Экономическая теория как наука:предмет и метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение предмета и метода экономической теории.
Поставленная цель достигается путем последовательного решения следующих задач:
• описание экономической теории как фундаментальной экономической науки;
• исследование предмета и метода экономической теории, их исторического развития и существующего многообразия подходов к определению этих понятий;
• изучение методологических основ анализа экономических решений

Содержание

Введение стр.3
1.Экономическая теория как фундаментальная экономическая наука стр. 5

1.1 Зарождение и основные этапы развития экономической теории стр. 8
1.2 Основные категории и законы экономической теории стр. 12
1.3 Проблемы современного этапа развития экономической теории стр. 16

2. Предмет и метод экономической теории стр. 21
2.1 Предмет экономической теории стр. 21
2.2 Методы экономической теории стр. 26

Заключение стр. 29

Список литературы стр. 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Эк. теория.docx

— 59.18 Кб (Скачать)

     Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.

     Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э) и Аристотель (384-322 гг. до н. э), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентом обмене.

     Мыслители Древнего Рима - Сенека (4-65 гг. дон, э), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что "Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест". Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

     Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали система учения об экономике.

     Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название - политическая экономия (от греческих слов: "политейя" - общество, "ойкос" - дом, хозяйство, "номос" - закон). Таким образом, политическая экономия - наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

     Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского "меркан-те" - купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности - международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы - Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма - государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле - используются и в современной экономике.

     Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

     Позже появляется теоретическое учение физиократов ("физиократия" в переводе с греческого - власть природы). Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). В 64 году он написал свой главный труд по политической экономии "Экономические таблицы", в котором сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль - сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

     Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

     Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в конечном счете, стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора "Утопия", Кампанеллы "Город Солнца". Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.

     На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.

     До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нор-дхаус ставят "Капитал" К. Маркса в один ряд с "Богатством народов" А. Смита и "Общей теорией занятости, процента и денег" Д.М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.

     К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.

     В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы - А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

Догматическое понимание главных  идей марксизма при попытке построить  социалистическое общество в отдельных  странах оказало плохую услугу этому  великому для своего времени учению. Оно не лишено отдельных недостатков, один из которых то, что главное  внимание в нем уделялось антагонизму  классов, а практические рекомендации для процветания общество остались на заднем плане. История лишь частично подтвердила справедливость положений  и выводов марксистской экономической  теории.

Во второй половине XIX в. в экономической теории возникло направление под названием маржинализм. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы К. Менгер, Ф. фон Визер, Э. фон Бем-Баверк, а также английский экономист У. Джевонс.

     Школа маржинализма сформировалась на основе критики исторической школы, абсолютизировавшей эмпирический метод в изучении экономических явлений. Маржиналисты, напротив, доказывали необходимость общих закономерностей экономической жизни, первостепенность абстрактно логического метода научного анализа, вне зависимости от национальной специфики. Эта принципиальная позиция методологии дает основание утверждать о родстве маржинализма с рикардианством. В связи с этим маржиналистов (особенно представителей кембриджской школы) называют еще и "неоклассиками". В то же время маржинализм противопоставил рикардианской трудовой теории стоимости теорию полезности, где величина меновой стоимости выводится не из необходимых трудовых затрат, а из интенсивности потребления.               Существовавшая ранее теория полезности (Э. Кондильяк и Ф. Галиани), была усовершенствована маржиналистами на основе применения метода предельного анализа, который и дал название новой экономической школе. Этот метод применялся впоследствии при построении других концепций маржинализма: теории общего равновесия, распределения, издержек производства и др.

     А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономики. Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А.Р.Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж.Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные категории и законы экономической науки

     В самом общем виде отношения собственности в экономическом понимании, как уже отмечалось, выражают природу производственных отношений, которая раскрывается в системе экономических законов как сущность более глубокого порядка.

     Закон и сущность понятия однопорядковые. Сущность, как и закон, раскрывает только глубинные, устойчивые, внутренне необходимые связи. Поэтому явление богаче, чем сущность, поскольку в нем отражаются также случайные, неустойчивые связи, формы проявления закона. Сущность, а следовательно, и закон, всесторонне могут быть исследованы только через другие категории диалектики — количество и качество, содержание и форма, целое и часть и, прежде всего, через категорию противоречия, взаимодействия противоположных сторон единства.

     Экономический закон — это внутренне необходимые, устойчивые, существенные связи между противоположными сторонами, свойствами явлений, процессов, элементов материальной системы.

     Каждый экономический закон пронизан внутренним противоречием. В свою очередь, противоречие является сущностным, закономерным отношением между противоположными сторонами единства.

     Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер. Однако они существенно отличаются от законов природы, поскольку возникают, развиваются и функционируют только в процессе экономической деятельности людей — в производстве, распределении, обмене и потреблении. Кроме того, экономические законы в отличие от законов природы имеют не жестко детерминированный характер, а определяются в виде тенденций, действуют не вечно. Большинство из них носят временный, преходящий характер.

     На начальных этапах развития человеческого общества экономические законы реализуются через стихийную деятельность людей. В современных условиях, когда основной формой собственности постиндустриального общества является ассоциированная (акционерная, кооперативная, государственная и др.), стихийное действие экономических законов дополняется элементами сознательного учета их императивов через механизм корпоративного, государственного и наднационального регулирования экономики, расширения масштабов планомерности в пределах гигантских монополистических объединений. В связи с этим разграничивают сущность экономического закона, механизм его действия и использования.

     Государство не может отменить объективные экономические законы, но может создавать предпосылки для конструктивной реализации требований данных законов, учитывая их при изменении соответствующих условий. Это достигается совершенствованием права собственности, хозяйственного механизма; государственного управления.

     Система экономических законов можно классифицировать, она включает четыре их типа:

     Первый тип — всеобщие экономические законы, свойственные всем общественным способам производства (законы соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил; роста производительности труда; экономии рабочего времени и др.), отражающие внутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи, присущие различным технологическим способам производства, процессу взаимодействия человека с природой, соединению личных и вещных факторов в процессе труда.

     Второй тип — законы, действующие в нескольких общественно-экономических формациях и отражающие внутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи, свойственные нескольким технологическим способам производства в их взаимодействии с некоторыми однородными элементами различных общественных форм. Это особые экономические законы. Например, законы товарного производства: стоимости, спроса и предложения и др.

     Третий тип — специфические экономические законы, действующие только в пределах одного общественного способа производства. Важнейший из них — основной экономический закон, выражающий наиболее глубинные связи между производительными силами и производственными отношениями, отношениями собственности во взаимодействии с развитием производительных сил, а также основную цель общественного способа производства. К таким формационным законам можно, например, отнести закон капиталистического накопления.

     Четвертый тип — законы, действующие лишь на одной из стадий (восходящей или нисходящей) общественного способа производства (например, закон зарождения монополии из концентрации производства). Так, на государственно-корпоративной стадии постиндустриальной эволюции расширяется сфера действия закона планомерности экономического развития.

     Экономические категории — это теоретическое выражение, мысленные формы реально существующих производственных отношений, экономических явлений и процессов.

     Они отражают в экономической теории не только определенную сторону системы производственных отношений, но и ее связь с соответствующей стороной системы производительных сил. Содержанием последних выступает отношение человека к природе, их взаимодействие. Вещественным содержанием каждой экономической категории является отдельная сторона такого отношения к природе. Поэтому в любой экономической категории отражается диалектическое взаимодействие социально-экономических отношений между людьми (отношений собственности, общественной формы труда) с организационно-производственными и технико-трудовыми связями, с вещественной формой процесса труда, с отношением человека и природы. Игнорирование производительных сил, процесса труда как такового означало бы, что вне круга вопросов экономической теории остается рассмотрение категорий «содержание труда», «рабочая сила», «потребительная стоимость», «процесс труда» и т. п.

Информация о работе Экономическая теория как наука:предмет и метод