Эластичность спроса и конкуренция производителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать спрос, его эластичность и конкуренцию производителей.
Для достижения своей цели я поставил перед собой следующие задачи:
1)изучить сущность спроса и его эластичность;
2)рассмотреть характеристику конкуренции производителей;
3)охарактеризовать конкуренцию производителей в условиях современного финансово-экономического кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел I Сущность спроса и его эластичность…..................................................5
Раздел II Характеристика конкуренции производителей ……………............16
Раздел III Конкуренция производителей в условиях современного финансово-экономического кризиса…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсовая Айрат.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
 
 
 

«КУРСОВАЯ РАБОТА»

по дисциплине «Экономическая теория»

Эластичность спроса и конкуренция производителей 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Выполнил:

                                            студент 1 курса

                                            группы 4082 

                                            Сунгатов А. М. 
 

                                            Руководитель:

                                            асс. Кафедры  Экономики 

                                            Васильев В.В. 

Казань 2011 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3 

Раздел  I Сущность спроса и его эластичность…..................................................5 

Раздел II Характеристика конкуренции производителей ……………............16 

 Раздел III Конкуренция производителей в условиях современного финансово-экономического кризиса…………………………………………...21 

Заключение……………………………………………………………………….34 

Список  использованной литературы…………………………………………...36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Любой рынок, независимо от  его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

     Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или  иных товаров, которые потребители  могут купить при сложившихся  ценах и денежных доходах.

     Цель  каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них  старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложение данного товара.

     Конкуренция является необходимым элементом  рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

     Таким образом конкуренция- это лекарство  от застоя в производстве, залог  экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому  необходимо как можно лучше исследовать  тему конкуренции.

     Актуальность. В связи с неустойчивым экономическим положением в стране,  спрос на продукцию и конкуренция производителей на рынке постоянно меняется и поэтому изучение этих элементов остается актуальной и на сегодняшний день.

     Цель  курсовой работы – проанализировать спрос, его эластичность и конкуренцию производителей.

     Для достижения своей цели я поставил перед собой следующие задачи:

    1)изучить сущность спроса и его эластичность;

     2)рассмотреть характеристику конкуренции производителей;

     3)охарактеризовать конкуренцию производителей в условиях современного финансово-экономического кризиса.

     Степень разработанности. В курсовой работе я использовал следующие источники: Российская Бизнес – газета, где описываются факторы, влияющие на конкуренцию. Журнал – Энергорынок, в котором раскрывается проблема конкуренции, газета – Крестьянские ведомости, где так же изучено понятие конкуренции.

     Бродская  Т.Г. в своей работе отметила основные понятия спроса, широко раскрыл понятия: спроса и предложения Липсиц И.В. Матвеева Т.У. рассмотрела  особые виды рынка. Добрынин А.И. рассмотрел вопрос – эластичность спроса.

     Структура курсовой работы: состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.  В первом разделе я раскрываю сущность спроса и его эластичность, во втором разделе рассматриваю характеристику конкуренции производителей,  а в третьем разделе даю полную характеристику конкуренции производителей в условиях современного финансово-экономического кризиса. 
 
 
 
 

 
Раздел  I Сущность спроса и его эластичность

     Каждый  человек нуждается в тех или иных благах, т. е. обладает потребностями. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.

         Этот термин, а точнее, его полный вариант — «платежеспособный спрос», ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус. И сделал он это для того, чтобы провести четкую грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести.

     Очень хорошо это различие описал уже предшественник Мальтуса Адам Смит: «Даже очень бедный человек может, в определенном смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека».1

     Мальтус довел эту мысль до кристальной  ясности, назвав то, что Смит именовал «реальным спросом», спросом платежеспособным. Его выводы позволяют сформулировать одно из важнейших правил экономической жизни: «Для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров».

     Спрос в таком понимании характеризует  состояние рынка, а точнее, связь массы товаров, которую люди готовы купить, с величиной цен, по которой они могут совершить покупку. Иными словами состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения

     Спрос и предложение—  взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.2

     Информацию  о возможных величинах спроса легко представить графически в виде кривой, которая называется кривой спроса (рис. 1).3 Она описывает картину спроса на данном товарном рынке, т.е. зависимость между:

     • ценой товара и

     • объемами его покупок, возможными при  различных уровнях цен.

     Кривая  спроса позволяет ответить на два  вопроса:

     1) какова будет величина спроса  при различных уровнях цен?

     2) как изменится величина спроса  при некотором изменении цены? 

       

     Каждая  точка на кривой — величина спроса на данный товар (возможное количество покупок) при определенном уровне его  цены.  Чтобы лучше понять механизм взаимосвязи цены и объема проданных товаров, посмотрим на данные, приведенные в табл. 1 (такого рода таблицы принято называть шкалами спроса).4 Цифры в первой колонке показывают возможные уровни цен на велосипеды, а во второй — число велосипедов, которое покупатели, допустим, готовы приобрести при том или ином уровне цены. 

       

     Величины  спроса должны иметь значение, и  ссылаться на конкретный момент времени. Коренным свойством спроса является: если все остальные параметры  неизменными, то снижение цены приводит к соответствующему увеличению величины спроса. Есть случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это вовсе не означает, что это его нарушение, но только нарушение допущения при прочих равных условиях.

     Изменение в спросе.

     Цена  является важным фактором, определяющим объем любого купленного продукта, но существуют другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовые детерминанты. Когда они действительно изменяются, изменяется и кривая спроса. Таким образом, они также называются факторами изменения спроса. При изменении одного из факторов, изменяется и кривая спроса. Если потребители найдут желание и способность покупать большее количество данного продукта в каждой из возможных цен, увеличение спроса и кривая спроса сместился вправо. Сокращение спроса происходит тогда, когда в связи с изменением в одном из ее детерминант (или более) потребители покупают меньшее количество товаров в каждой из возможных цен, это означает сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

         Примеры неценовых детерминант:5

      1.Ожидания относительно динамики цен в будущем.

     В данном случае спрос формируется  с некоторым заглядыванием в  будущее: хотя нынешняя цена кажется  покупателям слишком высокой  для товара с такой полезностью, но они опасаются, что завтра за него придется платить еще больше. И тогда покупают этого товара побольше сегодня, чтобы покупать его поменьше завтра.

     2. Численность и возраст покупателей. 

     Его действие состоит в том, что даже при том же самом среднем уровне доходов абсолютное увеличение численности покупателей ведет к повышению спроса (кривая спроса сдвигается вправо - вверх).

           3.Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей.

        Этот фактор формирования спроса, пожалуй, наименее предсказуемый, а часто и самый изменчивый. Именно через него на спрос влияет такой мощный механизм современной экономики, как мода.

     4.Доходы.

       Воздействие спроса на изменения денежного дохода более сложно. Для большинства товаров, увеличение доходов ведет к увеличению спроса. Товары, спрос на который меняется на прямую с изменениями денежного дохода, принято называть нормальными товарами или товарами высшей категории. Товары же низкой категории - это товары, спрос на который меняется в противоположном направлении, т.е. увеличивается с уменьшением доходов.

          5.Цены на товары.

     Будут ли изменяться в цене  товары в  результате увеличения или уменьшения спроса на сопряженный ему товар, зависит от того, является ли этот товар  заменителем данного продукта (взаимозаменяемым товаром), или же сопутствующих ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой одной и спрос на другой, существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой одной и спрос на другой, есть обратная связь.

     Увеличение  спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Сокращение спроса показывает, как эффект от снижения цен, и эффект сокращения количества продукта. Прямая связь между изменениями в спросе влекут за собой последующие изменения в равновесной цене и в общем количестве продукта. (рис. 2)6

       
 
 
 
 
 
 

Рис.2 Увеличение и уменьшение спроса

     Эластичность  спроса, ее виды и причины существования.

          Возможность возникновения трудностей при сбыте товаров заставляет любого продавца изучать спрос на своем рынке сбыта и прогнозировать реакцию покупателя на те или иные изменения цен и величин предложения товаров. В решении этой задачи помогает информация о степени эластичности спроса по цене.

        Эластичностью спроса по цене - это масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на 1%. Это значит, что формула расчета эластичности изменения спроса при изменении цен (коэффициента эластичности) имеет вид:7

       
 

     Коэффициенты  эластичности позволяют разбить  все товары на две основные группы:

     1) товары эластичного спроса;

     2) товары неэластичного спроса.

     В первую группу попадают те товары, для которых коэффициент эластичности больше единицы, т. е. относительный масштаб изменения числа покупок больше относительного масштаба изменения цены (это могут быть, например, предметы роскоши).

     Во  вторую группу попадают те товары, для которых коэффициент эластичности меньше единицы, т. е. относительный масштаб изменения числа покупок меньше относительного масштаба изменения цены (это могут быть, например, предметы первой необходимости).

Информация о работе Эластичность спроса и конкуренция производителей