Формирование управленческой команды: принципы и технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой является определение критериев оценки эффективности, анализ ресурсов, этапов, технологий формирования трудовых коллективов и создания эффективных команд для решения перспективных задач организации.

Содержание

Введение
Глава 1. Современные аспекты управленческой деятельности
1.1 Особенности управленческой деятельности современного предприятия
1.2 Основные проблемы в управленческой деятельности
Глава 2. Этапы создания эффективной команды как основа управленческой деятельности
2.1 Понятие команды и ее основные свойства
2.2 Характеристика современной управленческой команды и их формирование
2.3 Динамика управленческой команды
2.4 Методы создания управленческих команд
2.5 Эффективные команды и процессы их формирования
Практическая часть
Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ1.doc

— 139.00 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Современные аспекты управленческой деятельности

1.1 Особенности управленческой деятельности современного предприятия

1.2 Основные проблемы в управленческой деятельности

Глава 2. Этапы создания эффективной команды как основа управленческой деятельности

2.1 Понятие команды и ее основные свойства

2.2 Характеристика современной управленческой команды и их формирование

2.3 Динамика управленческой команды

2.4 Методы создания управленческих команд

2.5 Эффективные команды и процессы их формирования

Практическая часть

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В наши дни большинство компаний, особенно средних и крупных фирм, управляются командами менеджеров. Каждый член такой команды может называться «менеджер», однако само это слово почти потеряло свое первоначальное значение. Современный менеджер – не властная личность, а просто человек, который занимает ответственную должность в организации. Передача полномочий и власти от одного человека группе людей – знаменательный факт нашего времени.

Один «рулевой», какими бы выдающимися способностями он ни обладал, неизбежно совершает ошибки: единоличные знания и опыт всегда ограниченны. Управленческая команда – плодотворная альтернатива единовластному боссу и эффективный инструмент управления компанией. Разумеется, если состав команды подобран правильно.

Стандартная кадровая практика заключается в том, чтобы заполнить имеющуюся вакансию специалистом соответствующей квалификации. Однако функции кадровой службы значительно шире: "охота за талантами", корпоративный тренинг, изучение характеристик персонала компании.

В современных условиях нормальное функционирование предприятия, независимо от формы собственности, требует от руководства тщательного системно-комплексного подхода к формированию управленческой команды. Именно благодаря разработке и реализации стратегии формирования управленческой команды организация может уменьшить риски и увеличить свою стабильность и конкурентоспособность, что, по сути, является показателем эффективности компании.

Целью моей курсовой является определение критериев оценки эффективности, анализ ресурсов, этапов, технологий формирования трудовых коллективов и создания эффективных команд для решения перспективных задач организации.

 

Задачи:

­         выявить современные аспекты управленческой деятельности;

­         рассмотреть термины «трудовой коллектив» и «эффективная управленческая команда»;

­         показать основные командообразующие признаки;

­         определить параметры командной эффективности, факторов, повышающих или снижающих эту эффективность.

 


Глава 1. Современные аспекты управленческой деятельности

 

1.1 Особенности управленческой деятельности современного предприятия

 

Каждый сотрудник в современной организации является «управляющим», если в силу занимаемой им должности или имеющихся знаний он отвечает за деятельность, которая непосредственно влияет на способность данной организации функционировать и добиваться результатов. Например, это может быть способность производственного предприятия выпускать новую продукцию или увеличивать свою долю на данном рынке или способность больницы предоставлять лучший уход за пациентами и т. д. Такой человек обязан принимать решения; его деятельность не может сводиться к исполнению приказов. Он должен нести ответственность за свою деятельность. Предполагается, что в силу своих знаний и навыков он более чем кто-либо другой способен принимать правильные решения. Его предложения могут отвергаться, он может быть понижен в должности или уволен. Но если он находится при исполнении своих обязанностей, он отвечает за реализацию поставленных целей, качество исполнения заданий и вообще за достижения своей организации.

Большинство руководителей, хотя и не все, являются управляющими. Одновременно многие «неруководители» в современном обществе становятся управляющими. Как известно, современные учреждения не могут обойтись как без руководителей-администраторов, так и без индивидуальных специалистов-разработчиков, занимающих ответственные должности, связанные с принятием решений.

В то же время исполнение работником интеллектуального труда функций управляющего не зависит от того, руководит он другими людьми или нет. Так, ответственный за проведение исследования рынка может иметь в своем подчинении, скажем, двести человек, в то время как весь штат его коллеги из конкурирующей фирмы будет состоять из двух человек – его самого и секретаря. Конкретный вклад обоих руководителей практически не зависит от числа подчиненных. Это всего лишь административная деталь. Конечно, двести человек могут выполнить гораздо больший объем работы, чем один или два человека. Но из этого не следует, что, в конечном счете, их работа более эффективна и производительна.

Деятельность, в которой основной движущей силой являются знания, не поддается количественному измерению. Эту деятельность нельзя измерять по произведенным затратам. Интеллектуальная деятельность характеризуется ее результатами. В этом отношении число занятых и объем управленческой работы не имеют значительного влияния.

Итак, «управляющими» можно назвать тех работников интеллектуального труда, руководителей и отдельных специалистов, которые в силу своего положения или имеющихся знаний должны в ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие значительное воздействие на результат работы всей организации.

Вряд ли для кого-нибудь теперь является секретом тот факт, что специалисты, способные принимать теоретические решения, так же важны для процветания организации, как и знающие свое дело управляющие. Однако далеко не все сознают, сколько людей, работающих в самой обычной современной организации, будь то промышленное предприятие, правительственное учреждение, лаборатория или больница, облечены ответственностью выносить решения, которые имеют важное значение и необратимый характер. Ведь авторитет знаний так же законен, как и авторитет занимаемого положения. Более того, эти решения являются разновидностью решений высшего руководства.

Теперь известно, что даже самый мелкий администратор способен выполнять функции президента компании или руководителя правительственного учреждения, иными словами, может планировать, организовывать, обобщать, мотивировать и оценивать. Его горизонты могут быть весьма ограниченными, но в пределах своей сферы он выступает как настоящий управляющий.

Таким образом, любое лицо, принимающее решение, выполняет ту же работу, что и президент компании или иной администратор.

Есть нечто, что объединяет руководящих работников любого уровня – все они должны быть эффективными. От управляющих требуется, прежде всего, эффективность. Но достижение эффективности в современных условиях становится все более трудной задачей. Если управляющие не будут стремиться к максимальной эффективности в своей работе, они просто превратятся в чиновников, отсиживающих положенные часы, либо вовсе останутся не у дел.

 

1.2 Основные проблемы в управленческой деятельности

 

Управляющий постоянно сталкивается с тремя главными проблемами, или обстоятельствами, которые ему практически неподконтрольны. Каждая из них присуща любой организации и работе любого управляющего. Поэтому ему приходится мириться с неизбежным. Однако каждая из этих проблем тормозит достижение положительных результатов в работе.

1. Управляющий не принадлежит самому себе. В функциональном смысле управляющий – пленник своей организации. Каждый волен занимать его время, что чаще всего и происходит.

Фактически, управляющий не в силах изменить подобную ситуацию. Он не может поступить по примеру доктора, который дает распоряжение медицинской сестре – в течение ближайших тридцати минут никого не пускать к нему в кабинет. Управляющему не дают возможности сконцентрироваться на решении той или иной поставленной задачи: то ему звонят по телефону, то он вынужден выслушивать претензии серьезных клиентов, то его вызывают к начальству или в муниципалитет.

2. Управляющие вынуждены постоянно находиться во «включенном» состоянии до тех пор, пока не изменят ту реальность, в которой живут и работают.

Если управляющий позволит себе плыть по течению, то все его усилия будут, в конечном счете, растрачены по мелочам. Он может быть прекрасным человеком и работником и, тем не менее, впустую растратит свои знания и способности. Разбрасываясь в текущей работе, он выхолащивает свою эффективность. Чтобы быть эффективным, управляющему необходимо иметь критерии, которые позволят ему сосредоточиться на самом важном: на вкладе в успех своей организации, на конечных результатах. Вполне возможно, что эти критерии находятся вне текущих дел.

3. Третьим обстоятельством, препятствующим эффективности, является тот факт, что руководитель действует в пределах организации. Это означает, что эта эффективность проявляется только в том случае, если его замыслами и решениями воспользуются его коллеги. Известно, что в задачу организации как таковой входит соединение и размножение усилий отдельных ее членов. Организация использует знания отдельного работника как источник, мотивацию и ориентиры для других работников умственного труда. Последние редко объединяются в одну производственную цепочку именно потому, что их деятельность связана с интеллектуальной сферой. Каждый из этих работников обладает своими собственными навыками и ставит перед собой собственные задачи. Один интересуется налогообразованием, другой – бактериологией или подготовкой управленческого персонала для городской администрации. Для кого-то представляют интерес расчеты по производственным затратам, для кого-то – экономика больничного хозяйства или распоряжения городских властей. Каждый должен иметь возможность использовать результаты труда других.

Обычно эффективность управляющего зависит не от людей, над которыми он имеет непосредственный контроль, а от тех, кто работает в других областях, или от непосредственного начальства. Деятельность управляющего будет неэффективной, если он не будет взаимодействовать с этими людьми и вносить свой вклад в их работу.

 


Глава 2. Этапы создания эффективной команды как основа управленческой деятельности

 

2.1 Понятие команды и ее основные свойства

 

Команду можно рассматривать с разных сторон. В общем и целом, команду можно определить как социальную группу, в которой неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, нежели формальные, а действительная роль и влияние конкретной личности не совпадать с ее официальным статусом и весом.

Существует два типа определения команды:

1)                            группа людей, призванная выполнять определенную работу, задание. Обычно команда работает на лидера, который ставит задачу и распределяет работу между ее членами;

2)                            приказ, указание.

Команды стоит использовать всегда, когда перед вами стоит задача, которая требует коллективной работы, разделенных между членами команды лидерских полномочий необходимости интеграции в реальном времени навыков, опыта, возможностей. Выбирая командный подход, вы должны отталкиваться от основных целей, которые должны быть достигнуты, а не от желания быть командой.

Высшее руководство – это работа скорее для команды, чем для одного человека. Как известно, в бизнесе совершенную личность можно описать следующими словами: организованный, мотивирующий, напористый, творческий, инициативный, объективный, дипломатичный, тщательный, и знающий. Практически невероятно, чтобы один человек объединил в себе все эти качества. Более того, анализ работы высшего руководства компании позволяет сделать однозначный вывод о том, что объем работы несравненно больше, чем это под силу одному человеку. И это главные аргументы в пользу командного подхода в руководстве.

На стадии формирования коллектива (или, как это принято в западной терминологии, «команды») решаются проблемы совместимости членов коллектива. Эта же задача возникает и в случае каких-либо изменений в составе группы, в статусе ее членов, в организации и условиях труда группы, в расстановке рабочих мест, в технологии или просто при появлении признаков неблагополучия в коллективе, напряженности во взаимоотношениях. Трудовой коллектив — это живой и развивающийся организм, все элементы которого также меняются под влиянием внешних обстоятельств.

Кстати, примеры командной работы обнаруживаются не только в управленческой среде, а значит и необходимость формирования команды – задача не только топ-менеджмента. Ситуации, требующие командной сплоченности, обнаруживаются всякий раз, когда, во-первых, несколько людей работают вместе и одновременно, а, во-вторых, условия их работы связаны с достаточной мерой неопределенности. Такова работа, например, любой группы менеджеров по продажам, связанная с обслуживанием многочисленных клиентов.

Понятие «команда» более объемно, чем понятие «группа». Команда – это способ построения организации с учетом реальных качеств ее сотрудников. Организованная совместная деятельность людей подчиняется общим закономерностям независимо от природы организации. Одним из высших достижений эффективного руководителя считается создание сплоченной команды единомышленников.

Информация о работе Формирование управленческой команды: принципы и технологии