Формирование управленческой команды: принципы и технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой является определение критериев оценки эффективности, анализ ресурсов, этапов, технологий формирования трудовых коллективов и создания эффективных команд для решения перспективных задач организации.

Содержание

Введение
Глава 1. Современные аспекты управленческой деятельности
1.1 Особенности управленческой деятельности современного предприятия
1.2 Основные проблемы в управленческой деятельности
Глава 2. Этапы создания эффективной команды как основа управленческой деятельности
2.1 Понятие команды и ее основные свойства
2.2 Характеристика современной управленческой команды и их формирование
2.3 Динамика управленческой команды
2.4 Методы создания управленческих команд
2.5 Эффективные команды и процессы их формирования
Практическая часть
Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ1.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Эффективность коллективного труда зависит от правильной его организации. Правильная организация совместного труда базируется на совместном использовании знаний из области научной организации труда, психологии, социологии, социальной психологии, социологии и психологии труда.

Командный менеджмент – это способы взаимной мобилизации, когда в коллективе вы добиваетесь существенно большего по сравнению с тем, что смогли бы сделать, действуя в одиночку.

 

2.2 Характеристика современной управленческой команды и их формирование

 

Управленческая команда – группа людей, члены которой образуют верхушку управленческой пирамиды компании (группа топ-менеджеров во главе с генеральным директором или другим должностным лицом, выполняющим его функцию) и при этом образуют полноценную команду.

Команда, в то же самое время – это социальная группа, члены которой доверяют своему лидеру.

Командное управление, т.е. управление, которое осуществляется посредством создания и функционирования управленческих команд, как одна из форм коллективного управления, основано на процессе делегиpoвания полномочий. Почти все организации наделяют менеджеров различных уровней ответственностью за более широкий круг задач, нежели тот, с которым они могли бы справиться лично. Для того чтобы они могли нести эту ответственность, и создаются те или иные формы коллективного управления, основанные на перераспределении ответственности.

Чаще всего командой называют небольшое количество людей (5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности; имеющих взаимодополняющие навыки; принимающих на себя ответственность за конечные результаты; способных изменять функционально-ролевую соотнесенность (исполнять любые внутригрупповые роли); взаимоопределяющих принадлежность свою и партнеров к данной общности (группе).

Управленческая команда состоит из группы специалистов, принадлежащих к различным сферам организационной деятельности и работающих совместно над решением тех или иных проблем.

Суть команды заключается в общем для всех ее членов обязательстве. Такого рода обязательство требует наличия некоего назначения, в которое верят все члены команды – ее миссии. Миссия команды должна включать элемент, связанный с выигрыванием, первенством, продвижением вперед.

Ни одна из групп не становится командой до тех пор, пока она не признает себя подотчетной как команда. Командная подотчетность это определенные обещания, которые лежат в основе двух аспектов эффективных команд: обязательства и доверие.

Для команды является важным наличие у сотрудников комбинации взаимодополняющих навыков. Требования к ним распадаются на три категории: техническая или функциональная экспертиза; навыки по решению проблем и принятию решений; межличностные навыки (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т. д.).

Командные отношения, традиционно включающие в себя такие понятия, как чувство локтя, дух партнерства и товарищества, могут проявляться исключительно в деловой сфере, не распространяясь на личную жизнь членов команды.

 

 


2.3 Динамика управленческой команды

 

Специалисты выделяют следующие стадии развития команды:

o        Стадия формирования

o        Стадия психологической напряженности

o        Стадия нормализации

o        Стадия деятельности

o        Стадия распада

Первая стадия, стадия формирования, характеризуется тем, что члены будущей команды осторожно исследуют границы приемлемого поведения в группе. Это стадия перехода индивида от состояния независимого лица к статусу члена команды.

На стадии формирования участники команды выясняют предстоящие задачи, стиль руководства, возможные виды межличностных и рабочих взаимосвязей.

Характерные особенности коммуникации членов команды: вежливость, энтузиазм, внимательность и общность. А также: молчание, самосознание, зависимость, поверхностный характер, неопределенность.

Проблемы на данной стадии: ориентация членов команды, создание комфортной атмосферы в команде, формирование атмосферы доверия, установление отношений с лидером, прояснение целей.

Вторая стадия – стадия психологической напряженности. Часто ее еще называют стадией шторминга из-за того, что это стадия «бурления» и мощного противостояния различных тенденций и устремлений членов команды. Для этой стадии характерно:

­         сопротивление выполнению задач и новым подходам к совершенствованию качества (отличным от тех, которые каждый индивидуальный член находит удобным для использования);

­         резкие колебания отношения к членам команды и к успеху проекта;

­         продолжение обсуждения проблем среди членов группы, даже когда они договариваются о конкретном результате;

­         оборонительность и соревновательность, разбивка на фракции и выбор союзников, борьба за лидерство;

­         установление нереалистических целей.

Руководитель на данной стадии должен принимать такие действия как: укрепление видения перспективы, порождение у членов команды приверженности ее целям, эффективное посредничество, обеспечение признания достижений команды и ее отдельных членов, поощрение принятия ответственности, решение вопросов власти и полномочий, разработка и реализация соглашений о порядке принятия решений.

Со временем, однако, членам команды удается по большей части спорных вопросов выработать единую позицию, зафиксировать свои командные роли, взаимные статусы и правила взаимодействия друг с другом. Происходит процесс выработки некой «командной культуры» (по аналогии с «корпоративной культурой»). Это стадия нормализации. На этой стадии члены группы соглашаются с ролями, предложенными им командой, критика становится конструктивной, появляется и активно развивается взаимопомощь, вырабатываются механизмы «мягкого» разрешения конфликтов, возникает «командная солидарность» и чувство принадлежности к команде, между членами команды возникают личные взаимоотношения.

Но и на этой стадии для руководителя существует ряд проблем для преодоления. Таковыми являются поддержание единства и связности, дифференциация и уточнение ролей, определение уровня личного вклада в работу команды, прояснение будущего, решение вопроса об обязательствах в отношении будущего команды.

Руководитель должен использовать навыки, знания и опыт членов команды, поощрять людей уважать друг друга, активно работать в сотрудничестве.

Следующая стадия – стадия деятельности. Это та стадия, ради которой и шла эволюция команды. На этой стадии команда начинает эффективно выполнять поставленные задачи. Члены команды уладили свои взаимоотношения и сформулировали ожидания, выявили и приняли сильные и слабые стороны друг друга, узнали, каковы их роли. Теперь они начинают работать – проводить диагностику и решать проблемы, осуществлять необходимые изменения. На стадии деятельности члены команды понимают личностные и групповые процессы, происходящие в команде, сильные и слабые стороны друг друга. Одним из главных мотивирующих факторов становится удовлетворение от результатов командной деятельности.

Руководитель должен принимать такие действия, как поддержка и обновление методов и процедур, обеспечивающих сотрудничество, закрепление культуры качества в работе команды, обеспечение регулярной обратной связи относительно функционирования команды, поддержка и направление членов команды, помощь команде в предотвращении возврата к пройденным стадиям развития, отслеживание хода работы и отмечание успехов.

Как и любой объект или процесс в природе, командная деятельность также имеет свой конец. В конечную стадию своего генезиса – стадию распад – команда может вступить по разным причинам. Однако основных причин две: это достижение командой стоящей перед ней целей или потеря веры ее членов в возможность её осуществления. И в первом, и во втором случае, если команда не расформировывается достаточно быстро (как, например, в проектных командах, где закрытие проекта одновременно означает и роспуск проектной команды), то в ней начинают прогрессировать деструктивные процессы: расцветает интриганство, начинают происходить явления саботажа, члены команды начинают терять доверие к своему лидеру и перестают поддерживать «командную культуру».

Руководитель должен принимать такие действия, как обсуждение с участниками их опыта командной работы, выявление причин успехов и неудач, прояснение ролевых позиций.

 

2.4 Методы создания управленческих команд

 

При создании управленческой команды необходимо ответить на несколько принципиальных вопросов:

      Для каких целей создается команда?

      Кто возглавит команду?

      Какова будет ее численность?

Цель

Создание управленческой команды, как и любой другой процесс, следует начинать с определения целей. Наличие четкой вербализованной цели позволяет быстрее и осознаннее находить ответы на все остальные стратегические вопросы и направлять все усилия только в нужном направлении.

Лидер

Так как верхняя граница будущей управленческой команды во многом определяется качествами ее лидера, то создание такой команды всегда (если есть такая возможность) следует начинать с поиска лидера, а остальных членов команды подбирать уже под него. Руководство – существенный фактор любой деятельности, в том числе и в управлении командой менеджеров.

Формальным способом получения власти в команде является такой способ, когда руководитель команды назначается сверху, официальным приказом. Такой путь является общепринятым и простейшим вариантом заполнения руководящих вакансий, а также, зачастую, наиболее эффективным. Но только не тогда, когда от команды требуется хорошо координированная, «командная» работа. Ведь при таком подходе невозможно гарантировать образования из данного коллектива настоящей команды, то есть появления в ней ярко выраженного лидера и появления доверия к нему со стороны других членов команды.

Таким образом, подлинный лидер команды приобретает власть в команде не формальным, а другим, «неформальным» способом. Очевидно, что команда будет наиболее эффективна только в том случае, когда роли «формального» и «неформального» лидеров будут исполняться одним человеком. Поэтому, при подборе кандидатуры на роль командного лидера, помимо его профессиональных знаний и опыта обязательно необходимо учитывать и его «харизматические» качества, в основном такие, как умение общаться, энергичность, общий кругозор и решительность.

Численность

Для формирования команды необходимо её компоновать так, чтобы равными между собой по профессиональным и социальным статусам членами команды руководил лидер, бесспорно превосходящий их по социальным и профессиональным параметрам.

Авторы большинства работ по управлению сходятся в том, что в рамках решения большинства управленческих задач максимальным числом человек, которыми, без резкой потери эффективности, способен управлять руководитель, является количество в размере пяти-девяти (в зависимости от задач, решаемых данным коллективом) человек. Следует признать, однако, что эта граница весьма условна, так как если перед командой будет стоять сложная задача, требующая повышенной координации от своих членов, то эту границу стоит сдвигать в сторону уменьшения, прямо пропорционально возрастанию сложности. С другой стороны, эффективность команды растёт вместе с количеством членов группы до тех пор, пока не возникает эффект снижения эффективности вследствие падения управляемости.

Поэтому оптимальной численностью команды является количество в пять-девять человек в зависимости от степени координированности, требуемой решаемой задачей.

 

2.5 Эффективные команды и процессы их формирования

 

«Создание эффективной команды» – это уникальная возможность сформировать отношения, полные доверия, повысить уверенность в себе, преодолеть страхи, принять новые вызовы, укрепить взаимные связи.

Эффективную команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной структуры, однако есть специфические черты, присущие только команде. Прежде всего, это нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач. Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем дополняют ее характеристику.

Эффективность же самого управляющего зависит не от людей, над которыми он имеет непосредственный контроль, а от тех, кто работает в других областях, или от непосредственного начальства. Деятельность управляющего будет неэффективной, если он не будет взаимодействовать с этими людьми и вносить свой вклад в их работу. Чтобы командная работа была эффективной для компании, можно выделить 3 уровня эффективности. Причем, что важно, последовательность этих уровней должна быть именно такой, как представлена на рисунке, где верхний уровень имеет наивысший приоритет.

 

Уровень «Я» - личные цели, миссия, желания и мотивация работать в команде. Именно с личных целей каждого участника команды должна начинаться командная работа. К сожалению, вопросам, типа «Для чего мне команда?», «Что я хочу получить от команды?», «Что я могу дать команде?» сегодня уделяется минимум внимания.

Уровень «МЫ» - что нас объединяет в этой команде, для чего мы собрались тут, на каких принципах строится взаимодействие между нами. Вопросы на понимание общих целей очень важны для слаженной работы. Если у собравшихся в команде есть согласованность в целях и задачах, то это может являться гарантией успешности работы всей команды. К сожалению, принцип «лебедь, рак и щука» из известной басни, присущ большинству команд современных предприятий.

Уровень «ОРГАНИЗАЦИЯ» - миссия компании, ее стратегия, корпоративная культура. Иными словами все то, что относится к корпоративным вопросам. Где обычно происходит «затык» в современных командах? Отсутствие уровня «Я», недостаточное внимание уровню «МЫ» и явный переизбыток уровня «ОРГАНИЗАЦИЯ».

Формирование команды является одним из уровней организационного консультирования. Существует три уровня проведения процессов формирования команд:

Информация о работе Формирование управленческой команды: принципы и технологии