Лидерство и руководство в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.

Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:

- определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;

- рассмотреть современные стили лидерства;

Работа содержит 1 файл

Лидерство.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

- бюрократия  должна быть связана с населением, таким образом трудности в  реализации задач сводятся к  минимуму.

Следует добавить, что лидеры должны иметь  четкое представление о том, что  заключается в руководстве, чтобы  оказывать на остальных направляющее воздействие.

Еще важный момент, который можно отметить, состоит в том, что руководство  должно шире рассматривать работу организации и не забывать, в какой среде функционирует организация. Лидеры всех уровней должны быть осведомлены об общих условиях, в которых протекает их работа.

Многие  трудности в государственных  учреждениях обусловлены формальной неразберихой, иерархической структурой, в которой развиваются эти взаимоотношения. Эти организации имеют тенденцию управляться приказами и комитетами, которые сами прибегают к директивному стилю руководства. Поэтому, чтобы определить наиболее подходящее руководство, необходимо знать структуру организации. Бесполезно выступать за более демократический стиль руководства, если структура не допускает соучастия и неформального руководства.

Говоря  о руководстве, можно привести точку  зрения американских исследователей Джонсона, Каста и Розенцвейга, которые определяют его как “основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистем и определяет их взаимосвязь с окружающей средой”  Определяя задачи руководителя, они утверждают, что руководитель должен превратить неорганизованные материальные ресурсы в полезное и эффективное предприятие. Руководством они называют процесс, посредством которого разрозненные ресурсы объединяются в единую систему для достижения поставленной цели. Управляя трудовыми и материальными ресурсами, для достижения целей системы руководитель обеспечивает производство продукции, координирует и интегрирует деятельность других сотрудников.

Функции руководства эти авторы определяют следующим образом :

1. Планирование - включает в себя выбор целей  организации, а также определение политики, программ, образа действий и методов их достижения, обеспечивает основу для принятия интегрированных решений.

2. Организация  - направлена на объединение людей  и материальных, финансовых и  других ресурсов в систему  таким образом, чтобы совместная деятельность производственного персонала обеспечивала решение задач, стоящих перед организацией. Включает в себя: определение тех видов административной деятельности, которые необходимы для достижения целей предприятия, распределение этих видов деятельности по подразделениям, предоставление прав и установление ответственности за их исполнение.

3. Управление - обеспечивает работу различных  подсистем в соответствии с  планом. Заключается в контроле  деятельности подсистем с последующей коррекцией для обеспечения выполнения плана всей организации.

4. Связь  - передача информации между центрами  различных подсистем и организаций,  обеспечивающими принятие решений  и взаимный обмен информацией  с внешним миром.

Выполнение  каждой функции зависит от выполнения трех остальных. Таким образом, основная задача руководства заключается в интеграции всех четырех функций для обеспечения эффективного достижения общих целей системы.

Существует  и несколько иная точка зрения, сводящаяся к тому, что функции  руководства следует рассматривать через управленческие процессы - планирование, организацию, руководство людьми, мотивацию, контроль и, соответственно, выделяются следующие функции руководителя:

- администраторская  (прежде всего этап контроля);

- стратегическая (планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом);

- экспертно  - консультативная;

- представительская;

- воспитательная;

- коммуникативно - регулирующая;

- инновационная;

- дисциплинарная.

Важную  роль в процессе руководства играют планирование и прогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний  период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и  определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели. Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.

Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика организации. Политика организации - это деятельность руководителя по эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы - важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.

В управленческом руководстве каждому руководителю, лидеру необходимы также знания и умение коммуникативно - регулирующего общения. Каждый руководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы с наименьшими затратами добиться желаемого результата.

Если  говорить о коммуникации в управленческих системах, то нужно иметь в виду ее участников - людей, и, с учетом человеческого фактора, коммуникацию необходимо рассматривать особым образом, так как во всех аспектах деятельности, где затрагивается человеческий фактор, начиная с найма на работу и заканчивая уходом на пенсию, потребность в эффективной коммуникации является решающей.

Говоря  о коммуникации, нельзя не затронуть  проблему мотивации как руководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокой мотивации своих сотрудников, но не в меньшей степени объектом собственных забот должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, тем лучше качество его работы.

Выделяют  следующие принципы мотивации:

-участия;

- коммуникации;

- признания;

- делегирования;

- взаимности;

- вертикальной  нагрузки.

В конечном итоге деятельность руководителя через  вдохновение, поощрение заставляет подчиненных выполнять необходимую  работу.

Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом управленческого  процесса является контроль. Контроль - это деятельность руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов.

Г. Кунц и О Доннел определяют контроль как  сравнение полученных результатов  с нормативами 

Существуют  следующие требования к контролю:

- постоянность;

- оперативность;

- объективность;

- открытость;

- экономичность.

Важным  способом контроля является беседа руководителя с подчиненными. Каждый сотрудник  желает установить контакт с начальником. Наличие контроля подчеркивает очевидную  значимость контролируемой деятельности.

Контроль  тесно связан с другими этапами  управленческого процесса и своими результатами способен побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы.

При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной обратной связи (метод делегирования полномочий) - одного из важнейших условий эффективного руководства.

Руководитель, не умеющий и не желающий пользоваться методом делегирования не может  быть эффективным. Пока он не научится делать работу руками других, над ним постоянно будет висеть угроза развала работы.

Применение  делегирования полномочий требует  от руководителя определенной готовности:

- передавать  право принятия решения другим;

- учитывать  мнение других;

- мириться  с ошибками других;

- доверять  подчиненным;

- найти  и использовать средства контроля  за действиями подчиненных.

Делегирование (в пределах контроля) это не способ уйти от ответственности, это форма  разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать окончательное решение, той обязанности, которая и делает его руководителем.

В заключение можно отметить, что одним из важных инструментов в руках руководителя является информация, находящаяся в его распоряжении. Используя, передавая информацию и получая ее, руководитель организует, руководит и мотивирует починенных. Многое зависит от его способности передавать информацию наиболее эффективным способом.

Т. О. Из выше изложенного, можно сделать вывод, что управленческое руководство и лидерство есть сложные и многогранные явления, состоящие из различных элементов. Основными их составляющими являются природа, коммуникации, организация деятельности, от которых в большой степени зависит эффективная работа организации.

Чтобы достаточно точно оценивать ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные задачи, полномочия и  качество информации.

Главной задачей руководителя любого уровня является достижение целей организации путем умножения своих интеллектуальных и физических сил на коллективные усилия его подчиненных.

Руководитель, желающий получать все, что можно  от подчиненных, как можно более  эффективно работать, должен умело  пользоваться и владеть лидерством в зависимости от требований и целей организации.

 

1.3  Понятия лидерства  и руководства.  Их основные свойства. 

Лидерство и руководство — это два  разных понятия. Руководство концентрирует  внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Существует  различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации  и естественным лидерством — когда  влияние исходит из признания  другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами. [1]

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки  зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства  руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

 Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют  дело с одним и тем же  типом проблем, связанных со  стимулированием персонала организации,  нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. 

     Руководство      Лидерство
1. Осуществляется  регуляция официальных отношений  группы как некоторой социальной  организации 1. Осуществляется  регуляция межличностных отношений в группе
2. Связано  со всей системой общественных  отношений и является элементом  макросреды 2. Является элементом  макросреды (так же, как сама малая  группа)
3. Целенаправленный  процесс, осуществляемый под контролем  различных элементов социальной структуры 3. Возникает  стихийно
4. Явление  более стабильное 
     
4. Явление менее  стабильное и зависит в большей  степени от настроения группы
5. Более  определенная система различных  санкций 5. Менее определенная  система различных санкций
6. Процесс  принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой 6. Решения принимают  непосредственно по групповой  деятельности
7. Сфера  действий руководителя шире, поскольку  он представляет малую группу в более широкой социальной системе 7. Сфера деятельности  лидера — в основном малая  группа

Информация о работе Лидерство и руководство в организации