Информационное обеспечение государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить информационное обеспечение государственного управления.
Задачи:
1. проанализировать процесс использования информации в системе государственного управления;
2.обозначить современные направления информатизации государственного управления в РФ;
3. определить информационные аспекты повышения эффективности государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………….5-20
1.1. Понятие информации и её значение для государственного управления.……………………………………………………………...........5-7
1.2. Классификационные признаки информации в органах государственного управления …………………………………………………………………...7-11
1.3. Информация как основа государственного управления ……………..11-14
1.4. Организация информации в системе государственного управления..14-20
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ……………………………………………………….21-30
2.1. Современные направления информатизации государственного управления в РФ ……………………………………………………………21-25
2.2. Нормативно-правовая база информационного обеспечения государственного управления в РФ……………………………………….25-27
2.3. Пути видоизменения и совершенствования информационной системы государственного управления…………………………………………… 28-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 31-32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ СИСТЕМА ГМУ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

          Информация и ее потоки в государственном управлении могут разбиваться также в  зависимости от источников:

  • правительство и государственные органы;
  • администрации регионов;
  • представители президента;
  • республиканские и региональные государственные структуры;
  • пресса, информационные агентства;
  • коммерческие структуры;
  • население.

          Информацию можно  классифицировать и по признаку адресности (кому направляется и от кого исходит) и характеру носителя. Здесь целесообразно различать следующие ее виды:

  • официальную не для передачи;
  • официальную для передачи;
  • документальную для почты;
  • документальную для других средств связи;
  • появляющуюся в ходе личного общения;
  • горизонтальную и вертикальную;
  • прямую и косвенную.

          Среди классификационных  признаков следует также назвать  способ передачи информации (телефон, телеграф, человек, почта, электронная  почта, факс, радио, телевидение), вид  преобразователя (человек, машина, человек и машина), степень достоверности (достоверные и недостоверные сообщения), вовлеченность в вычислительные процессы (вычисление исходной, постоянной, переменной, промежуточной, конечной информации), алфавит (буквенная, цифровая, буквенно-цифровая) и другие.

          На основе так  называемых конкретных, частных классификаций  информации в структурных подразделениях органов управления возможна ее систематизация на уровне всей управленческой системы. Подходы здесь могут быть разные – с точки зрения дифференциации официальной и неофициальной управленческой информации в структурах госаппарата; с позиций анализа общих и функциональных показателей; на базе взаимодействия подразделения с другими структурами органа управления и вне его и т.д. При этом надо исходить из того, что госаппарат является сложной динамической системой, оказывающей сильное управляющее воздействия не только на отдельные организации и учреждения, но на общество в целом.

          В зависимости от субъекта (конкретного органа управления или его работника, получающего, распространяющего и обрабатывающего информацию) различают аналитическую, прогнозную, справочную, ознакомительную, рекомендательную и другую информацию.

          Основаниями для  классификации могут служить  также функции информации в государственном  управлении, направления движения, периодичность возникновения и передачи и другие.

          Подобная классификация  весьма относительна. Все виды информации взаимосвязаны, взаимодействуют между  собой, трансформируются друг в друга. Одна и та же информация порой выступает в различных видах. Она может усложняться и изменяться, иметь многоступенчатое строение, причем отдельные группы, выделенные в пределах основного классификационного признака, могут дополнительно разбиваться на подгруппы по частным основаниям и свойствам. Кроме того, не всегда можно четко дифференцировать информацию по тем или иным основаниям и признакам, а затем сводить ее в классы. Эта работа осложняется, если в ходе обобщения и классификации будет использоваться электронно-вычислительная техника.

    Указанные подходы к проблеме систематизации управленческой информации, несмотря на их различную направленность и некоторую обособленность, могут быть полностью перенесены на деятельность всех государственных управленческих структур.

    1.3. Информация как основа государственного управления.

    Управленческая  информация – это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий. Она своими "корнями" проникает в социальную информацию, однако выбирает оттуда только то, что отражает управленческие потребности, интересы и цели людей, их совокупную властную волю, конкретные механизмы и способы организации и регулирования их сознания, поведения и деятельности.

    Такая информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям

  • во-первых, по месту и роли государства в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и, соответственно, по компетенции конкретных государственных органов (объем и содержание управленческой информации призваны корригироваться с компетенцией государственных органов);
  • во-вторых, по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах (государственное управление во многом существует для исполнения законов, и ему нужна информация, раскрывающая состояние данных отношений);
  • в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных государственных органов, а также формируют специфические виды правоотношений.

    В практике государственных органов  об этом часто забывают и вводят в управленческую информацию много  политики, идеологии, пропаганды, различных концепций и программ, обещаний и прогнозов.

    Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

  • нормы законодательных и иных актов, управомочивающие государственные органы и государственных служащих на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных актов);
  • обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан);
  • обязательные указания вышестоящих государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления (директивная управленческая информация);
  • факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах государственного управления);
  • проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве государственных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).

    Все источники управленческой информации имеют важное значение для надлежащего государственного управления. В каждом государственном органе и по каждой государственной должности информацию, идущую сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали (координирующую), целесообразно связывать в "тугой узел", обеспечивающий реализацию соответствующих полномочий.

    В то же время вся управленческая информация, из каких бы источников она ни шла  и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать  требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности (Таблица 1). 

    Таблица 1

    Основные  требования к правленческой  информации

    Требование        Основные положения
    Актуальность
  • собранная информация является свежей;
  • отличается оперативностью сбора и передачи, новизной;
  • соответствует задачам сегодняшнего дня и может способствовать их решению;
    Достоверность
  • информация определяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимосвязи;
  • ее получение представляет собой очень сложный познавательный и аналитический процессы, требующие привлечения специалистов и использования современных научных процедур.
    Достаточность
  • информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов;
  • глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние источники, движущие пружины и внешние детерминанты; характеризует процесс в целом;
  • содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса.
    Доступность
  • информации связана с открытостью, гласностью, возможностью ее оперативного получения в нужном объеме;
  • информация открыта широким кругом должностных лиц.
    Аутентичность
  • информация имеет текстуальное и словесное выражение в понятной людям форме;
  • соответствует их познаниям в области языка;
  • не засорена различными узкоспециальными терминами или иностранными словами, редко употребляемыми.
 

            Исходя из того, что система  государственного управления представляет  собой вид социальной системы,  можно сказать, что эффективность  данной системы находится в прямой зависимости от накопления, обработки и использовании информации, налаженной инфраструктуры доведения ее до различного рода потребителей.

    1.4.Организация информации в системе государственного управления

    Известно, что в государственном управлении циркулирует огромная по объему, разнообразию и динамике информация. Одна ее часть носит непосредственно управленческий характер, связана с формированием и реализацией управляющих воздействий, другая – по масштабам, очевидно, значительно большая – выражает взаимосвязи государства с обществом, его многочисленными проявлениями, с потребностями и интересами миллионов граждан. В данном случае речь идет об организации управленческой информации, хотя сказанное может быть соотнесено и с информацией вообще.

    Сейчас  признано не только у нас, но и за рубежом, практически во всех развитых государствах, что существует очень  сложная проблема упорядочения управленческой информации, которая для своего решения  требует общенациональных усилий. В  нескольких странах уже приняты законы о "борьбе с бумажной работой", но почти нет сдвигов к лучшему. Назову только несколько направлений совершенствования организации управленческой информации, не требующих особых капиталовложений или сверхусилий и находящихся в пределах сегодняшних возможностей государственно-управляющей системы.

    Прежде  всего, речь идет о движении управленческой информации и ее параметрах. Как  можно полагать, самым насущным вопросом движения управленческой информации является сжатие ее объема за счет изживания дублирующей, повторной и параллельной. Здесь существуют, конечно, трудности, проистекающие из того, что непросто сказать о том, будто информации достаточно и она адекватно отражает определенные явления, отношения и процессы. Всегда есть желание что-то узнать побольше, откуда и идет стремление к получению избыточной информации. Надо бороться с такими "перестраховочными" настроениями.

    Как уже отмечалось, необходимо исходить из одного принципа: характер и объем  управленческой информации должен соответствовать компетенции государственных органов, функциям и полномочиям государственных должностей.

    Важная  роль в организации движения управленческой информации принадлежит обогащению содержания единицы информационных материалов: введению в них лишь тех сведений, данных, показателей, которые обладают информационными признаками, актуальными для управленческих решений и действий.

    В принципе, для управления нужны данные, сведения, показатели, которые, во-первых, отражают качественные характеристики явлений, процессов, отношений, причем связанные, главным образом, с их сущностью, социальной ценностью, и, во-вторых, "снимают" (как бы фотографируют), непосредственно раскрывают конкретные явления, процессы, отношения.

    Необходимо  далее четко структурировать  управленческую информацию. Ведь информация должна двигаться таким образом и иметь такие параметры, чтобы ею удовлетворялись информационные потребности государственных органов, должностных лиц, других участников управленческих процессов. Словом, управленческая информация должна иметь ту структуру, что и организационная структура государственного управления, и обслуживать последнюю.

    С этой точки зрения следует различать  информационные возможности (и проблемы) органов, действующих на принципе коллегиальности, и органов единоначальных. В первых каждый член коллегии может обрабатывать определенную информацию и выносить ее на обсуждение всей коллегии, отчего информационная емкость этих органов очень высока. В единоначальном же органе, если подходить к делу не формально, а по существу, всю входящую и выходящую информацию призван анализировать единолично руководитель (единоначальник). Между тем в такие разные органы, особенно находящиеся на одном уровне, часто поступает одинаковая по объему управленческая информация, с которой реально единоначальник не в состоянии ознакомиться. Дело поручается заместителям, помощникам, экспертам, аппарату, в результате чего руководитель не знает всей информации, она выходит из-под его контроля, а затем возникают сентенции о том, что, мол, аппарат "правит бал" и "подставляет" руководителей. На самом деле их "подставляет" несоответствие организации государственного управления и организации движения управленческой информации.

    Совершенствование работы с информацией в указанном  аспекте видится в том, чтобы сосредоточивать ее поток (входящий и исходящий) в руках руководящего звена и подчинять его исключительно реализации компетенции государственных органов. Тогда и руководители будут подходить к ней более избирательно, критически и ответственно.

    Заслуживают внимания информационные аспекты принципов двойного подчинения и линейно-функционального. Достоинства названных принципов зависят от того, как они уравновешены в соответствующих направлениях. Отсюда актуальность анализа содержания, объема и целесообразности управленческой информации, идущей по указанным каналам. Каждый из них должен нести свою информацию, отражающую, с одной стороны, проблемы кооперации, горизонтальной концентрации, а с другой – специализацию, дифференциацию управления.

Информация о работе Информационное обеспечение государственного управления