Цикл развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Исследования в развитии организации наиболее актуальны в настоящее время. На Западе теории развития организаций придают важное значение, в российской экономике это ново, но российские экономисты уже проводят исследования по этапам развития предприятий и переносят модели западных коллег на российскую действительность.
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда.

Содержание

Введение 2
Глава I. Жизненный цикл организации 4
1.1. Этап предпринимательства. Становление. 4
1.2. Стадия развития. 5
1.3. Стадия зрелости. 6
1.4. Этап реструктуризации 6
1.5. Стадия старости. Этап спада 7
Глава II. Методика анализа жизненного цикла организации 8
Глава III. Современные теоретические подходы к развитию организаций 9
Глава IV. Частный случай развития организации на примере РАО «Газпром» 23
Заключение 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

черновой вариант №2.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

РАО Газпром, как обладатель контрольного пакета акций АО «Росшельф», финансирует подготовительные работы, связанные с созданием необходимой инфраструктуры для обустройства Шток-мановского и Приразломного месторождений, которые практически уже подготовлены к промышленной разработке.

К наиболее фондоемкой подотрасли газовой промышленности относится магистральный транспорт газа. В настоящее время протяженность газопроводов составляет 152 тыс. км, из них 49 тыс. км диаметром 1420 мм рассчитаны на давление 7,4 МПа. В эксплуатации находятся 690 компрессорных цехов, в которых установлено более 4 тыс. газоперекачивающих агрегатов общей мощностью 40,7 млн. кВт.

Для газоснабжения потребителей России и поставок газа на экспорт  потребуется дальнейшее развитие газотранспортных систем. Кроме того, необходимо выполнить большой объем работ по реконструкции газотранспортных систем. Только в ближайшие пять лет требуется реконструировать более 4 тыс. км газопроводов и 114 компрессорных станций.

Главными задачами, на решение которых направлена научно-техническая политика, являются повышение надежности и экологической безопасности, снижение эксплуатационных (в первую очередь, энергетических) затрат.

РАО Газпром разработана  и реализуется программа создания нового поколения газоперекачивающих агрегатов, характеризующихся высокими КПД, надежностью и отличными экологическими характеристиками. В настоящее время ведется опытно-промышленная эксплуатация газопаровых агрегатов (ГПА) с парогазовым циклом. Применение парогазовых установок с агрегатами нового поколения даст возможность в ближайшей перспективе довести суммарный КПД компрессорной станции до 45-46%.

Решение важнейшей задачи обеспечения высокой надежности и безопасной эксплуатации Единой системы газоснабжения (ЕСГ) в условиях дефицита финансовых и материальных ресурсов может быть достигнуто только за счет перехода на выборочные методы ремонта на основе результатов технической диагностики. При этом необходимые объемы ремонтных работ и, соответственно, затраты на эти цели могут быть сокращены, как минимум, в 3 раза. Поэтому основой технической политики РАО Газпром в области поддержания проектных характеристик действующих газопроводов является создание комплексной и эффективной системы диагностического обслуживания магистральных газопроводов. Эта система строится на основе сочетания современных методов внутритрубной магнитной и ультразвуковой дефектоскопии, космического мониторинга, дистанционного контроля параметров электрохимзащиты, определения напряженно-деформированного состояния трубопроводов и оценки их остаточного срока службы.

Сейчас главная задача – развитие и усовершенствование созданной системы, переход на аппаратурно-программные средства нового поколения.

Важнейшим средством  создания необходимых резервов в  Единой системе газоснабжения и регулирования сезонной неравномерности его потребления является подземное хранение газа: реконструкция и техническое перевооружение действующих хранилищ с целью увеличения максимальных суточных отборов; создание новых хранилищ в истощенных газовых месторождениях, водоносных структурах и соляных отложениях. Все эти работы будут базироваться на новых технических и технологических решениях с применением современного оборудования и полной автоматизацией технологических процессов.

Развитие газовой промышленности будет сопровождаться расширением сферы использования газа. К наиболее освоенной технологии относится использование сжатого газа в качестве моторного топлива. К настоящему времени в России построено около 200 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), позволяющих ежедневно заправлять компримированным природным газом около 80 тыс. автомобилей и автобусов. Однако загрузка действующих АГНКС пока остается крайне низкой. Имеются все возможности в ближайшие годы значительно расширить масштабы использования природного газа в качестве моторного топлива транспортных средств. Для этого в числе других организационных и экономических мер потребуется совершенствование технических средств и оборудования во всех звеньях, включая компримирование газа, транспортировку и заправку автомобилей.

Весьма перспективным  направлением диверсификации в использовании  топливно-энергетических ресурсов может стать широкое применение сжиженного природного газа (СПГ) – исключительно эффективного топлива для авиации и ракетной техники. Экспериментальный российский авиалайнер, двигатели которого работали на СПГ, успешно демонстрировался на международных выставках. В настоящее время идет работа над созданием аналогичного серийного самолета.

Ведутся исследования и  эксперименты по переводу на СПГ железнодорожного транспорта. Начаты работы по сжижению газа с использованием перепада давления на распределительных станциях для поставок его автотранспортом в отдаленные населенные пункты, куда экономически невыгодно строить газопроводы-отводы.

Для увеличения поставок газа на европейский рынок уже ведется строительство системы газопроводов Ямал-Европа. Предусматривается реконструкция действующих и строительство новых транзитных газотранспортных мощностей на территории Украины, Румынии, Болгарии, Турции и других стран. Начато проектирование системы газопроводов через Черное море для поставок газа в Турцию. Это будет совершенно уникальный объект, не имеющий аналогов в мировой практике. На протяжении почти 400 км двухниточный трубопровод будет проходить по дну моря, причем глубины здесь доходят до 2150 м.

Североевропейский проект  предусматривает поставки российского  газа в страны Северо-западной Европы и Западной Европы через акваторию Балтийского моря.

Правительством Российской Федерации подписано соглашение с Исламской Республикой Иран об участии Газпрома в освоении газоконденсатного месторождения Южный Парс в Персидском заливе. Достигнуты договоренности об участии РАО Газпром в развитии добычи газа на шельфе в северной части Вьетнама, создании газотранспортной инфраструктуры, а также в выполнении работ по газификации этой страны. Изучаются возможности поставок российского газа в Китай и Корею.

К важным направлениям научно-технической  политики РАО Газпром относится  проблема создания отраслевой интегрированной информационно-управляющей системы, охватывающей производственную деятельность, оперативное диспетчерское управление, автоматизацию бухгалтерского учета и расчетов за газ, управление потоками материально-технических ресурсов, финансово-экономический анализ. Необходимым условием реализации этого крупного проекта является развитие сети связи, телемеханизация всех производственных объектов и создание современных систем управления, работающих в режиме реального времени.

Для решения стоящих  перед РАО Газпром научно-технических проблем широко используются возможности предприятий оборонного комплекса. Одним из ключевых принципов работы с этими предприятиями является их привлечение к разработке наиболее сложной наукоемкой техники. Это – авиационные и судовые газотурбинные двигатели, а также газоперекачивающие агрегаты и электростанции на их базе, средства дефектоскопии, диагностики и экологического мониторинга, системы и средства автоматизации и связи, оборудование и плавсредства и др.

Важнейшими задачами являются наведение порядка в учете и охране накопленного интеллектуального багажа отраслевой науки и производства, предотвращение их безвозмездной утечки, проведение ревизии объектов интеллектуальной собственности (изобретения, рацпредложения, ноу-хау), организация их продвижения на отечественный и зарубежный лицензионные рынки. Для этого необходимо использовать современные средства телекоммуникаций для организации широкомасштабной и эффективной рекламы.

В настоящих сложных  финансовых условиях ряд вопросов развития изобретательства и рационализации не находит своего решения из-за недостатка средств, хотя изобретатели и рационализаторы общества вносят значительный вклад в решение текущих задач совершенствования производства.

В настоящее время  существенным тормозом эффективного использования научных разработок и, в первую очередь, создаваемых за счет централизованных средств, является отсутствие механизма экономической оценки реальной потребительской стоимости научно-технической продукции, что приводит к ряду негативных последствий:

- затрудняет выявление конкурентоспособных организаций на рынке научно-технических услуг;

- приводит к попыткам создания неких абстрактных схем стимулирования разработчиков высокоэффективных разработок;

- не позволяет создать целевой источник стимулирования работников предприятий за содействие внедрению в производственную практику эффективных научно-технических достижений;

- не позволяет ввести в практику элементы возвратного финансирования (пополнение централизованного фонда за счет результатов использования научно-технических достижений).

При заключении договоров  на научно-техническую продукцию, в  качестве базы для достижения соглашения о договорной цене, как правило, принимается  «нормативная» цена, которая в  общем случае определяется на основании калькуляции затрат по каждой работе, т.е. имеет место затратная схема ценообразования. Попытки «привязать» окончательную цену работы (по ее завершению) через механизм индексации, учитывающий экономическую эффективность выполненной работы, ее технический уровень и степень юридической охраны, показали свою неэффективность. Однако очевидно, что чем значительнее эффективность завершенных работ, тем выше должна быть их стоимость. Отсюда вытекает необходимость использования рыночных принципов ценообразования на научно-техническую продукцию в рамках РАО Газпром. Это может быть реализовано путем создания «внутрикорпоративного» технологического рынка.

При этом «внутрикорпоративная»  цена научно-технической продукции, отвечающая упомянутым требованиям  и содержащая объекты промышленной собственности, должна складываться из традиционно определяемой себестоимости (оплачивается за счет средств заказчика) и отчислений от дополнительной прибыли, получаемой непосредственно на предприятии. При этом прибыль должна служить источником частичного погашения средств заказчика, затраченных на разработку, стимулирование разработчиков и работников внедряющей организации.

Применение данного  механизма в системе РАО Газпром позволит решить указанные проблемы и сформировать самонастраивающийся «внутрикорпоративный» технологический рынок, работающий по единым правилам, среди которых:

- единый подход к форме заключаемого договора (предпочтительно лицензионного типа);

- общие методические подходы к ценообразованию стоимости договора (щадящая ценовая политика для внутрикорпоративного оборота и традиционная при реализации инноваций за пределы системы Общества);

- гибкий порядок распределения отчислений от прибыли.

Особо необходимо остановиться на возможных возражениях со стороны  отдельных производственных подразделений  отрасли, основное из которых может сводиться к следующему: при создании разработок за счет централизованных средств общества они должны передаваться предприятиям без дополнительной оплаты.

Однако при этом происходит недооценка введения элементов научных  механизмов в процесс создания и  использования научно-технической  продукции, которые только и могут  дать истинную картину уровня исследований и разработок.

В соответствии с разработанным  порядком организации единого отраслевого фонда газовой промышленности в РАО Газпром создана достаточно четко функционирующая система информации обо всей научно-технической продукции, созданной за счет централизованных средств, которая доступна всем предприятиям Газпрома. Это служит реальной информационной базой для широкого использования изложенных принципов ценообразования на научно-техническую продукцию.

Что же касается вовлечения во внутрикорпоративный оборот разработки, выполненной за счет средств предприятия, новаторского предложения работника (ов) предприятия, а также единого комплекса таких предложений (локальная инновация), то в настоящее время начинают складываться только отдельные элементы этой системы, идеология которой находится в стадии формирования, поэтому целесообразно создание распределенно-интегрированной базы данных РАО Газпром с использованием современной электронно-вычислительной техники.

В каждом крупном подразделении  Общества должны быть созданы некие региональные базы данных, концентрирующие у себя информацию по указанным объектам. Аналогом такого центра на сегодня может служить соответствующая база данных, созданная по инициативе Оренбурггазпрома, которая с минимальными затратами может быть установлена в аналогичных подразделениях.

Информация из созданных  таким образом баз должна поступать  в Центральную электронную базу локальных инноваций и рацпредложений РАО Газпром (ЦЭБЛИР). На ее основе можно организовать не только взаимный информационный обмен между подразделениями, но и вести по запросам предприятий целевой поиск наиболее эффективных предложений определенной направленности, что позволит также организовать технический маркетинг и формирование предложений для конкурсной разработки, как отдельными новаторами, так и научными и инженерными организациями.

В настоящее время  рассматривается вопрос об организации  ЦЭБЛИРа на базе Центра развития изобретательства и рационализации. Необходимо заметить, что полномасштабное использование  предлагаемой системы создаст предпосылки для улучшения экономических показателей предприятий за счет применения наиболее эффективных новаторских предложений.

Одной из важнейших задач, поставленных перед предприятием, является создание и развитие депозитарной сети и поддержание рынка акций РАО Газпром. В 2010 г. депозитарная сеть Газпрома продолжала работать и развиваться в условиях усиливающейся конкурентной борьбы в области депозитарных услуг. Были удержаны ранее завоеванные позиции, а также сделан серьезный задел для широкомасштабного освоения новых направлений депозитарного обслуживания. Депозитарная сеть Газпрома включает 57 региональных депозитариев (филиалов, представительств и сторонних организаций, работающих по агентским договорам) и успешно обеспечивает осуществление операций по переходу прав собственности, залогу, закладу, подготовке ведомостей и выплате дивидендов, подготовке к собранию акционеров и т.д.

Информация о работе Цикл развития организации