Экономическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 11:10, реферат

Описание работы

Сущность планирование в экономике. Необходимость и особенности экономического планирования. Концепция внутрифирменного планирования. Виды и содержание внутрифирменного планирования.

Работа содержит 1 файл

Внутри. планиро..rtf

— 265.91 Кб (Скачать)

    В сложном положении находится теория и практика планирования в

нашей стране. Накопленный в прошлом опыт оказался в принципе

неприемлемым в новых экономических условиях. При решении рыночных задач потребуется время для его обновления. И если принципы планирования в корне меняются, то методологический потенциал меняется менее

существенно. В настоящее время многие российские предприятия

предпочитают вовсе не составлять планы, так как в условиях нестабильности и несопоставимости данных трудно достичь точности расчетов, тем более на длительную перспективу. Кроме того, ощущается недостаток специалистов, знакомых с теорией рынка и имеющих практический опыт плановой работы в новых условиях. 
 

    2. КОНЦЕПЦИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

2.1 НЕОБХОДИМОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

    Ещё классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными

маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел, если не краха их. Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

  • делает возможной подготовку к использованию будущих

    благоприятных условий;

  • проясняет возникающие проблемы;
  • стимулирует менеджеров к реализации своих решений

    в дальнейшей работе;

  • улучшает координацию действий в организации;
  • создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
  • увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой

    информацией;

  • способствует более рациональному распределению ресурсов;
  • улучшает контроль в организации.

    Некоторые специалисты по планированию пытаются найти такие

конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать такую

взаимозависимость. Однако дальше отдельных предположений дело не идет.

Напротив, как показывает опыт, большой рост и большой успех фирмы очень часто связаны не с формальным планированием, а скорее являются с

ледствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного

руководства фирмой. Более того, многие предприятия, в том числе и

российские, начинают применять планирование в тот период своего

развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.

     Тезис о слабой взаимосвязи крупного успеха с применением формального планирования подтверждает исследование, проведенное английским

специалистом по планированию Р. Финном. Он исследовал деятельность по планированию в 56 английских фирмах: как крупных, так и мелких, как

высоко-, так и низкодоходных. Фирмы должны были указать стаж

внутрифирменного планирования и его эффективность (в диапазоне от

крупного успеха до неудачи). Планирование имеет как преимущества, так и недостатки.

К преимуществам планирования относится:

  • стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;
  • обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ

    среды хозяйствования;

  • улучшение координации действий исполнителей;
  • усиление коллективных возможностей приложения сил за счет

    совместных действий заинтересованных лиц;

  • более рациональное использование ограниченных ресурсов;
  • возможность контроля за событиями и определение проблем

    в деятельности.

  Недостатки планирования:

  • невозможность отразить в плане все многообразие жизненных

    условий, особенно в сложно организованных системах;

  • стабильность принятого решения, что может обернуться убытки при динамичных обстоятельствах бизнеса;
  • необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.

    Поэтому желательно, чтобы предприниматель имел план из-за

сложных и быстроменяющихся условий бизнеса (в частности, сбыта и

конкуренции), которые надо заранее прогнозировать и продумывать.

Кроме того, у предпринимателя возникает потребность в разработке

нескольких вариантов наступления события по типу: ”А что, если…?”, из

которых надо выбрать один наиболее вероятный и целесообразный.

Подобная разведка редко совершается экспромтом. Она всегда требует

времени.

    Таки образом, план нельзя считать панацеей от всех бед. Его

    применение имеет ряд ограничений, которые обусловлены:

  • неопределенностью, многомерностью и стохастичностью среды

    хозяйствования, поэтому для исполнителя так важны поиск

    дополнительной достоверной информации и прогноз и определение

    степени его вероятности;

  • несовершенством законодательной базы страны;
  • ограничениями по ресурсам;
  • проблемами этического свойства, если в обществе не

    сформированы устои предпринимательской этики и отсутствует

    культура бизнеса.

    Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим причинам:

  • авторитарность руководства фирмы;
  • субъективность взглядов исполнителей;
  • неточная и неполная информация;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • отсутствие финансового обеспечения действий исполнителей;
  • ошибки в экономических расчетах.

    Для российских предприятий можно очертить две сферы,

нуждающиеся в применении планирования.

  1. Вновь возникшие частные фирмы.

           Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и

усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования,

адекватных современному рыночному хозяйству.

    Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере -- недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что

бизнес -- это умение ”крутиться”, правильно ориентироваться в

текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание к не очень

отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных частных фирм

начали создавать подразделения планирования, по крайней мере, вводить должность плановика.

2.Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. 

Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно

управляющейся экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, а следовательно, не предполагало серьезного умения планировать и предвидеть, определять собственные цели развития.

    Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и

приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт

внутрифирменного планирования.

    Нельзя создать раз и навсегда единую рациональную систему

планирования, как нельзя забыть о реалиях меняющегося мира. Поэтому

качественный план требует периодического уточнения. Оно будет зависеть не только от новой информации, но и от опыта, подготовленности и интуиции работников. Чтобы план действительно был полезным, он должен выполнять роль помощника в управлении, но никак не главного действующего лица в бизнесе.

Таким образом план -- не цель, а возможное средство достижения цели. Это средство помогает улучшить будущее. Его действенность определяется объективным пониманием жизни и субъективными управленческими решениями, которые должны стать действиями по саморегуляции объекта хозяйствования ради достижения выбранных целей жизнедеятельности.

    Современный рынок предъявляет особые требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Определим виды и содержание внутрифирменного планирования.

2.2 ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

    Внутрихозяйственное, или внутрифирменное, планирование занимает важнейшее положение в рыночной экономике. Оно позволяет соединять в общей экономической системе взаимные интересы государства, фирм и

домашних хозяйств. В странах с развитыми рыночными отношениями

основной задачей государственного регулирования является поддержание равновесного состояния экономики, обеспечение экономического роста и

повышение качества жизни людей. Внутрифирменное планирование также направлено на развитие производства материальных благ, удовлетворение различных потребностей людей и получение прибыли. В рыночной

экономике государство и предприятие являются основными независимыми субъектами планово-регулируемой производственно-хозяйственной

деятельности.

    Внутрифирменное планирование является важнейшей составной

частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Оно позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной

экономики, определяющие, в сущности, основное содержание

внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом и заключающиеся в следующем:

  1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на

    предприятии?

  1. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию

    производить и какие экономические ресурсы следует использовать?

  1. Как эту продукцию надо производить, какую технологию

    применять и как организовывать производство?

  1. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?
  2. Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

    Из этих фундаментальных вопросов вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс

Информация о работе Экономическое планирование