Эластичность спроса и конкуренция производителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать спрос, его эластичность и конкуренцию производителей.
Для достижения своей цели я поставил перед собой следующие задачи:
1)изучить сущность спроса и его эластичность;
2)рассмотреть характеристику конкуренции производителей;
3)охарактеризовать конкуренцию производителей в условиях современного финансово-экономического кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел I Сущность спроса и его эластичность…..................................................5
Раздел II Характеристика конкуренции производителей ……………............16
Раздел III Конкуренция производителей в условиях современного финансово-экономического кризиса…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсовая Айрат.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

          Предлагаемый правительством РФ пакет мер по поддержке российского автопрома в рамках антикризисной программы оставил практически без внимания интересы нового российского автопрома, представленного производствами по сборке иномарок и их комплектующих, появившимися в рамках программы промышленной сборки. Это неудивительно, так как процедуры подготовки антикризисного плана отражают старую российскую традицию, когда конкурирующие предложения и их интересанты, действующие лица и пружины принятия тех или иных предложений остаются, по меткому определению Черчилля, «боями бульдогов под ковром». В такой ситуации решения зачастую сдобрены плохо прикрытыми следами избирательного корпоративного лоббизма.

       Значительная часть предприятий нового российского автопрома сосредоточена в Санкт-Петербурге. Как и все, они переживают не лучшие времена и уже вносят коррективы в свои производственные планы. Так как процедура окончательного принятия антикризисного плана обещает быть открытой и включает этап обсуждения и утверждения в Думе вместе с откорректированным бюджетом, еще есть возможность хотя бы попытаться учесть более широкий спектр интересов игроков, в том числе петербургских. И грех этим шансом не воспользоваться.

         Концепция развития автомобильной  промышленности России на период до 2010 года, принятая Минэкономразвития РФ в 2002 году, предусматривает, что основным направлением развития отрасли является интеграция в мировое автомобилестроение. Программа промышленной сборки стала действенным механизмом развития отечественного автопрома, и одно из ее достижений – появление новых центров автомобильной промышленности в Санкт-Петербурге и Калужской области, ориентированных на строительство лидерами мирового автомобилестроения локальных сборочных заводов.22

     В условиях кризиса мирового автопрома перспективы развития соответствующих инвестиционных проектов зависят не только от ситуации и условий работы на российском рынке, но и от решений, принимаемых правительствами других стран для поддержки собственных компаний. Зарубежный опыт борьбы с кризисом в автопроме интересен и сам по себе.

          Проигрывая конкурентам даже на российском рынке, производители автомобилей отечественных марок вступили в альянсы с зарубежными компаниями, однако благодаря традициям отраслевой корпоративности оставили за собой право олицетворять национальный автопром и представлять его в органах власти. На защите их интересов и сфокусирована антикризисная программа правительства.

     Однако  удастся ли названным предприятиям с пользой употребить деньги, которые появятся в их бюджетах благодаря государственной помощи, – большой вопрос. Предшествующий опыт показывает, что с этим в России сложнее, чем со стимулирующими производство государственными решениями.

           Кроме того, ФАС усмотрела, что список автомобилей, которые в течение 2009 года будут продаваться в кредит при господдержке, нарушает ст. 15 закона «О защите конкуренции», так как в перечень не вошла ни одна модель, выпускаемая ТагАЗом и «Автотором». Кроме того, в списке есть модели, которые не соответствуют ценовому ограничению в 350 тыс. рублей. В частности, минимальная цена Volkswagen Jetta составляет 680 тыс., а Ford Focus – около 388 тыс. рублей.

           Петербургские чиновники, курирующие создание автокластера, сформировали пакет предложений, обобщающий пожелания инвесторов, и готовы лоббировать его принятие на федеральном уровне. Это дает надежду на то, что перспективы петербургского автокластера не растворятся в кризисном тумане, а самый амбициозный промышленный проект Северной столицы сумеет пережить еще не один кризис.   

       «Тара уплотняется. Производители гофрокартона закрывают производство»- сообщает нам ежедневная газета «РБК Daily»:23

           Кризис ускорил консолидацию на рынке гофрокартона. По информации участников рынка, фактически остановили производство сразу два местных крупных предприятия отрасли: «Вереск-1», запущенный в 2007 году, и «Анкора». В качестве основных причин их ухода с рынка эксперты называют конкуренцию и высокую долговую нагрузку.

       «Кризис ускорил неизбежное — часть менее эффективных фабрик вынуждена сворачивать производство в условиях снижения спроса, — говорит Григорий Яугонен, коммерческий директор «Илим Гофра». — На себе мы также ощущаем последствия падения спроса, в наибольшей степени, пожалуй, в сегменте электроники. Пищевая промышленность — основной потребитель гофроупаковки — чувствует себя несколько лучше, но в отдельных сегментах падение весьма существенное». Господин Яугонен также отмечает, что в нынешних условиях потребители стараются снижать складские запасы упаковки, а также переходить к ее более дешевым видам. Чтобы приспособиться к новым условиям рынка, группа «Илим» стала дополнительно выпускать новые виды тарного картона.

        По словам исполнительного директора НП «Лесопромышленная конфедерация Северо-Запада» Дениса Соколова, из-за высокой конкуренции у многих производителей гофрокартона не было задела для снижения цен, поэтому кризис ударил по ним раньше, чем по остальным. «В целом вся отрасль находится в плачевном состоянии, — добавляет он — Производители гофротары сейчас полностью зависят от развития тех сегментов, для которых они производят продукцию».

     Проблема  конкуренции в Электроэнергетике:

         Исходя из критерия результативности, можно сказать, что формирование конкурентной среды - ключевой вопрос рыночных преобразований в электроэнергетике. Ниже речь пойдет о конкуренции в сфере покупки/продажи электрогенерации на оптовом рынке при использовании потенциала действующих мощностей.

       Сформулируем необходимые условия  эффективной конкуренции на оптовом рынке:

         1. Наличие значительных избыточных  мощностей и некоторого оптимального  количества энергокомпаний.

         2. Достаточное развитие сетевой  инфраструктуры (как минимум в  зоне ОЭС).

         3. Наименьшие режимные ограничения (отсутствие или небольшая доля АЭС, ГЭС и ТЭЦ).

         4. Относительно низкие и стабильные  цены на природный газ как  высокоманевренное "рыночное" топливо для ТЭС.

         5. Широкий диапазон дифференциации  стоимости генерации среди участников  рынка (в части переменной составляющей издержек).

         6. Благоприятный инвестиционный  климат (низкая инфляция, приемлемая  стоимость заемного капитала  и др.).

         7. Относительно высокие доходы  населения и энергосберегающая  активность в производственном  потреблении, что способствует снижению чувствительности потребителей к растущим ценовым нагрузкам.

         Избыточность как случайное событие,  режимная специализация диспетчируемых  генераторов и дискретный характер  участия в рынке высокоэкономичных  производителей в совокупности  приводят к тому, что в процессе выработки электроэнергии на действующих электростанциях поддержание конкуренции в качестве стабильного мотивирующего инструмента малоперспективно (хотя в принципе нельзя исключить такую возможность в отдельные периоды времени и в отдельных энергосистемах).

         Что касается розничного рынка,  то разделение распределения  и сбыта электроэнергии по  разным компаниям имеет смысл  только при условии реальности  создания эффективной конкурентной  среды на данном рынке. Для  этого необходимо выполнение следующих требований:24

    1. Наличие некоторого количества равновеликих энергосбытовых компаний (ЭСК), имеющих полную свободу действий по привлечению клиентов на определенной территории; причем это не должна быть олигопольная схема деления рынка на зоны обслуживания (как в сегодняшней практике);
    2. Все ЭСК обязаны соответствовать общепринятым критериям финансовой устойчивости и платежеспособности;
    3. В отношении любой лицензированной ЭСК недопустима дискриминация со стороны производителей (генераторов) при заключении прямых договоров как на оптовом, так и на розничном рынках;
    4. Наряду с ценовой должна присутствовать и неценовая конкуренция между ЭСК в части предоставления клиентам набора дополнительных услуг (различные схемы расчетов, энергосберегающие проекты, комплексные поставки тепло- и электроэнергии и т. д.);
    5. Клиенты (потребители) должны иметь не только возможность, но и заинтересованность в смене поставщика.

         Вероятно, в связи с объективной  инерционностью "большой" электроэнергетики  и отсутствием достаточных избыточных мощностей ценовой диапазон для ЭСК на оптовом рынке будет весьма ограничен. Поэтому многое зависит от развития малой энергетики (распределенной генерации) на розничном рынке, наличия неценовой конкуренции и динамичности потребителей в отношении выбора поставщиков.

         Если перечисленные условия отсутствуют,  то необходимо выяснить, какие  последствия вызывает дезинтеграция  распределения и сбыта электроэнергии, прежде всего в ракурсе взаимоотношений  энергокомпаний этих видов бизнеса  между собой и с потребителями. В частности, речь идет о совершенствовании учета электропотребления, процедуре заключения новых договоров, ответственности за надежность электроснабжения, устранении коммерческих потерь и повышении платежной дисциплины. Здесь главное - оценить изменения в издержках и результативности указанных видов деятельности.

     Таким образом, современный финансово – экономический кризис значительно повлиял на конкуренцию производителей в той или иной отрасли производства. Покупатели стали меньше совершать дорогие покупки, в связи  с этим начал падать спрос на определенные виды товаров. Покупателей на рынке уменьшилось, вследствие чего и увеличилось конкурентная борьба производителей.

     Производители стали делать значительные скидки, даже убыточные для своего производства, чтобы привлечь и переманить к себе большую часть покупателей.

     Производители же более дешевой и необходимой  продукции можно сказать немного  выиграли во время финансово –  экономического кризиса, то есть увеличился поток покупателей. Их товары стали более востребованными.

     Так же в связи с тем, что во многих регионах страны приостановилось строительство, упал спрос на стройматериалы, даже на качественные и конкурентоспособные.

     Чем больше финансово – экономический  кризис будет проникать во все сферы нашей жизни, тем быстрее и непредсказуемее будет изменяться конкуренция производителей.

 

 

     

Заключение

       Таким образом, спрос – важнейшее понятие, с помощью которого описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

        Изучение спроса потребителей, а  также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки  — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

     Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности.

     Рыночная  конкуренция за выживание и экономическое  процветание между предпринимателями  принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства. Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.

     Современный финансово – экономический кризис значительно повлиял на конкуренцию  производителей в той или иной отрасли производства. Покупатели стали  меньше совершать дорогие покупки, в связи  с этим начал падать спрос на определенные виды товаров. Покупателей на рынке уменьшилось, вследствие чего и увеличилось конкурентная борьба производителей.

     Производители стали делать значительные скидки, даже убыточные для своего производства, чтобы привлечь и переманить к себе большую часть покупателей.

     Производители же более дешевой и необходимой  продукции можно сказать немного  выиграли во время финансово –  экономического кризиса, то есть увеличился поток покупателей. Их товары стали более востребованными.

     Так же в связи с тем, что во многих регионах страны приостановилось строительство, упал спрос на стройматериалы, даже на качественные и конкурентоспособные.

     Чем больше финансово – экономический  кризис будет проникать во все сферы нашей жизни, тем быстрее и непредсказуемее будет изменяться конкуренция производителей.

 
 
 
 
 

Информация о работе Эластичность спроса и конкуренция производителей