Государственное регулирование заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:53, реферат

Описание работы

Заработная плата- это денежное выражение товара, которым является рабочая сила или цена труда.

Факторы, определяющие заработную плату:

•стремление работодателя к прибыли;
•производительность труда;
•от вида работы, квалификации, условий труда;
•от уровня образования и профессиональной подготовки;
•наличие конкурирующих групп.

Содержание

Введение 3

Теория заработной платы 4

Государственное регулирование заработной платы 7

Заключение 14

Библиографический список 16

Работа содержит 1 файл

Гос регулирование зарплат.doc

— 815.00 Кб (Скачать)

федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

белгородский  государственный  университет 

Исторический  факультет 
 

Кафедра документоведения 
 
 
 
 
 

государственное регулирование 

заработной платы

    Реферат

    студентки дневного отделения 4 курса группы 070606

Киселевой Ирины Николаевны 
 
 
 
 
 

                Научный руководитель:

                Халанская В.А 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

   БЕЛГОРОД 2010 
 

      Содержание 
 

      Введение          3

      Теория  заработной платы       4

      Государственное регулирование заработной платы   7

      Заключение         14

      Библиографический список       16

 

       Введение 
 

      Во  всех экономических системах государство  играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые находятся между собой в определенной субординации, изменяющийся в результате эволюции конкретных условий в той ли иной стране в данный исторический момент. Высшими, «центральными» целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой,  находясь в отношениях взаимозависимости. В четверку главных целей госрегулирования входят: стабилизация цен и заработной платы.

     Заработная  плата- это денежное выражение товара, которым является рабочая сила или цена труда.

   Факторы, определяющие заработную плату:

  • стремление работодателя к прибыли;
  • производительность труда;
  • от вида работы, квалификации, условий труда;
  • от уровня образования и профессиональной подготовки;
  • наличие конкурирующих групп.

   Термин  «заработная плата» экономистами Запада используется для обозначения ставки заработной платы в единицу времени: за час, день и т.д. Таким образом, ставка заработной платы суть цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда. Это помогает четко разграничивать «заработную плату» и «общие заработки», последние зависят от ставки заработной платы и предложения труда.

 

      Теория заработной платы  
 

   Необходимо  провести различие между номинальной  и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Это то, что получаем «в кассе». Реальная заработная плата — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату, т.е. реальная заработная плата — это «покупательная способность» номинальной заработной платы1. Она зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить как разницу между процентным изменением в номинальной заработной плате и процентным изменением в уровне цен. Так, повышение номинальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 3%. Однако номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении.

    Формы оплаты труда:

  1. сдельная;
  2. повременная;
  3. контрактная.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура сдельной формы оплаты труда:

     Существуют  две границы заработной платы: нижняя и верхняя. Нижняя граница – это прожиточный минимум. Верхняя граница – это Фонд Жизненных Средств (необходимый набор продуктов питания, затраты на содержание труда, затраты для своего развития)2.

     Нижняя  граница заработной платы – это  концепция «минимума средств существования», которая берет начало от  Д. Рикардо и Т. Мальтуса, сводит заработную плату к физически необходимому минимуму средств существования. Однако стоимость рабочей силы не может сводиться только к этому минимуму, а включает потребности, порожденные экономическими, социальными, культурными условиями, в которых формируется армия наемного труда. В то же время определение низшей границы стоимости (цены) рабочей силы минимумом средств существования и утверждение о стремлении предпринимателя свести заработную плату к низшей границе вряд ли правомерно и экономически оправдано. Как показывает хозяйственная практика развитых стран, на рынке труда средний уровень реальной заработной платы устанавливается на гораздо более высоком уровне, чем стоимость минимума средств существования3.

      Прожиточный минимум — уровень доходов, необходимых для приобретения человеком продуктов питания на нижней границе физиологических норм, а также для удовлетворения хотя бы минимальных потребностей в одежде, обуви, оплате жилья и транспортных услуг, в предметах санитарии и гигиены. На современном рынке труда прожиточный минимум реально служит лишь нижайшей границей заработной платы. Это обстоятельство сегодня четко оговаривается законодательством многих стран, прямо определяющим минимальный размер оплаты труда и его обязательность для всех работодателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Государственное регулирование заработной платы 
 

      Политика  государства в области заработной платы заключается в рациональном использовании экономических рычагов и стимулов. К ним относятся:

      прямые  и косвенные налоги на заработную плату;

      рациональное  определение  минимального  размера  заработной платы;

      индексация  доходов и вкладов населения  в связи с инфляцией;

      обеспечение социальных гарантий работникам (пенсии, стипендии учащимся, пособия безработным, выплаты за больничные листы и др.);

      единая  тарифная сетка для работников бюджетной  сферы;

      финансирование  расходов на образование, науку, культуру и здравоохранение из госбюджета;

      ценовая политика государства в области  товаров "потребительской корзины";

      защита  государством экспорта отечественных товаров и услуг;

      установление  районных коэффициентов и процентов  надбавок к заработной плате;

      разумные  таможенные пошлины на импорт зарубежных товаров и др. До 1986 г. вопросы  организации и оплаты труда на территории бывшего СССР входили  в число первоочередных задач государственного централизованного регулирования заработной платы. В этих целях использовался значительный и достаточно сложный механизм регулирования. Во-первых, межотраслевой баланс, в котором определялись пропорции отраслей народного хозяйства. Во-вторых, государственное планирование темпов роста производительности труда и заработной платы по отраслям народного хозяйства. В-третьих, типовые тарифные ставки и должностные оклады работников народного хозяйства. В-четвертых, низкие ставки прямых налогов на заработную плату и доходы населения. В-пятых, жесткая система контроля за фондом оплаты труда на предприятиях и средней заработной платой. В-шестых, государственные гарантии занятости, социального и медицинского обеспечения населения.

      Постановлением  ЦК КПСС, Совета Министров СССР и  ВЦСПС "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" от 17 сентября 1986 г. № 1115 была начата перестройка заработной платы на следующих условиях: средства на оплату труда должны зарабатываться самими трудовыми коллективами предприятий, им предоставляется более широкая самостоятельность в оплате труда работников. Прошедшее десятилетие характеризовалось проявлением как позитивных, так и негативных тенденций в области оплаты труда.

      В качестве позитивных тенденций можно  отметить значительное расширение хозяйственной самостоятельности приватизированных предприятий, огромный рост числа частных предприятий в сфере малого бизнеса, изменение государственной формы собственности на частную, практически полную свободу в определении форм и размеров оплаты труда, рост заработной платы и доходов населения.

      В качестве негативных тенденций следует  отметить резкие и часто не обоснованные темпы проведения рыночных реформ со стороны государства, спонтанный и нерегулируемый рост инфляции в стране, фискальную и нестабильную налоговую политику государства, задержки и несвоевременные выплаты заработной платы, конверсию оборонных отраслей промышленности и резкое снижение государственных заказов, рост числа безработных и работников с частичной занятостью, снижение социальных гарантий трудящихся, достигнутых при социализме, отсутствие контроля за темпами роста производительности труда и заработной платы.

      В настоящее время позитивные и  негативные тенденции продолжают прогрессировать, создавая нестабильную обстановку в стране и влияя на все предприятия. В результате государство утратило контроль за заработной платой, а отдельные предприятия самостоятельно не в силах решить все проблемы организации и оплаты труда.

      У специалистов и практиков в области  организации труда сложилось мнение, что нормирование в условиях рынка полностью выходит за рамки государственного регулирования и отдается на откуп предприятиям. Действительно, законодательно установлено, что эта работа является их прерогативой. Предприятиям предоставлена полная самостоятельность в выборе норм, их замене и пересмотре, применении методов нормирования труда и так далее. Однако это глубокое и далеко не безобидное заблуждение.

      В условиях рыночной экономики, разнообразия форм собственности, у работника и работодателя повышается экономический интерес к установлению обоснованных норм труда и их использованию. Однако из-за неразвитости рыночных отношений в нашей стране этот интерес каждой стороной реализуется по-своему. Наемный работник заинтересован в более эффективном использовании рабочего времени и высоких ставках оплаты с тем, чтобы иметь возможность хорошо заработать. На этой основе возрастают его требования к соблюдению нормальных условий труда и оптимальной его напряженности. Работодатель в своем стремлении извлечь максимальную прибыль также должен быть заинтересован в рациональном использовании живого труда. Однако на практике дело обстоит иначе.

      На  многих предприятиях, особенно вновь  созданных частных, рабочий день значительно превышает предусмотренный Трудовым кодексом РФ. Работодатели устанавливают завышенные производственные задания, не соблюдают нормы организации и охраны труда. Налицо прямая эксплуатация, иногда хуже капиталистической, результатом которой является ухудшение здоровья работников. Далеко не все из них могут выполнить завышенные нормы, что ведет к потере части заработка, трудовым конфликтам и увольнению.

      В демократической рыночной экономике  заметно усиливается социально-правовая роль нормирования труда, суть которой заключается в обеспечении социальной и правовой защиты наемного работника при интенсификации производства, в создании нормальных условий труда. Гарантом выполнения социальной функции нормирования должно выступать государство. Именно оно должно стоять на страже сохранения здоровья человека в процессе его трудовой деятельности. К сожалению, российское государство пока не нашло действенных подходов к формированию четкой системы социальной защиты работника.

      Профсоюзы также не должны быть безразличны к тому, какие нормы применяются на производстве, соответствуют ли они его условиям, объективно ли оценивается трудовой вклад каждого. Нужно законодательно оформить правовой статус разрабатываемых норм и нормативов затрат труда, эргономических и социальных требований к оборудованию и технологическим процессам. Важно также установить оптимальное с точки зрения физиологии труда содержание трудового процесса, обоснованный уровень интенсивности труда, безопасные и комфортные его условия.

      Словом, необходима правовая основа для социальной защиты трудящихся на производстве. Это поднимет ответственность работодателей за соблюдение требований к нормам организации труда. Следует также законодательно предусмотреть и твердо соблюдать социальные гарантии отдельных категорий работников (женщин, молодых рабочих, инвалидов, лиц пенсионного и предпенсионного возраста).

      В свою очередь, чтобы выработать единые принципы, правила формирования норм и нормативов по труду в новых условиях хозяйствования, нужно усилить роль государства в организации и разработке научно-методического инструментария нормирования. Прежде всего, это касается совершенствования методов разработки норм затрат труда (выбор рациональных режимов работы и загрузки оборудования, регламентов, приемов и методов труда, психофизиологических и половозрастных ограничений и др.), создания на этой основе благоприятных возможностей для более полного использования интеллектуального потенциала работника, роста его квалификации, повышения удовлетворенности содержанием труда.

Информация о работе Государственное регулирование заработной платы