Эффективность государственного управления

Дата добавления: 03 Мая 2012 в 10:40
Автор: r*********@yandex.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (35.20 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Введение.docx

  —  37.74 Кб

 

Введение

Реалии существования  нашего общества в настоящее время, суровая действительность, к которой  все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости  от  эффективности государственного управления и неразрывно связаны  с ней. В любом обществе между  государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень  которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится  добиться  успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования  в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации  ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны.

В данной работе были использованы труды, относящиеся к передовым  разработкам в области обеспечения  эффективности государственного управления, наших ученых и зарубежных специалистов. Среди российских специалистов в  области государственного управления хочется отметить следующие имена: Г.В Атаманчук, В.Игнатов. Относящиеся  к новейшим исследованиям западных ученых и практиков в вопросе  повышения эффективности государственного управления являются труды М.Хольцер, Мэри Е.Гай, Даниэль В. Мартин.  Западная литература, к сожалению, не выявляет специфики государственного управления в рамках России, точнее западные авторы не интересуются этой спецификой в  должной мере. Очень важно не воспринимать все достижения в области западных специалистов как образец для  подражания. Сравнительный анализ роли государства в общественных процессах  России и западноевропейских стран  показывает даже на первый взгляд, что  недопустимо подавление многих государственных  функций и самоустранение от выполнения своих обязанностей, что ведет  к ослаблению, а не усилению нашей  государственности. Но, безусловно,  знание и применение западного опыта  там, где это, возможно, является необходимым. Литература же наших авторов позволяет  выявить специфику  государственного управления в России, провести глубокие исторические изыскания и выявить  те факторы, которые влияют на государственное  управление. Таким образом, сочетание  и аналитический подход к данным источникам дает благодатную почву  для глубокого научного исследования.

Целью данной работы является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая   специфику нашего государства.

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие  задачи:

  1. Определить само понятие “управление”.
  2. Рассмотреть специфику государственного управления.
  3. Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.

Предметом исследования является -  специфика государственного управления, как фактор определяющий бескризисное существования и будущего развития Российской Федерации.

Объектом исследования является – управление, как социальное явление и государственное управление в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления
    1. Управление, как социальное явление

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании  оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия  содержания этого руководства, его  функционального значения. Общетеоретические  позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для  следующих выводов:

  1. Управление есть функция организованных систем различной  природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
  2. Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
  3. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное  упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
  4. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.

Социальное управление как  атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также  особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них:

1. Социальное управление  есть только там, где  проявляется  совместная деятельность людей.  Сама по себе такого рода  деятельность  (производственная  и иная) еще не в состоянии  обеспечить  необходимое взаимодействие  ее участников, бесперебойное и  эффективное выполнение стоящих  перед ними общих задач, достижение  общих целей. Управление организует  людей именно для совместной  деятельности и определенные  коллективы и организационно  их оформляет.

2. Социальное управление  имеет в качестве главного  объекта воздействия поведение  (действия) участников совместной  деятельности, их взаимоотношения.  Это – критерии сознательно-волевого  характера, в которых опосредствуется  руководство поведением людей.

3. Социальное управление, выступая в роли регулятора  поведения людей, достигает этой  цели в рамках общественных  связей, являющихся, по сути, управленческими  отношениями. Возникают они,  прежде  всего, между субъектом и объектом  в связи с практической реализацией  функций социального управления.

4. Социальное управление  базируется на определенной соподчиненности  воль людей – участников управленческих  отношений, т.к. их отношения  имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля управляющих приоритетна  по отношению к воле управляемых.  Отсюда – властность социального  управления, означающая, что субъект   управления формирует и реализует  «господствующую волю», а объект  подчиняется ей. Так выражается  властно-волевой момент социального  управления. Следовательно, власть  есть специфическое средство, обеспечивающее  следование воли управляемых  воле управляющих. Так происходит  волевое регулирование поведения  людей, а в условиях государственной  организации общественной жизни  обеспечивается необходимое «вмешательство»  государственной власти в социальные  отношения.

Управление, понимаемое в  социальном смысле, многообразно. В  самом широком смысле оно может  пониматься в качестве механизма  организации общественных связей. В  подобном смысле можно говорить о  том, что его задачи и функции  практически выполняют все государственные  органы, независимо от их конкретного  назначения, а также общественные объединения. Элементом системы  социального управления является также  и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает  все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей.

Социальное управление имеет  и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как  государственное управление, под  которым понимается специфический  вид государственной деятельности, отличающий от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений  и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры  и т.п.).

 

    1. Специфика государственного управления

Многие авторы основанием видов управления признают природу  и субстанциональную специфику  субъектов управления, исходя из чего разграничивают государственное управление  (субъект управляющих воздействий - государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры), менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник). Среди  всех видов управления государственное  управление занимает особенное место, так как характеризуется только ему присущими свойствами.

Рассмотрим важнейшие  из них:

1. Государство, выступая  в качестве субъекта управления, придает государственному управлению  важное свойство, без которого  оно не могло бы состояться. Это свойство системности. Как  иначе, могло бы быть осуществлено  управление огромными массами  как человеческих, так и материальных  ресурсов. Данное свойство принципиально  ведь только при его наличии  может осуществляться согласованность,  координация, целеустремленность  и эффективность. 

2.    Определяющее  влияние на характер воздействий,  осуществляемых данным видом  управления, оказывает его субъект,  то есть государство, и заложенная  в нем властная сила. Государство,  тем и отличается от общественных  структур, что им реализуется  по отношению к людям государственная  власть, которая имеет в источнике  правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного  аппарата, обладающего средствами  принуждения. Это силовое давление, которое ведет к тому, что поставленные  в управлении цели, содержащиеся  в нем организационные моменты,  и установленные им нормы должны  быть исполнены. Следовательно,  все проблемы, связанные с государственным  управлением, носят исторический  характер: каково государство, что  и как оно делает, какие ставит  перед собой цели.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

3.  Это, безусловно, границы  распространения государственного  управления. Такие границы могут  быть определены, как  проходящие  не в рамках всего общества, а выходящие за его рамки  и проявляющиеся во внешней  политике данного государства.  Нормальный вариант взаимосвязи  государства и общества характеризуется  тем, что общественная жизнь  людей обладает большим объемом  свободы и самоуправления, границы  же данной автономии определяются  как общественными институтами,  так и государством. То есть, государство  посредством законодательства устанавливает  основные типы и нормы поведения  людей во всех сферах жизни  и обеспечивает их соблюдение  своей властной силой. В данном  контексте проблемой является  «распространенность государственного  управления на общество», так  как здесь уже пойдет речь  не о технологических изменениях, а об анализе состояния самого  общества, от способности его  к саморегуляции и адаптации  к чему-то новому. Данная сентенция  приводит нас к выводу, что  государственное управление будет  сохранять свое влияние на  общество, но является вопросом  глубина этого влияния. Важно  отметить то, что это влияние  будет призвано отражать и  воспроизводить в себе состояние  общества. Тем самым управление  должно находиться в коррелятивной  связи с тем процессом и  явлениями, на которые оно направляет  свои целеполагающие, организующие  и регулирующие воздействия. 

Итак, Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. 

Термин «государственное управление» широко используется в  отечественной и зарубежной научной  литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым  конституционные основания для  выделения данного вида государственной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механизмы повышения эффективности государственного управления
    1. Информационный аспект повышения эффективности государственного управления

Информация, циркулирующая  в органах государственного управления, разнородна и разнообразна. Она может  относиться к внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической  обстановке. Информация этих видов  имеет самостоятельную ценность также для соответствующих региональных управленческих структур, когда они  выступают как органы, принимающие  решения в пределах своей

Страницы:123следующая →
Описание работы
Реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны.
В данной работе были использованы труды, относящиеся к передовым разработкам в области обеспечения эффективности государственного управления, наших ученых и зарубежных специалистов. Среди российских специалистов в области государственного управления хочется отметить следующие имена: Г.В Атаманчук, В.Игнатов. Относящиеся к новейшим исследованиям западных ученых и практиков в вопросе повышения эффективности государственного управления являются труды М.Хольцер, Мэри Е.Гай, Даниэль В. Мартин.
Содержание
Введение 3
1. Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления 5
1.1 Управление, как социальное явление 5
1.2 Специфика государственного управления 7
2. Механизмы повышения эффективности государственного управления 10
2.1 Информационный аспект повышения эффективности государственного управления 10
2.2 Региональный аспект повышения эффективности государственного
Управления 13
Заключение