут любить. Они способны  непредвзято и точно оценить  своих подчиненных, прекрасно понимая, что невозможно угодить всем. Они умеют сочувствовать человеку, не позволяя при этом сделать себя беспомощными и нетребовательными.

Такой лидер прекрасно понимает, что  стремление во что бы то ни стало  нравиться подчиненным сделает  его неспособным руководить ими. Благодаря сильному чувству идентификации он способен принимать непопулярные решения.

14. Заинтересованность  в росте организации, а не  в собственной карьере. Настоящий  лидер обязательно заинтересован  в том, что он оставит после  себя. Его самое сильное стремление — не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.

15. Независимость.  Добивающиеся успеха руководители  осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость.

Приняв  решение на основе всех имеющихся  в их распоряжении фактов, они придерживаются его. Такого лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен: он скорее подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в разрез с его взглядами и убеждениями

16. Гибкость. Руководителю нет необходимости  сосредоточиваться в каждый данный  момент на единственной проблеме: он может решать одновременно несколько задач и, когда это необходимо, переключаться с одного направления деятельности на другое. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, новых способов мышления, новых процессов. Стремящийся к успеху руководитель развивает в себе гибкость, понимая, что очень легко оказаться ограниченным своими предпочтениями и увлечениями.

Информация о работе Лидерство и руководство в организации