Эффективность экономической деятельности

Дата добавления: 19 Декабря 2011 в 20:26
Автор: e*****************@yandex.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (49.62 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

эк и соц труда.docx

  —  52.14 Кб

     Существует  очень мало проблем, в которых  экономист более непосредственно  заинтересован, чем проблемы, относящиеся  к принципам распределения издержек на образование для детей между  государством и родителями. Но здесь  следует рассмотреть условия, определяющие способность и желание родителей  взять на себя свою долю издержек, какой  бы она ни была».

     Таким образом, принципы анализа эффективности  инвестиций в образование были известны задолго до Беккера. Его заслугой можно считать разработку схем расчета по аналогии с анализом инвестиций в технологический капитал.

     Опыт  развитых стран показывает, что при  прочих равных условиях продуктивность труда и доходы возрастают с увеличением  затрат на общее и специальное  образование. Так, в США самая  высокая заработная плата у тех, кто закончил аспирантуру; следующая  ступень — заработки после  окончания университета; далее идут заработки работников с незаконченным высшим образованием; еще ниже заработки после окончания средней школы; меньше всех получают те, кто имеет лишь начальное образование. Указанная зависимость характерна как для мужчин, так и

     для женщин .

     При оценке эффективности образования  сопоставляются затраты в настоящем  и результаты в будущем. Поэтому  индивидуум (предприятие, общество) должен определять ценности будущих выгод.

     Рассмотрим  схему рассуждений человека, определяющего  целесообразность затрат на повышение  квалификации в течение одного года. Обозначим через величину затрат на обучение. Эти затраты включают две части: прямые затраты, равные стоимости обучения, и косвенные затраты (упущенные возможности), равные затратам, которые могли бы быть получены за время обучения.

     Эффективность инвестиций в образование подтверждена многочисленными исследованиями и  расчетами. Один из основателей теории человеческого капитала Т. Шульц (лауреат  Нобелевской премии1 по экономике  за 1979 г.) доказал, что в экономике  США доход от человеческого капитала больше, чем от физического. Из расчетов Т. Шульца следует, что развивающимся  странам надо делать инвестиции прежде всего в здравоохранение, образование, науку. Это выгоднее строительства  новых предприятий.

     Несмотря  на доказательства эффективности вложений в образование и повышение  квалификации, ряд авторов полагают, что продуктивность человека определяется в основном его природными способностями, а не затратами на обучение. Такая позиция обычно основывается на биографиях выдающихся писателей, художников, ученых, спортсменов. В частности, один из крупнейших отечественных физиков академик Я. Б. Зельдович не имел диплома о законченном высшем образовании. Однако это не означает,

что он не имел такого образования, ибо прекрасно  знал математику, физику, владел немецким и английским языками.

     Таким образом, природные способности  следует рассматривать как стартовый  человеческий капитал, который может  быть значительно увеличен благодаря  инвестициям в обучение и воспитание. При этом необходимо учитывать различия между потенциалом человека и  человеческим капиталом. Так, инвестиции в повышение нравственности могут  увеличить потенциал человека, его  полезность для общества, однако не гарантируют прямого увеличения производительности и заработной платы.  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Распределение доходов и оплата труда
 
    1. Принципы  формирования доходов  в рыночной экономике
 

     Во  всем цивилизованном мире основой распределения  общественного богатства считается  принцип распределения по труду. В России честь «открытия» этого  принципа многие приписывают К. Марксу, что вполне естественно после  истории 1917—1990 гг. Однако названный  принцип был сформулирован за 2 тыс. лет до Маркса в Новом Завете — книге, которая не имеет равных по количеству изданных экземпляров. Один из авторов этого сочинения, апостол  Павел, во Втором послании к Фессалоникийцам  учил: «...если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», а в Первом послании к Коринфянам та же мысль выражена еще более определенно: «...каждый получит свою награду по своему труду».

     Принцип распределения по труду, а также  идеи братства, равенства, справедливости заимствованы основоположниками марксизма  у основоположников христианства. Главное  отличие первых от вторых в обещании реализации этих прекрасных идей на Земле  и без помощи каких-либо мистических  сил. Однако все попытки выполнить  эти обещания оказались неудачными.

     Обсуждаемый принцип практически означает распределение  благ в соответствии с затратами  и результатами труда. Выбор той  или иной базы распределения определяется содержанием и условиями конкретного  трудового процесса. Труд рабочего, выполняющего определенную операцию технологического процесса, или комплекс таких операций, или этап обработки крупной детали (например, вала турбины) практически  не может не оплачиваться по нормированным  затратам труда, которые необходимы для достижения требуемого (планового) производственного результата. Иногда говорят, что оплата труда комплексных  бригад осуществляется по конечному  результату. Это возможно, но не слишком  часто, так как подобная бригада  должна, в сущности, разрастись до размеров завода, выпускающего

полностью готовую машину. Даже если продукция  бригады оплачивается по относительно обособленному результату (комплекту  полностью обработанных деталей, собранному узлу машины и т. д.), то распределение  общего заработка чаще всего осуществляется пропорционально затратам труда.

     Важно подчеркнуть, что все эти ситуации относятся к труду, выполняемому строго по заданной технологии или  инструкции. Такой труд в разделе 6 был назван а-трудом.

     По  отношению к труду, содержащему  существенную долю элементов новизны, т. е. творческому труду, организация  оплаты должна быть принципиально иной. Чем выше доля элементов творчества, тем в большей мере распределение  неизбежно ориентируется не на затраты, а на результаты труда. В таких  видах творчества, как научное, техническое, педагогическое и т. д., распределение  продуктов труда осуществляется как по затратам, так и по результатам. Преобладание той или иной базы распределения  целиком определяется долей творчества в данном виде деятельности. В экономическом  аспекте творческим следует считать  труд, основой оплаты которого принципиально  может быть авторский гонорар. Но в настоящее время не только в  нашей стране, но и во всех развитых странах большинство ученых и  инженеров не могут жить только на гонорар за плоды своего творчества. Вместе с тем пример Т. А. Эдисона  и других изобретателей показывает, что в принципе это возможно и  в дальнейшем такой вид оплаты будет получать все большее распространение.

     Поскольку предпринимательство является одним  из видов творческой деятельности, постольку прибыль предпринимателя  — это не что иное, как вид  авторского гонорара. Вместе с тем  в современных условиях наибольших успехов добиваются, как правило, те предприниматели, которые доводят  до практической реализации новые научные  и технические идеи или открывают 

новые имена в искусстве. Иногда предприниматель  и автор новой идеи — одно и  то же лицо (например, основатель компании «Форд» Генри Форд). Чаще предприниматель реализует патент, который представляется ему и его советникам перспективным, или покупает акции перспективных фирм. Во всех этих случаях первоисточником прибыли является творчество авторов новых научно-технических идей, полезность которых увеличивается благодаря творчеству предпринимателя.

     В рыночной экономике принцип распределения  по труду реализуется исходя из предельной продуктивности конкретного работника  на конкретном рабочем месте, т. е. доход  работника при прочих равных условиях увеличивается в соответствии с  ростом дохода предприятия от данного  вида труда.

     Предельная  продуктивность работника зависит  от спроса и предложения на соответствующем  рынке труда. При рационально  организованной экономике цена высококвалифицированного творческого труда значительно  выше, чем малоквалифицированного. Это отражает более высокую продуктивность квалифицированного труда. Однако в  условиях резкой смены общественных отношений и технологических  укладов существенно изменяется структура спроса на труд, и цена некоторых видов высококвалифицированного труда может значительно снизиться. Такое положение характерно для  рынка труда России конца XX —  начала XXI в., когда доходы многих ученых и инженеров оказались ниже, чем  у продавцов, кассиров и охранников. В подобных ситуациях, при которых  рыночный механизм не обеспечивает адекватной реакции, должны действовать государственные  меры регулирования, направленные на сохранение интеллектуального и духовного  потенциала страны. Эти меры «срабатывают»  при наличии достаточных средств  в государственном бюджете. Если это условие не выполняется, неизбежна  деградация науки, образования, культуры с очевидными последствиями для  будущего страны. Рассмотренная ситуация является следствием различий в кратковременном  и долговременном аспектах соотношения  спроса и предложения на рынке труда.

     Таким образом, в нормально функционирующей  рыночной экономике принцип распределения  по труду модифицируется в принцип  распределения по предельной продуктивности труда.

     В условиях рыночной экономики наряду с доходами от труда существенную роль играют доходы от собственности. Проблема относительной значимости распределения по труду и по собственности  обсуждается в экономической  литературе не одну сотню лет. А. Маршалл  уделил этой проблеме значительное внимание во втором томе своих «Принципов». Раздел, названный «Распределение национального  дохода», содержит шесть глав, из которых  три посвящены анализу доходов  от труда, одна — проценту на капитал  и две содержат общую характеристику системы распределения общественного  богатства. В главе «Процент на капитал» изложена история проблемы. В частности, отмечено: «...мудрецы древности, отцы средневековой церкви... склонны  считать, что ростовщики торгуют  несчастьями других, наживая барыши на их невзгодах... Аристотель утверждал, что деньги бесплодны и взимать  процент из предоставления их взаймы означает противоестественное их употребление». Вместе с тем Маршалл добавляет: «Архидиакон Каннингем хорошо показал  изощренность, с которой средневековая  церковь обходила свой собственный  запрет на ссуды под процент...».

     Структура личных доходов существенно изменилась на протяжении XX в. В развитых и бывших социалистических странах существенную роль стали играть пенсии, пособия  по безработице и болезни, стипендии  и другие выплаты из государственных  фондов. Данные о распределении доходов  в США приведены в статье лауреата Нобелевской премии по экономике  Василия Леонтьева.

     Он  пишет, что к 1990 г. «доля доходов  от собственности составляет примерно 15% личного дохода...». Кроме того, Леонтьев отмечал, что до 1929 г. расходы государства на пенсии, пособия по болезни, безработице были невелики. Сейчас они составляют до 15% суммарного личного дохода граждан США.

     В теоретическом аспекте возможно обсуждение принципа распределения  по способностям. Однако практически  этот принцип может быть реализован только через распределение по труду.

     Способности существенно влияют на результаты труда, а значит, и на соответствующую  долю общественного богатства. Это  обстоятельство следует учитывать  в системах оплаты труда.

     Для нашей страны существенное значение имеет распределение по должности. Известны многие факты, которые заставляют усомниться в наличии достаточной  положительной корреляции между  занимаемой должностью и реальным вкладом  в общественное богатство. Более  того, здесь корреляция часто оказывается  отрицательной. Это делает весьма актуальной проблему такого распределения доходов, при котором их уровень зависел  бы не от должности, а от экономического и социального эффекта деятельности конкретного лица, занимающего данную должность.

     Рассмотренные выше принципы распределения ориентированы  преимущественно на экономический  аспект проблемы. Однако в распределительных  отношениях весьма важным является также  социально-этический аспект. При  определенных условиях он может оказаться  даже важнее экономического. Основное противоречие между этими аспектами  состоит в том, что распределение  по результатам труда, не говоря о  распределении по собственности, ведет  к значительному неравенству  в доходах, а соответственно и  в потреблении.

     Это неравенство неизбежно из-за различий в способностях людей, их социальном положении и других условий. Хотя отмеченное противоречие обсуждается  уже на протяжении столетий, оптимального решения до сих пор не найдено. В большинстве стран неравенство  в доходах пытаются компенсировать за счет общественных фондов потребления  и благотворительных фондов, которые  в определенной мере реализуют распределение  по нормам потребления, соответствующим  условиям страны.

Описание работы
Рост национального дохода, приходящегося на одного жителя развитых стран, происходит в основном за счет действующего и прошлого β-труда. При этом тенденция роста уровня жизни характерна для всех работников, в том числе и для тех, кто занят преимущественно α-трудом. Причины этого обусловлены соотношением спроса и предложения на рынке труда, а также процедурой заключения тарифных соглашений, направленной на минимизацию конфликтов. Тенденция роста ставок оплаты α-труда при его уменьшающейся длительности и интенсивности в определенной степени аналогична тенденции увеличения цен на землю в перспективных городах.
Содержание
Эффективность экономической деятельности
Теорема о рентабельности компонент труда и ее следствие….2
Творчество — основной источник прибыли в экономике XXI века…………………………………………………………….….5
Эффективность инвестиций в человеческий капитал………..13
Распределение доходов и оплата труда
Принципы формирования доходов в рыночной экономике…17
Статистический анализ распределения личных доходов…….24