Эффективность экономической деятельности

Дата добавления: 19 Декабря 2011 в 20:26
Автор: e*****************@yandex.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (49.62 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

эк и соц труда.docx

  —  52.14 Кб

     Содержание 

  1. Эффективность экономической деятельности
    1. Теорема о рентабельности компонент труда и ее следствие….2
    2. Творчество — основной источник прибыли в экономике XXI века…………………………………………………………….….5
    3. Эффективность инвестиций в человеческий капитал………..13
  2. Распределение доходов и оплата труда
    1. Принципы формирования доходов в рыночной экономике…17
    2. Статистический анализ распределения личных доходов…….24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Эффективность экономической  деятельности

     1.1Теорема о рентабельности компонент труда и ее следствие

     Рост  национального дохода, приходящегося  на одного жителя развитых стран, происходит в основном за счет действующего и  прошлого β-труда. При этом тенденция  роста уровня жизни характерна для  всех работников, в том числе и  для тех, кто занят преимущественно  α-трудом. Причины этого обусловлены  соотношением спроса и предложения  на рынке труда, а также процедурой заключения тарифных соглашений, направленной на минимизацию конфликтов. Тенденция  роста ставок оплаты α-труда при  его уменьшающейся длительности и интенсивности в определенной степени аналогична тенденции увеличения цен на землю в перспективных  городах.

     Чтобы сформулировать и доказать теорему  о рентабельности компонент труда, введем следующие определения:

     Определение 1. Труд – это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему  побуждению, либо по тому и другому.

     Каждый  трудовой процесс можно рассматривать  как сочетание двух компонент: регламентированного (α-труда) и новационного (β-труда).

     Определение 2. Регламентированным или α-трудом называется вид деятельности, при  которой человек должен действовать  в строгом соответствии с заданной технологией (инструкцией) и не имеет  объективных возможностей для изменения  этой технологии.

     Определение 3. Новационным, творческим или β-трудом называется вид деятельности, при  которой человек занят только созданием нового в науке, искусстве, экономике и других сферах. Результатом  β-труда являются новые идеи и  образы.

     О п р е д е л е н и  е 4. Духовным, или у-трудом, будем называть

     вид деятельности, целью которой является воздействие на нравственные основы человеческого существования, у-труд может быть либо положительным, т. е. направленным на  ≪накопление сил  добра≫ (С. Франк), либо отрицательным, т. е. ориентированным на усиление вражды, нетерпимости, жестокости (на накопление сил зла).

     Из  принципа сохранения материи и определения 1 следует:

     Лемма 1. Рост потребления материальных благ можно обеспечить за счет:

     увеличения  объема потребляемых природных ресурсов;

     улучшения использования природных ресурсов.

     Из  определения 2 следует:

     Лемма 2. Результат α-труда (в частности, объем продукции) может быть увеличен только за счет увеличения длительности и (или) темпа труда.

     Из  определения 3 следует:

     Лемма 3. Результат β-труда не имеет какой-либо явной зависимости от длительности и темпа труда. Он определяется прежде всего творческими способностями (к данному виду деятельности) и  условиями для их реализации.

     Из  определения 4 следует:

     Лемма 4. Положительный у-труд создает этические и правовые условия для роста продуктивности и улучшения отношений между людьми. Отрицательный у-труд ведет к деградации человека, природы и социальных отношений.

     Из  лемм 1-4 следует:

     Теорема. При неизменной или уменьшающейся  длительности рабочего дня и года рост душевого потребления материальных благ возможен только за счет результатов  β-труда, направленного на увеличение объема добываемых природных ресурсов и (или) повышение эффективности  их использования.

     Справедливость  сформулированной выше теоремы непосредственно следует из лемм 1-4 и того факта, что в течение двух последних столетий в развитых странах рост потребления материальных благ происходил при уменьшении длительности рабочего дня и года.

     Исходя  из теоремы об эффективности компонент  труда, можно сформулировать:

     Следствие. Благосостояние страны зависит от двух основных факторов:

     1) величин творческого и нравственного  потенциалов населения;

     2) реализации названных потенциалов.

     Из  указанного следствия вытекает:

     Основная  цель социально-экономической политики страны:

     повышение доли умных и честных людей  и обеспечение условий для  их плодотворной деятельности.

     К достижению этой цели стремятся все развитые страны, используя различные средства, в том числе импорт мозгов.

     Указанная основная цель социально-экономической  политики реализуется во всех развитых странах. Эта цель практически определяет суть того, что называют национальной идеей страны. Россия XX в., в отличие  от времен Петра I и Екатерины II, не создала  условий для ≪импорта мозгов≫. К  глубокому сожалению, идет обратный процесс — ≪утечка мозгов≫  из страны1. Таким образом, Россия фактически изменялась в направлении, противоположном  вектору роста благосостояния. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Творчество — основной источник прибыли

     в экономике XXI века

Проблема  сущности и источников прибыли —  одна из центральных в экономической  теории. Автором первой теории ≪чистого продукта≫, т. е. того, что остается сверх издержек производства, является Ф. Кенэ (1694—1774) — основоположник физиократической теории ценности (от греч. physis — природа, kratos — власть). Он подчеркивал: ≪...ничто в действительности не может приносить дохода, кроме земли и воды≫. Физиократы исходили из того, что производительным является труд, который создает ≪чистый продукт≫. Кенэ разделял общество на три класса: производительный, собственников и бесплодный. К первому классу он относил тех, кто обрабатывает землю, непосредственно занят в сельском хозяйстве, ко второму — тех, кто владеет землей, — короля, землевладельцев, церковь, а к

третьему  — всех остальных, в том числе  рабочих, капиталистов, торговцев.

Логика  такой странной для нас структуры  общества в том, что, по мысли Кенэ, только крестьяне получают от земли больше того, что они в нее вкладывают. Рабочие же лишь перерабатывают то, что получено от земли, природы, и создают ровно столько, сколько потребляют.

Существенно по-иному трактовал понятие производительного труда А. Смит. Он видел источник увеличения богатства в общественно полезном труде по производству материальных благ. Поэтому только такой труд он относил к производительному. Поэтому поводу Смит писал: ≪Труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости, и не закрепляется, и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать, и по прекращении труда за который можно было бы получить потом равное количество труда. Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников... К одному и тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых

серьезных и важных, так и некоторые из самых легкомысленных профессий — священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщицы и прочие≫.

К. Маркс  пытался доказать, что источником прибыли является продукт, произведенный  рабочими за так называемое прибавочное  время, т. е. ту часть рабочего дня, которая  не оплачивается собственником предприятия. Другим источником прибыли Маркс считал работу с интенсивностью труда, превышающей нормальную.

В глобальном аспекте концепция Маркса легко  опровергается опытом истории: за последние 200 лет в развитых странах длительность рабочего года сократилась более чем вдвое, а уровень жизни рабочих вырос в десятки раз. Очевидно, что этот факт является следствием научно-технического прогресса, т. е. реализации новых научных, технических и организационных идей.

В работах  по истории науки приводятся десятки  примеров резкого повышения эффективности производства под влиянием новых технических и организационных идей. Общепризнано, что паровая машина Дж. Уатта возместила затраты на науку за всю предшествующую историю человеческого общества. Многократный рост эффективности стал следствием изобретения Э. Сименсом динамо-машины (1867 г.), Г. Даймлером бензинового двигателя (1885 г.), Р. Дизелем двигателя на тяжелом топливе (1892 г.) и т. д. Качественные изменения в производстве возникали не только от технических, но и от организационных идей. Примерами могут служить работы Г. Форда по организации массового

выпуска автомобилей, Ф. Тейлора по рационализации трудовых

процессов и др.

Во второй половине XX в. в развитых странах  существенно ускорился процесс качественных изменений не только в производстве, но и в структуре населения: резко уменьшилась доля численности рабочих и крестьян, а доля занятых в науке, образовании, здравоохранении, сфере услуг возросла.

Влияет  ли новая технологическая база экономики  на возможность эксплуатации одних социальных групп другими? Если да, то почему и в каких формах? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо установить, как формируется прибыль и как она распределяется.

Воздействие научно-технического прогресса на экономические  показатели обычно исследуется статистически, на основе производственных функций. Однако это не проясняет сущности явления, так как экономическая система рассматривается как ≪черный ящик≫.

Чтобы понять механизм влияния новых идей на величину прибыли, следует исходить из того, что каждая идея —это результат проявления творческих способностей человека, его таланта, того, что называют ≪искрой божьей≫. Экономически значение способностей человека к определенному виду творчества аналогично экономическому значению плодородия земли. Если определенный уровень плодородия является необходимым условием богато-

го урожая, то и без таланта нельзя надеяться  на получение существенных результатов  в любом виде творческого труда. Талант так же, как благоприятная для земледелия структура почвы, —проявление сил природы.

Таким образом, влияние природных факторов на благосостояние человека и страны проявляется в двух аспектах: через  материальную компоненту (плодородие земли, полезные ископаемые и т. д.) и творческую компоненту (талантливость народа, предрасположенность его к творческой деятельности). Аналогия между плодородием земли и творческими способностями отмечалась Маршаллом: Доходы от редких природных способностей обеспечивают излишек над издержками по воспитанию и обучению, и они в некоторых отношениях сходны с рентой.

Через системы репродуцирования результатов  творчества обеспечивается превращение новой семантической (содержательной) информации в единицы прироста общественного богатства.

Следовательно, природные способности людей можно рассматривать как производственные ресурсы, выполняющие те же функции, что и полезные ископаемые, биологические и другие ресурсы развития экономики.

Страницы:1234следующая →
Описание работы
Рост национального дохода, приходящегося на одного жителя развитых стран, происходит в основном за счет действующего и прошлого β-труда. При этом тенденция роста уровня жизни характерна для всех работников, в том числе и для тех, кто занят преимущественно α-трудом. Причины этого обусловлены соотношением спроса и предложения на рынке труда, а также процедурой заключения тарифных соглашений, направленной на минимизацию конфликтов. Тенденция роста ставок оплаты α-труда при его уменьшающейся длительности и интенсивности в определенной степени аналогична тенденции увеличения цен на землю в перспективных городах.
Содержание
Эффективность экономической деятельности
Теорема о рентабельности компонент труда и ее следствие….2
Творчество — основной источник прибыли в экономике XXI века…………………………………………………………….….5
Эффективность инвестиций в человеческий капитал………..13
Распределение доходов и оплата труда
Принципы формирования доходов в рыночной экономике…17
Статистический анализ распределения личных доходов…….24