Информационное обеспечение государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить информационное обеспечение государственного управления.
Задачи:
1. проанализировать процесс использования информации в системе государственного управления;
2.обозначить современные направления информатизации государственного управления в РФ;
3. определить информационные аспекты повышения эффективности государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………….5-20
1.1. Понятие информации и её значение для государственного управления.……………………………………………………………...........5-7
1.2. Классификационные признаки информации в органах государственного управления …………………………………………………………………...7-11
1.3. Информация как основа государственного управления ……………..11-14
1.4. Организация информации в системе государственного управления..14-20
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ……………………………………………………….21-30
2.1. Современные направления информатизации государственного управления в РФ ……………………………………………………………21-25
2.2. Нормативно-правовая база информационного обеспечения государственного управления в РФ……………………………………….25-27
2.3. Пути видоизменения и совершенствования информационной системы государственного управления…………………………………………… 28-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 31-32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ СИСТЕМА ГМУ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

    В двух статьях Конституции РФ регулируется работа с информацией. Так, Статья 29 закрепляет свободу информации. Однако в перечне прав и свобод человека и гражданина, содержащемся в Конституции РФ (глава 2), права на информацию нет.

    Одним из основных законов, регулирующих информационную работу в России, является Федеральный  закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об  информации, информационных технологиях и о защите информации». Он регулирует отношения, возникающие, в том числе, при «осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации» (Статья 1, пункт 1.1). Важным пунктом в этом Законе является определение общедоступной информации (Статья 7. Общедоступная информация). Так как именно на информации из открытых источников строится информационно-аналитическая работа.

    Реализация 2-го пункта Статьи 24 Конституции РФ обеспечивается Федеральным законом  № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

    Закон, также регулирующий вопрос доступа  к государственной информации, —  Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В решениях судебных органов можно найти информацию, связанную с предприятиями на вверенной территории, или их аффилированными лицами. Информация может носить косвенный характер, но может дать представление о добропорядочности объекта исследования или об ее отсутствии.

    Так как информация, используемая органами государственного управления, включает в себя, в том числе, и информацию о коммерческих предприятиях, то необходимо соблюдать Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Отнести ту или иную информацию к коммерческой тайне может сам обладатель этой информации.

    Наряду  с коммерческой тайной, существует и государственная тайна. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулирует Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». Ранее, 6 марта 1997 года, был издан Указ Президента РФ № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

    Большинство необходимой для наблюдения информации находится в открытых источниках, в первую очередь, в средствах  массовой информации. Деятельность СМИ в России регулируется Законом РФ N 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации». Следует отметить, что редакция имеет право делать запросы в адрес государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, и те обязаны предоставить «сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах».

    Целями  Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» являются «развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы».

    Любая информация, которой пользуется государственный  чиновник, имеет своего автора и  подпадает под действие авторских прав. Авторские права ранее защищались Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах». После введения в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ, закон утратил силу. Все источники информации являются результатом интеллектуальной деятельности авторов или коллектива авторов. «Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат». Но не подпадают под авторское право «сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер» (Статья 1259 ГК РФ).

    В федеральном законе «О противодействии  неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», вступившем в силу 27 января 2011 года, дано определение ряда понятий: «инсайдерская информация», «инсайдеры», «манипулирование рынком», «операции с финансовыми инструментами или товарами», «организатор торговли».

    Таким образом, органы государственного управления могут повысить качество своей работы с помощью применения методов информационно-аналитического обеспечения. При этом, соблюдая определённые нормативно-правовые акты.

    2.3. Пути видоизменения и совершенствования информационной системы государственного управления.

            Информация в  21 веке рассматривается  как ресурс, без которого нельзя использовать современные технологии и методы управления3. В связи с этим информационная система государственного управления постоянно видоизменяется, совершенствуется, приобретает новое качество.

          Прежде всего, это  достигается за счет использования  современных автоматических информационных систем управления, новой компьютерной техники и других средств коммуникации. В данный момент сдвиги в техническом  оснащении рабочих мест в системе государственного управления налицо, хотя полностью потребность в компьютеризации будет удовлетворена еще не скоро.

           В зависимости от возможностей технических средств выделяют механизированные, автоматические и автоматизированные информационные системы в управлении. Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие механические средства ручного обращения с информацией, электронно-вычислительную технику и человеческий разум.

           Есть несколько направлений деятельности по формированию таких систем (Таблица 2).

    Таблица 2

    Направления деятельности по формированию информационных систем

    Направление     Характеристика
Технико-технологическое
  • Решается кибернетиками и другими специалистами в области электронно-вычислительной техники и информатики;
  • Информация приспособлена к условиям и требованиям электронно-вычислительной техники;
  • обрабатывается и передается электронно-вычислительной техникой.
    Управленческое
  • Стандартизация и унификация управленческой информации;
  • информация обрабатывается вручную;
  • передается обычными почтовыми, телеграфными и телефонными средствами;
  • выражается часто в произвольной форме и субъективистске.   
    Правовое
  • Юридическое решение сочленения информационной системы и системы государственного управления, а также вопросов о полномочиях должностных лиц совершать юридически значимые действия путем введения соответствующей информации в информационную систему.
  • информация даётся на обработку машинам;
  • через информационную систему, точнее, через средства информатики вырабатываются и реализовываются целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия.
 

           На совершенствование государственной службы как информационно-коммуникационной системы большое влияние оказывают меры организационного порядка. Создается единая система федеральных, региональных и муниципальных информационно-аналитических служб. На федеральном уровне такую роль выполняет Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Сложнее идет процесс создания аналитических служб на муниципальном уровне в связи с незавершенностью их формирования.

          Жизнеспособность государственной власти как информационной системы в решающей степени зависит от уровня подготовки кадров государственных и муниципальных служащих, их умения использовать современные информационные технические средства, автоматизированные системы управления.

          Совершенствование информационно-коммуникационных связей внутри государственных органов обеспечивается за счет подключения сетей информации к аналогичным системам в странах Западной Европы, странах СНГ, что обеспечивает расширение информационных потоков и обогащает их содержательную насыщенность. Такая практика позволяет использовать обогащенную информацию в различных сферах, в том числе в области экономики, науки, образования, культуры.

          Все это в определенной степени  характеризует информационную систему государственного управления как открытую для взаимодействия с другими информационными системами  общества, что является не маловажным фактором развития информационной системы государственного управления.

          Безусловен тот факт, что информационные системы, информационные технологии могут привести к повышению производительности государственного управления. Однако, технология – это не сам успех. Успех – это, прежде всего, компетентное, энергичное, ответственное руководство.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

          Подводя итоги по данной курсовой работе, можно сказать, что информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность государственного аппарата.  

          Учитывая всю важность информации для государственных  органов, о системе государственного управления как об информационной системе, можно сказать, что она представляет собой разветвленную сеть линий коммуникаций и баз данных, обеспечивающих циркулирование информации, поступление ее во все  структуры, подразделения государственных органов.

          В обществе в целом  и в государственном управлении в частности всегда существовала и в каждый данный момент существует определенная информационная система, охватывающая саму информацию (ее совокупный массив), формы методы и средства ее обработки и людей, включенных в информационные процессы. Поэтому, когда мы говорим о создании и совершенствовании информационной системы государственного управления, то имеем в виду не просто систему, функционирование которой связано с формированием, регистрацией, сбором, обработкой и хранением информации, отражающую  состояние определенных объектов и субъектов в их динамике, а качественно и принципиально новое явление.

         Единое информационное пространство Российской Федерации должно представлять собой систему организационно и методически увязанных, синхронизированных во времени национальных информационных ресурсов всех видов собственности в области социально- экономической, правовой, научно-технической, банковской, экологической и другой информации. Совершенствование процессов управления на такой базовой основе — это комплексная многогранная научная проблема, решать которую следует поэтапно, привлекая научные коллективы специалистов по системному анализу, исследованию операций, ученых, занятых теорией, организацией систем и внедрении новых информационных технологий. Теперь уже ни у кого не вызывает сомнений, что без применения новейших достижений информатики, радиоэлектроники, связи, вычислительной и телекоммуникационной техники невозможно эффективно управлять государством, его экономикой.

        Смысл информационного обеспечения государственного управления, в конечном счете, заключается в органическом соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях информационной работы.

         Логично, что информационные преобразования сегодняшних дней выдвигают на первый план человека, от развитости и действий которого зависит успех в использовании новых возможностей. 

     

     

 

     Список используемых источников и литературы.

1. Гражданский  кодекс Российской Федерации  (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010).

2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

3. О  государственной тайне: Закон  РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 18.07.2009).

4. О коммерческой тайне: ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) (принят ГД ФС РФ 09.07.2004) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2008).

5. О  противодействии неправомерному  использованию инсайдерской информации  и манипулированию рынком и  о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: ФЗ от 27.11.2010 г. № 224-ФЗ.

6. О  рекламе: ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 22.02.2006).

7. О  средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред.  от 09.02.2009).

Информация о работе Информационное обеспечение государственного управления