Совместные предприятия: опыт создания и особенности в различных отраслях промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования – показать важность создания и эффективного функционирования совместных предприятий, как способа решения инвестиционных проблем, дать оценку перспективам развития в Казахстане.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- дано определение совместному предприятию;
- разработана адекватная современному этапу экономического развития классификация данных предприятий;
- выявлены причины создания данных предприятий;
- определены этапы становления СП в Казахстане;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1 Понятие и черты совместного предприятия 5
1.2 Классификация совместных предприятий 6
1.3 Причины создания совместных предприятий 7
1.4 Этапы становления совместных предприятий в Республике Казахстан.....9
2 АНАЛИЗ СП АО «АГРОМАШХОЛДИНГ» 14
2.1 Общая характеристика предприятия 14
2.2 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия 17
2.3 Перспективы развития АО «Агромашхолдинг» 19
3 Проблемы и перспективы развития совместных предприятий в Республике КАЗАХСТАН…………………………….. . 22
3.1 Проблемы совместных предприятий в Республике Казахстан и пути их решения……………………………………………………………………………..22
3.2 Перспективы развития совместных предприятий в Республике Казахстан………………………………………………………………………….. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

Курсовик готовый212.docx

— 89.40 Кб (Скачать)

 Учитывая  эти проблемы, в каждом конкретном  случае решению о создании  СП должно предшествовать тщательное  маркетинговое исследование зарубежного  рынка. 

В настоящее  время в Республике Казахстан  наиболее значимыми проблемами выступают  отсутствие в необходимых объемах  инвестиций в реальный сектор и несоответствие структуры вложений потребностям экономики  страны (опережающие темпы роста  капиталовложений в жилищное строительство  по сравнению с вложениями в производственные объекты). Вместе с тем, как свидетельствует  зарубежный опыт, без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики  экономический рост практически  невозможен (не менее 1/3 ВВП должно идти через сбережения и инвестиции).

Следует отметить, что незначительные объемы и их низкая эффективность сказываются  на углублении технологического отставания в различных отраслях промышленности, прежде всего наукоемких. Вместе с  тем результативное инвестирование может и должно рассматриваться  как необходимое условие занятия  Казахстаном достойного места в  мировом разделении труда. Выход  на мировые рынки возможен только с высококачественной, наукоемкой продукцией.

При исследовании первого опыта создания и деятельности совместных предприятий на территории Республики Казахстан были выявлены многочисленные проблемы, которые со всей очевидностью показали, что Казахстанские организации, - как непосредственные участники совместных предприятий, так и осуществляющие государственное регулирование совместного предпринимательства не готовы к широкому внедрению совместных предприятий в практику хозяйственной деятельности. Поэтому Казахстан, как и другие страны СНГ, стоит перед неотложной проблемой увеличения инвестиций в приоритетные отрасли экономики с целью их модернизации и внедрения новейших технологий. Также требуются немалые инвестиции и для создания инфраструктуры рынка.

Среди наиболее существенных препятствий на пути инвестиций в экономику стран СНГ, в том  числе и Казахстана западных бизнесменов  и банкиров по прежнему волнуют проблемы политического, экономического, технологического, информационного риска, которые  по оценкам деловых кругов, перекрывают  ожидаемые выгоды от сотрудничества. Как иностранные, так и отечественные предприниматели для активизации инвестиционной деятельности выдвигают в качестве непредсказуемых изменений в налоговой политике, неопределенности в разграничении компетенции и полномочий органов центральной и местной власти.

К трудностям организационно-правового характера  они относят: недостаточность гарантий для долгосрочных  и крупномасштабных инвестиций, отсутствие практики применения финансовых и имущественных залогов, надежность механизмов реализации инвестиционных программ и эффект правового обеспечения, нуждающегося в соблюдении договорных обязательств через ссуды арбитраж, высокая степень страхования.

Остаются  нерешенными и более частные  проблемы: недостаток инфраструктуры коммерческой и правовой информации, в первую очередь связи. Сталкиваются они и с трудностями в поисках  отечественных квалифицированных  партнеров, способных совместно  с иностранными компаниями реализовать  инвестиционный проект. Существует неадекватность представлений у иностранных  и казахстанских партнеров о ценности вкладов в создаваемое совместное предприятие по ведению бизнеса, показателей финансовой отчетности, что затрудняет проведение сравнительного экономического анализа предлагаемых проектов.

Каждая  из перечисленных проблем по своему отрицательно влияет на масштабы инвестиционных предложений и предлагает разные уровни своего решения. Но ни одна из них не является второстепенной. Западные компании и их представители Казахстана осознают, что для создания устойчивой рыночной экономики, совершенного торгового права и системы регулирования, обеспечения прав собственности, а также полной конвертируемости национальной валюты требуется время, пока макроэкономическая стабильность будет достигнута.

По мнению западных специалистов, инвестиционный климат в Казахстане в целом благоприятный. Но тема благоприятности инвестиционного климата в Казахстане требует отдельного рассмотрения, очевидно одно поток инвестиций направлен преимущественно в добывающие отрасли, иностранцев привлекает нефть и газ, золото и уран, никель и хром, медь и серебро.

Темп  роста, масштабы привлечения иностранного капитала, отраслевая структура и  география размещения еще не достаточно для возможностей такой страны как  Казахстан, который со своим не емким  рынком сбыта, природными ресурсами, квалифицированной  и дешевой рабочей силой может  быть одним из основных объектов вложения иностранного капитала в СНГ. Привлечению иностранного капитала в казахстанскую экономику мешает несколько причин:

  • Нестабильность обстановки в стране;
  • Экономический кризис;
  • Корупционность властей;
  • Рост безработицы;
  • Уровень инфляции.

Помимо этих общих причин притоку иностранного капитала в РК препятствуют:

  • Слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о потенциальных возможностях для инвестирования;
  • Несовершенство процедуры оформления иностранных инвестиций;
  • Затрудненность доступа к местным кредитам и фондовой деятельности;
  • Сравнительно высокие налоги и незначительное инвестиционные льготы;
  • Недостаточное страхование от политического и экономического риска.

Исходя из этого можно  сделать вывод о том, что существующий в РК механизм привлечения иностранных инвестиций и создания СП разработан недостаточно. И хотя основными предпосылками для увеличения притока иностранных инвестиций являются усиление  политической, экономической и социальной стабильности в стране и выход из экономического кризиса, совершенствование и развитие форм привлечения иностранного капитала (в том числе создание СП) могут существенно стимулировать приток капитала.

Наблюдается также значительная неравномерность  отраслевой инвестиционной активности. Это проявляется в относительно более высокой доле капиталовложений в отраслях перерабатывающей промышленности и явно недостаточном инвестировании развития высокотехнологичных наукоемких отраслей.

Государство также не располагает на сегодняшний  день достаточными финансовыми ресурсами  для инвестирования даже на приоритетных направлениях реформирования экономики, что в целом сдерживает процесс структурных преобразований, не способствует повышению конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя, не позволяет эффективно и быстро решать острые социальные и экологические проблемы.

В этой связи  необходима выработка научно обоснованной инвестиционной политики, результатом  которой должно стать как существенное увеличение объемов, так и повышение  эффективности инвестирования. Принимая во внимание ограниченность внутренних инвестиционных ресурсов Республики Казахстан, представляется целесообразным привлечение и эффективное использование прямых иностранных капиталовложений.

В настоящее  время в Казахстане созданы определенные предпосылки для развития и эффективного функционирования совместных предприятий. К числу наиболее значимых можно  отнести: уровень экономического развития, ориентацию экономики страны на осуществление  рыночных преобразований; конкурентоспособность  отечественной рабочей силы; выгодное транспортно-географическое положение  страны.

Для обеспечения  устойчивого роста СП необходимо создание предпосылок, способствующих улучшению экономических результатов  их деятельности при максимальном воздействии  интенсивных факторов на динамику производства с учетом состояния макросреды, обуславливающей  влияние данных предприятий на развитие национальной экономики. Поэтому целесообразно  смоделировать систему рационального  взаимодействия СП с основными компонентами политико-правового и организационно-экономического пространства, в которое они помещены. Для реализации данной цели должны быть обоснованы мероприятия, направленные на достижение эффективного функционирования СП в РК, включающие совершенствование государственной политики стимулирования развития международного совместного предпринимательства и обеспечивающее формирование механизма результативной деятельности СП. Данный механизм должен основываться на определении целесообразности и возможности создания и развития СП в экономике с учетом национальных интересов и степени вовлеченности государства в международное инвестиционное сотрудничество; предполагать многоуровневую оценку макроэкономического воздействия СП и их микроэкономической эффективности; выступать действенным стимулом активизации международного совместного предпринимательства.

Для этого  необходимо:

- стимулировать  поток инвестиций в экспортоориентированные и импортозамещающие производства;

- развивать  систему государственного страхования  иностранных инвестиций в приоритетные  отрасли;

- разработать  механизм налогового стимулирования  хозяйственной деятельности конкурентоспособных  СП, основанного на заключении  с ними особых налоговых договоров.  При этом налоговые льготы  целесообразно предоставлять дифференцированно:  либо на всю налогооблагаемую  базу, либо только на ее прирост  в зависимости от эффективности  инвестиционно перспективных предприятий;

- создать  целесообразную систему экономической  поддержки развития СП в различных  регионах республики, реализация  которой возможна преимущественно  через дальнейшее развитие свободных  экономических зон; 

- сформировать  свободный валютный рынок (что  предполагает гарантированный доступ  к конвертации национальной и  иностранной валюты и обеспечения  единого и стабильного обменного  курса рубля с учетом спроса  и предложения), создавая основы  для совершенствования механизма  валютной самоокупаемости СП;

- развивать  отечественный фондовый рынок  и активизировать привлечение  портфельных инвестиций за счет  обеспечения взаимного доступа  к котировкам на биржах РБ  и иностранных государств ценных  бумаг друг друга. Это положительно  отразится на привлечении иностранного  капитала на отечественный фондовый  рынок;

- оказывать  государственную поддержку инвесторам, осуществляющих финансирование  высокоэффективных инвестиционных  проектов. При этом критериями отбора первоочередных инвестиционных проектов с учетом международной практики являются: валютоокупаемость, степень реализуемости, экологичность, срок окупаемости затрат (преимущественно до 2-ух лет), возможность подъема производства и отраслей, важных для жизнеобеспечения Республики в целом, увеличения экспорта, развития научно-технического потенциала передовых производств, импортозамещения, создания эффективно функционирующих хозяйствующих субъектов, стабилизации финансово-экономического положения предприятия и отрасли в целом.

Таким образом для достижения краткосрочных целей изменения инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом в лучшую сторону и создания большего числа совместных предприятий необходимо реализовать в ближайший период следующие первоочередные задачи:

- усовершенствовать  кредитование, чтобы иметь достаточно  денежных средств на проекты;

- подобрать  полную информацию о состоянии  рынков других стран и мирового  рынка, иметь долгосрочную стратегию  и четкий бизнес-план;

- совершенствовать  и стабилизировать законодательную  базу, разработать нормативные правовые  акты, которые могли бы работать  без внесения регулярных изменений  и дополнений;

- упростить процедуру регистрации предприятия, сократить перечень

документов, необходимых для регистрации;

- перейти  от сплошного осуществления проверок  СП к избирательным проверкам,  унифицировать данную процедуру,  улучшить координацию контролирующих  органов. 

- ввести  в действие изменения в налоговое  законодательство только с нового  финансового года или предусмотрение определенного адаптационного периода для организаций, согласовывать нормативные акты разных учреждений.

3.2 Перспективы развития совместных  предприятий в Республике Казахстан

 

Перспективы сотрудничества отечественных предприятий  с иностранными инвесторами находятся  в зависимости от целого спектра  разнообразных факторов: рыночная доля предприятия, его перспективы развития, финансовое состояние, научно-техническая  база и потенциал, качество трудовых ресурсов и менеджмента, доступ к  сырью и рынкам сбыта, финансовым ресурсам и коммуникациям, глобальная стратегия инвестора, совместимость  производственного цикла, возможность кооперации и другие.

Создание  совместных предприятий будет способствовать сокращению времени строительства  новых предприятий, использованию  прогрессивной технологии и техники  в производстве, внедрению маркетинговых  и управленческих ноу-хау, выпуску  товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на внешние  рынки с конкурентоспособной  продукцией, сокращению нерационального  импорта, что приведет к повышению  эффективности национальной экономики.

Кроме того, СП являются более конкурентоспособными, так как могут обладать большими материальными, финансовыми, управленческими, маркетинговыми ресурсами по сравнению с другими предприятиями.

Также организация  оплаты труда работников СП как в  Республике Беларусь, так и за рубежом  в целом строится на общих принципах, характерных национальным предприятиям, за исключением ряда особенностей, связанных с использованием на СП иностранного капитала. Именно это  усиливает мотивационные стимулы  к труду, заинтересованность работников в конечных результатах, что выражается в более высоком уровне заработной платы работников данных предприятий.

Информация о работе Совместные предприятия: опыт создания и особенности в различных отраслях промышленности