Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать развитие франчайзинга как формы малого бизнеса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга; описать виды франчайзинга; систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга; исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом; оценить значение франчайзинга для предприятия.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 57.80 Кб (Скачать)

Введение

      Интерес к этой концепции хозяйственного  взаимодействия не случаен. Несмотря  на то, что для многих российских  предпринимателей понятие «франчайзинг»  все еще остается малознакомым, сегодня мы наблюдаем практически  повсеместное использование его  элементов в различных сферах  деятельности. Прежде всего, это  проявляется в активном распространении  известных торговых марок. 

     Актуальность  исследования заключается в том, что франчайзинг - это партнёрский  бизнес, в котором один из партнёров - давно и уверенно ведущая своё дело компания (франчайзер), а другой партнёр - начинающий предприниматель (франчайзинг). Это возможность начать свое дело с гарантией успеха, благодаря поддержке франчайзера.

     Франчайзинг дает франчайзеру возможность развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку при ограниченных собственных средствах. За счет данного вида деятельности франчайзер «приближается к потребителю». При развитии путем франчайзинга франчайзи, который является независимым предпринимателем, принадлежит весь доход от его предприятия, за исключением роялти, а успех его деятельности напрямую зависит от собственных усилий.

     Преимущества франчайзинга заключаются  в получении известной марки  и связанных с ней технологий. Франчайзинг, купив франшизу, не  придется думать о рекламе  своего предприятия, разработке  имиджа, создании технологий работы, так как все это в готовом  и проверенном временем виде  приобретается у франчайзера,  а реклама осуществляется централизованно.  Кроме этого, франчайзинг защищен от корпоративной конкуренции: согласно договору франчайзер на этой территории не продаст франшизу никому другому.

           Потребитель также остается в  выигрыше - он получает возможность  пользоваться в своем районе  продуктами (услугами) известной торговой  марки определенного качества и по единой цене.

     Цель курсовой работы – исследовать  развитие франчайзинга как формы  малого бизнеса.  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга; описать виды франчайзинга; систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга; исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом; оценить значение франчайзинга для предприятия.

     В качестве объекта исследования  выступают отечественные и зарубежные  предприятия, использующие франчайзинговую модель ведения бизнеса.    Предметом исследования работы является франчайзинг на ООО «SELA».    Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 
 

 

Глава 1 Общая характеристика франчайзинга,  его  виды и принципы. Развитие и использование  франчайзинга в России и за Рубежом.

1.1 Понятие и основные  принципы франчайзинга

     Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки.1

     Обычно  во франчайзинге участвуют две группы предпринимателей. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется франчайзер. Он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет. Франчайзи - это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под определенным именем или торговой маркой.

     Во  франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов: франчайзи и франчайзер. Выгоды из объединения усилий в бизнесе извлечь непросто. Когда люди сотрудничают, это дает не только полезный эффект, но и создает определенные трудности и ограничения, вытекающие из системы сотрудничества. Каждый партнер должен подчинить себя общей цели, общим правилам, общим договоренностям, т. е. свои интересы согласовывать с интересами и другой стороны.

          Сущность франчайзинга состоит  в таком способе предпринимательского  бизнеса, при котором фирма-франчайзер предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки. Договор налагает на франчази ряд обязательств - плата за использование лицензий, строгое соблюдение стандартов, инструкций по организации бизнеса. Кроме того, в договоре, как правило, предусматривается и финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера. С другой стороны, франчайзинг дает возможность предпринимателю начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой франчайзера.

          Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Франчайзи покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Таким образом, на растущих рынках, таких  как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса. Только франчайзинговые фирмы практически не разоряются. Раскрученный бренд как раскрученный маховик легко проходит, все спады и кризисы и помогает своим партнерам. В этом сила торговой марки – лидера. 
 

1.2. Виды франчайзинга

     Существуют  две основных классификации франчайзинга в зависимости от вида. Первая классификация  выделяет три вида франчайзинга: производственный франчайзинг, товарный франчайзинг  и сервисный франчайзинг. Основой  для такой классификации является направление деятельности и комплекс передаваемых прав.

     Производственный  франчайзинг. В этом случае речь идет о производстве товаров, и соответственно в основе отношений будут лежать патенты, технические ноу-хау и торговые марки. Производственный франчайзинг позволяет наиболее эффективно организовать производство определенного вида продукта, а также размещать производство на экономически выгодных территориях. Наиболее ярким представителем , использующим систему производственного франчайзинга является компания “Кока Кола”. Классический напиток «Кока-Кола» производится по определенному рецепту, купленному в 19 веке у аптекаря. Напиток производится и продается во многих странах мира, при этом формула его производства является коммерческой тайной, и ее практически никто не видел. По имеющейся в открытых источниках информации компания «The Coca-Cola Company» имеет в России девять фирм-франчайзеров-производителей: в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Владивостоке, Орле, Новосибирске и других городах.

      Товарный  франчайзинг. Этот вид франчайзинга касается непосредственно продажи товаров. Товарный франчайзинг можно рассматривать в двух вариантах: как продажу товаров производителя и маркированных его товарным знаком. В первом варианте главное товар производителя, марка производителя, фирменность и единообразие сети, позволяющее идентифицировать производителя. Важным является достаточно широкий диапазон ассортимента, позволяющий потребителю осуществлять выбор товара. Второй вариант предполагает продажу товаров организацией, не занимающейся непосредственно производством, но имеющей долгосрочные деловые связи с различными поставщиками, обладающей возможностью формировать ассортимент и управлять им. В данном случае франчайзер будет приобретать товары у различных поставщиков, и продавать их франчайзи. Франчайзи будут осуществлять розничные продажи. Ключевое значение будет иметь марка крупного продавца (франчайзера) (в отличие от первого варианта), фирменность и единообразие сети, позволяющие идентифицировать этого продавца.

      Сервисный франчайзинг. Сервисный франчайзинг касается непосредственно услуг. Основным является предоставление франчайзи права заниматься определенным видом деятельности с использованием торговой марки франчайзера и согласно его технологии. Основная направленность сервисного франчайзинга - удовлетворение потребностей потребителей в услугах и работах высокого качества. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя торговой марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы. Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг. Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в общественном питании, косметологии и парикмахерских услугах, бытовых услугах, туристическом бизнесе, в области недвижимости и образовательной деятельности. В России мы видим такие франшизные системы как «Баскин Роббинс», «Кодак», , «Raddison SAS Lazurnaya», и др., достаточно много российских марок декларируют начало франчайзинговых программ.2

      Вторая  классификация выделяет два основных вида франчайзинга: франчайзинг распределения  и франчайзинг бизнес-формата .

      Франчайзинг распределения предполагает собой продажу товаров, произведенных или продаваемых франчайзером под его торговой маркой и с определенными условиями. Это в большой степени похоже на второй вид предыдущей классификации. Хотя сказать точно являются ли модели франчайзинга торгующих компаний ближе к товарному франчайзингу или к франчайзингу бизнес-формата достаточно сложно, поскольку ни то, ни другое не имеет четко установленных критериев.

      Франчайзинг бизнес-формата предполагает наличие у франчайзера, наряду с торговой маркой, индивидуальной технологии ведения дела, стандартов, коммерческих методов и определенной системы знаний, технических и маркетинговых ноу-хау, другими словами системы, право на использование, которой и предоставляется франчайзи. Причем франчайзинг бизнес-формата возможен только в том случае, если эта система апробирована, зарекомендовала себя и конкурентоспособна. Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Чтобы бизнес на франчайзинговой основе приносил реальную прибыль обеим сторонам, необходим высокий уровень их взаимодействия.

      Существует  несколько видов франшиз. Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи. Из них два основные и наиболее распространенные:

  1. Прямой франчайзинг -  самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Франчайзор продает одну франшизу и следит за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзор может начать продавать большее количество франшиз в этой стране. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи.
  2. Мастер-франшиза - развитие бизнеса в другой стране.  В этом случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таким образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу.

1.3 Российская модель франчайзинга

     На экономическом форуме в Давосе в 2006 году отмечалось, что Россия превратилась в страну повышенного интереса со стороны крупнейших компаний западного мира. Указанные компании расценивают Россию как огромный постоянно увеличивающийся рынок в сфере потребления. За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как «Baskin Robbins», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Xerox», «Benetton», «Sela», «Mexx» и др.

      Считается, что первая франшиза на российской территории была продана компанией  «Баскин Роббинс», до сих пор успешно развивающейся здесь по схеме франчайзинга. Однако фактически пионером российского франчайзинга стал бизнесмен Владимир Довгань, основавший сразу две франшизные компании: «Дока-Хлеб» и «Дока-Пицца». Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников, выпустил книгу и даже стал первым россиянином, вошедшим в состав Международной Ассоциации Франчайзинга.

      Перспективы развития франчайзинга в России самые  благоприятные. В последнее время  намечается тенденция ускоренного  развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса.

      В России франчайзинг появился в 1993 году, когда владелец небольшого кафе на проспекте Мира в Москве купил за $10000 сроком на пять лет франшизу у фирмы Allied Domecq, обладательницы права на торговую марку “Baskin Robbins”. Вскоре по франшизе были открыты “Русское бистро”, “РостикС”, “ЭКОНИКА-Обувь”, бензозаправки “ЛУКОЙЛ”, “ТНК”, “ЮКОС”, магазины IKEA и так далее.

Информация о работе Франчайзинг