Экономическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 11:10, реферат

Описание работы

Сущность планирование в экономике. Необходимость и особенности экономического планирования. Концепция внутрифирменного планирования. Виды и содержание внутрифирменного планирования.

Работа содержит 1 файл

Внутри. планиро..rtf

— 265.91 Кб (Скачать)

производства, распределения и потребления товаров и ресурсов.

   В настоящее время все производители и предприниматели, исходя из

рыночного спроса на товары, работы и услуги, самостоятельно планируют свою предстоящую производственно-хозяйственную деятельность,

определяют перспективы расширения производства продукции и развития предприятия.

    В отечественной планово-экономической литературе и хозяйственной практике всегда было общепризнанным выделять два основных вида

планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.

    Технико-экономическое планирование - предусматривает разработку

целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия

спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их

использования, определяются конечные рациональные нормы их

использования, определяются конечные финансово-экономические

показатели и т.п.

    Оперативно-производственное планирование - представляет собой

последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие

воздействия с целью корректировки процесса производства и т.п.

    Всякое внутрифирменное планирование предусматривает обеспечение необходимого развития тех или иных производственных объектов,

экономических систем или предприятия в целом.

В развивающейся рыночной экономике поэтому значительно возрастает роль внутрихозяйственного планирования на всех предприятиях. Высокая степень экономической свободы и плановой деятельности предполагает не только расширение практической работы на всех фирмах, но и развитие научных знаний и совершенствование самой теории внутрихозяйственного

планирования. В частности, требуется расширение существующей

классификации систем, видов, принципов и методов планирования.

Все виды внутрифирменного и корпоративного планирования могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время

действия, сфера применения, стадия разработки, степень точности и др.

    План деятельности фирмы должен быть выражен в письменной

форме. Собственно, возможен мысленный и устный план, как контур

будущего. Но если план одного человека может быть у него в голове, то план нескольких лиц должен иметь вербальную форму, выраженную

письменно, что необходимо для его лучшего понимания исполнителями. Кроме того, такой план в дальнейшем легче проконтролировать.

    Поэтому с точки зрения удобства использования можно говорить о

форме плана в виде:

  • набора обязательных документов;
  • структуры, отражающей внутреннюю логику построения;
  • перечня исполнителей с указанием их дифференцированных задач;
  • перечня необходимых действий по осуществлению

    предусмотренных задач;

  • сроков исполнения, указанных в соответствии с

    последовательностью необходимых действий;

  • сметы расходов;
  • расчета экономического эффекта как численного выражения

    поставленных задач.

2.3 МЕТОДОЛОГИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

    План внутрифирменной деятельности предприятия содержит целую систему экономических показателей, представляющих общую программу развития всех производственных подразделений и функциональных служб, а также отдельных категорий персонала. План -- это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала,

перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и т.д. Планирование характеризует картину будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные -- представлены более или менее смутно. Таким образом, план -- это предвидимая и подготовленная на известный период программа социально-экономического развития предприятия и всех его подразделений.

    Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводятся экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства.

    Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам согласно логике обоснования показателя, т.е. в соответствии с методологией планирования. Методология планирования -- это учение о совокупности

основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер (и действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга.

    В ходе составления планов руководители всех звеньев управления

намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или

работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в

единую экономическую систему, координирует работу всех составителей планов и вырабатывают решения о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов. При разработке свободного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо не только обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования, но и

осуществить достижение принятых планов и выбранных целей в будущем.

    Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

    Основные принципы планирования ориентируют все наши предприятия и фирмы на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и переплетены между собой. Некоторые из них, например, эффективность и оптимальность, действуют в одном

направлении. Другие, гибкость и точность, -- в разных направлениях.

    Основные принципы планирования.

    1. Принцип единства, т.е. холизма, которые означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом

теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых

показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых

показателях. Плановое изменение показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности.

    2. Принцип непрерывности, определяет процесс планирования как

непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму -- третий и т.д. принцип касается, прежде всего, планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а тот, в свою очередь, -- частью долгосрочного. Такое

понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Принцип также определяет кругооборот и

последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и, различаясь по времени.

    3. Принцип гибкости, означает способность плана менять свою

направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь

определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения

плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или ”надбавок на безопасность”, которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.

    4. Принцип точности, требует обоснованности, детализации и

конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом

значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе

нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на

случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план

создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени плана.

    5. Принцип участия, означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при

необходимости -- специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это

повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи,

предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет

содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. В ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители.

    Таковы важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные

методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов.

    В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято

различать следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов, судя по их названию, имеется несколько преобладающих признаков, или

приоритетных требований, к основному планируемому результату.

    Например, научный метод базируется на широком использовании г

лубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный -- на анализе и обобщении опытных данных, нормативный -- на применении исходных нормативов и т.д. В процессе планирования ни один из рассматриваемых

методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды. 

Информация о работе Экономическое планирование