Экономика отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:55, курс лекций

Описание работы

Курс лекций по экономике
Экономика отрасли является не только теоретической, но и прикладной наукой, пользуется не только выводами других наук, но и сама обеспечивает смежные науки фактической информацией о закономерностях формирования и развития отрасли, процессов её развития, связи процессов концентрации и диверсификации производства с эффективностью его функционирования параметров производственного процесса с существующим уровнем развития технологии, а также выполняет методические функции. Она должна обеспечить управленческим органам надежную обратную связь, выполнить функцию обоснования принимаемых ими решений в сфере управления экономическими процессами развития экономики отрасли.

Работа содержит 1 файл

экономика отрасли лекции.doc

— 428.00 Кб (Скачать)

     Функции цены:

  1. Цена решает проблему привлечения к труду. (Как сделать так, чтобы способные трудиться люди реализовали свои способности, причем согласно рыночной экономики не используя командные и административные методы), как заставить людей выполнять не престижную работу, именно цена на рынке труда выполняет эту функцию.
  2. Цена выполняет функцию ограничителя спроса. Цена ограничивает возможность удовлетворения потребностей и именно поэтому товары и услуги используются рационально.
  3. Стимулирующая. Стимулирует НТП. В рыночной экономике выигрывает тот, кто первый произвел, внедрил, продал. Через механизм конкуренции цен обеспечивается рост эффективности цен.
  4. Информационная. Цена несет в себе информацию об экономическом состоянии всех участников рынка.
  5. Именно цена обеспечивает объединения производителей и потребителей в такую экономическую систему, которая функционирует на основе свободного выбора и согласия.

     Цена  выполняет многообразные функции. Посредством их рыночная система  постоянно стремится к состоянию рыночного равновесия, обеспечивающего продавцам и потребителям свободного выбора.

     Виды  цен.

           Отпускная цена –  цена, с которой товар выходит  с предприятия. Она состоит из себестоимости товара и прибыли  предприятия.

           Оптовая цена промышленности (торговли) – это цена, которая  включает в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо – сбытовую скидку на услуги по снабжению и сбыту. Снабженческо-сбытовая скидка должна возместить издержки снабженческо-сбытовых организаций.

           Розничная цена –  это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. Розничная цена отличается от оптовой цены на величину торговой скидки. Торговая скидка – это цена за услугу по реализации товаров конечному потребителю. Она должна обеспечить возмещение торговли и дать прибыль.

           Договорные цены – подлинно рыночные, свободные, воплощающие  свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостаток: они могут быть спекулятивно завышены или занижены и, нарушить состояние равновесия рынка.

           Государственные цены – устанавливаются на:

  1. продукцию предприятий монополистов,
  2. базовые (для экономики данной страны) ресурсы,
  3. социально – значимые товары.

     Система государственных цен состоит  из двух элементов:

    • фиксированные цены – жестко устанавливаемые правительством,
    • регулируемые цены – учитывающие изменения экономической конъектуры.

     Ценообразование – это процесс установления цены на конкретный

     товар.  
 
 
 
 
 

                                   Ценообразование 

     Цена  – сложная  экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

     Существуют  две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определённой полезности. Отсюда цена  - денежное выражение стоимости товара.

     Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены.

     1.Учетная  функция, или функция учета  и измерения затрат общественного  труда, определяется самой сущностью  цены, т.е. являясь денежным выражением  стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.

     Количественные  показатели – ВВП, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.

     Качественные  показатели – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

     Реализуя  учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги исходя из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

     2. Сущность стимулирующей функции  цены выражается в поощрительном  и сдерживающем воздействии цены  на производство и потребление  различных видов товаров. Цена  оказывает стимулирующее воздействие  на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной прибыли.

     С помощью цены можно стимулировать  или дестимулировать:

     - научно-технический прогресс;

     - экономию затрат ресурсов;

     - изменение качества продукции;

     - изменение структуры производства  и потребления.

     Стимулирование  осуществляется путем установления повышенного уровня прибыли к  цене, надбавок и скидок к основной цене.

     Важное  значение имеет стимулирование ценами НТП. Это выражается в разработке и внедрении новой передовой  техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

     3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

     - отраслями экономики;

     - различными формами собственности;

     - регионами страны;

     - фондом накопления и фондом  потребления;

     - различными социальными группами  населения.

     Распределительная функция цены предусматривает также  учет в цене акциза на отдельные  группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.

     С помощью цены осуществляется перераспределение  создаваемой стоимости между  производителем и потребителем, между  отдельными категориями населения.

     4. Функция сбалансирования спроса  и предложения выражается в  том, что через цены осуществляется  связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о проявлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента необходимых рынку товаров, пользующихся спросом.

     В условиях рыночных отношений цена в  этой функции выполняет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.

     5. Функция цены как критерия  рационального размещения производства по мере перехода страны к рыночной экономике также будет получать все более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется «перелив» капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов – туда, где норма прибыли более высокая.

     В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма  прибыли существенно выше, чем  в других отраслях.

     В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются  по видам и разновидностям

     Первым  и важнейшим признаком классификации  цен является их дифференциация в  соответствии с обслуживаемой сферой товарного  обращения.

     В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:

     1.оптовые  цены на продукцию промышленности;

     2. цены на строительную продукцию;

     3. закупочные цены на сельскохозяйственную  продукцию;

     4. тарифы грузового и пассажирского  транспорта;

     5. розничные цены;

     6. тарифы на коммунальные и бытовые  услуги;

     7. цены, обслуживающие внешнеторговый  оборот (экспортные и импортные  цены).

     Оптовые цены на продукцию  промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании.

     Оптовые цены на продукцию промышленности в  свою очередь подразделяются на два подвида:

     1.) оптовая цена предприятия (отпускная  цена) – цена изготовителя продукции,  по которой предприятие реализует  производственную продукцию оптово-сбытовым  организациям или другим предприятиям.

     2.) оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию оптово-сбытовым и снабженческим организациям.

     Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

     1.) сметная стоимость – предельный  размер затрат на строительство  каждого объекта;

     2.) прейскурантная цена – усредненная  сметная стоимость единицы конечной  продукции типового строительного  объекта (за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м полезной площади, 1кв. м  малярных работ и др.);

     3.) договорная цена, устанавливаемая  по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.

     Закупочные  цены на сельскохозяйственную продукцию – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и население.

       Тарифы грузового  и пассажирского  транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и  населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

     Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными; по этим товары выбывают в сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены характеризуются следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж.

Информация о работе Экономика отрасли