Формы регулирования монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается теоретическая часть, которая раскрывает основные черты монополии, эффективность и вред монополий, сравнивается характеристика основных форм регулирования монополии, а также основы антимонопольного регулирования в российской практике. Вторая глава является практической частью работы. Она посвящена исследованию монополий в современной экономике России.

Работа содержит 1 файл

монополии.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

На практике последних  лет выявилось несовершенство механизмов государственного регулирования тарифов  на электрическую и тепловую энергию. Оно осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. ФЭК России осуществляет регулирование:

- тарифов на электрическую  энергию, поставляемую на федеральный  оптовый рынок электрической  энергии (мощности) автономными,  тепловыми и гидравлическими электростанциями, а также избыточными по балансу энергии региональными акционерными обществами энергетики электрификации;

- тарифов на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ региональным  акционерным обществам энергетики  и электрификации и отдельным крупным потребителям, являющимся субъектом оптового рынка.

Российский рынок электроэнергии выглядит сегодня примерно так: свыше 30 крупнейших станций  около  десяти региональных энергосистем, имеющих  избыток энергии, поставляют ее на оптовый рынок, где ее закупают энергодефицитные регионы.

 

 

2.2. Формы регулирования,  применяемые к предприятиям, занимающих  доминирующее положение на товарном  рынке, на примере электроэнергетики

 

В России регулирование  естественных монополий осуществляют прежде всего МАП России и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России). МАП России подконтрольны организации транспорта, связи, в том числе 63 аэропорта федерального значения, 27 крупных и 15 особо крупных морских портов, 39 крупных речных портов, 17 управлений железных дорог, 800 транспортных терминалов, 2700 операторов связи. Нормативной базой регулирования служат законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте», указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулированию естественных монополий» (от 28 февраля 1995 г. № 220). Для каждого вида монополии действует своя схема регулирования.

Основным объектом регулирования  в монополиях являются цены и тарифы на их продукцию (услуги). В мировой практике государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою пользу, либо фиксирует договорной уровень цен и тарифов в интересах и производителей и потребителей.

В прежней системе  цены на продукцию естественных монополий рассчитывались на основе калькуляции издержек, т.е. затратным методом, и. сознательно занижались. После либерализации экономики они быстро стали повышаться, вызвав резкое удорожание в обрабатывающих отраслях. Это привело к раскручиванию спирали неплатежей в промышленности, падению конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке и экспансии зарубежных поставщиков. В настоящее время регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий приобрело общенациональное значение.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые  на внутреннем рынке подлежат регулированию  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Регулируемые цены применяются всеми предприятиями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Для нейтрализации затратного механизма ценообразования контролируются издержки предприятий, вводится предельный уровень цен (тарифов) с параллельным ограничением отдельных статей затрат и пересмотром исходных нормируемых показателей.                             

 МАЛ России и ФЭК России устанавливают цены (тарифы на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий исходя из обоснованных затрат на их производство с учетом:

- налогов и других платежей;

- стоимости основных производственных фондов;

- потребности в инвестициях для воспроизводства;

- амортизационных отчислений;

- прогнозируемой прибыли;

- удаленности потребителей от места производства продукции (услуг);

- соответствия качества продукции (услуг) спросу потребителей;

- государственных дотаций и других мер господдержки субъектов естественных монополий;

- социальной значимости услуг;

- темпов инфляции.

С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти антимонопольные органы анализируют экономические результаты деятельности субъектов естественных монополий и представляют в Правительство РФ предложения о мерах по ограничению роста цен (тарифов) на их продукцию (услуги). Он не должен превышать индекс цен на промышленную продукцию.

Организации, нарушающие правовые нормы государственного регулирования цен (тарифов), несут ответственность: с них взыскивается вся сумма излишне полученной выручки и штраф в том же размере, а при повторном нарушении — штраф в двойном размере.

Другим направлением государственного регулирования монополий является проведение их структурной перестройки. Она предусматривает, в частности, разделение регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. В каждой монополии имеются сопутствующие производства, которые по существу монополиями не являются. Например, транспортировка газа является монопольным видом деятельности, а его добычу можно организовать на конкурентных началах.

  Межведомственная комиссия по подготовке планов структурной реформы естественных монополий изучает функционирование федерального и региональных рынков продукции (услуг) предприятий (взаимодействие субъектов рынка, формирование тарифов и цен для различных потребителей, особенности контрактных отношений). Комиссия получает необходимые данные от федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от формы собственности и подчиненности. Предложения Комиссии по реформированию, требующие решений Правительства РФ, вносятся в установленном порядке.

МВФ и другие финансовые организации, кредитующие Россию, настаивают на своих рекомендациях, предусматривающих расчленения ведущих естественных монополий РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром». В электроэнергетике государству предложено регулировать только передающие сети, а генерирующие электростанции и распределяющие подразделения приватизировать. Это не отвечает государственным интересам России.

 

 

2.3. Оценка эффективности  используемых форм регулирования  монополии в отрасли

 

Классическим примером монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

В России нет хороших  моделей крупных корпораций, нет и механизмов их формирования. Имеющиеся разработки являются слабо измененными прототипами из прошлого. Они неспособны выжить в условиях резкого изменения экономического климата. В российском законодательстве закреплено отрицательное отношение к объединению предприятий и противодействие консолидации корпорации. Это ослабляет конкурентоспособность компаний и вытесняет в среду теневой экономики. Нет серьезной научной базы, нет теории крупных корпораций. Имеющиеся же крупные компании сложились в большей степени стихийно в ходе наступления капитала на соцсобственность.

России нужны собственные  модели современных корпораций - стратегических объединений предприятий как  эффективных структур управления. Они  нужны в качестве ориентиров промышленной политики, как основа практической работы, они нужны для серьезной реструктуризации промышленности. В России работают разного рода корпорации:

Крупные акционерные  компании, созданные с участием стратегических предприятий и крупных банков, находящихся под имущественным государственным контролем. ( РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром»). В их числе также вертикально интегрированных нефтяных компаний, акции которых переданы в уставные капиталы центральных компаний. («ЛУКойл», устойчиво работающую на внутреннем и мировом рынке).

Промышленные и торгово-промышленные компании, созданные по законодательству об акционерных обществах. Среди  них есть крупные конкурентоспособные  на внутреннем и внешнем рынках. Они сотрудничают с ведущими российскими  банками.

Банковские холдинги, контролирующие промышленные объекты. Они имеют крупные пакеты акций промышленных предприятий. Правовая база создания и работы крупных корпораций в России до сих пор находится в фазе становления.

Вывод российской экономики  из кризиса, создание условий для ее подъема и развития в большей степени зависит от формирования и успешной работы крупных компаний. Проводимые сначала 90-х годов реформы направили хозяйственную систему на пути, ведущему к мелкотоварному производству. Произошел развал крупных производственных и научно-производственных комплексов. Образовались слабые хозяйственные субъекты, формировалась «мнимая» конкурентная среда как следствие роста числа неконкурентоспособных субъектов рынка. Это повлекло колоссальные потери.

Важнейшей частью реформы электроэнергетики стало формирование системы рынков, включающей оптовый и розничные рынки электроэнергии, рынок мощности, рынки системных и сервисных услуг и рынок производных финансовых инструментов. На их создание и отладку ушло пять из десяти лет реформы, при этом работа продолжается и поныне. Сердцевиной новой системы рынков в электроэнергетике стал конкурентный оптовый рынок электроэнергии. Он был построен на основе модели узлового ценообразования, смысл которой состоит в следующем. В каждом узле единой энергосистемы страны происходит в электротехническом смысле переток мощности, а в экономическом – соединение спроса и предложения. Кривые спроса и предложения, учитывающие спрос потребителей и предложение поставщиков, формируются для каждого из 5 тысяч узлов в первой ценовой зоне европейской части России и Урала и для почти 600 узлов во второй, Сибирской ценовой зоне.

В каждом узле на каждый час суток происходит пересечение  кривой спроса и кривой предложения  и формирование цены. Покупатель и  поставщик предоставляют свои заявки по спросу и предложению на торговую площадку АТС (Администратор торговой системы) на каждый час предстоящих суток. Параллельно в АТС из СО поступают данные о технологических ограничениях и других аспектах функционирования данного узла энергосистемы. На основании этих данных АТС принимает решение о равновесной цене в данном узле и об объемах выработки и потребления электроэнергии. Эти данные поступают в СО, становясь основой для диспетчирования. Модель узлового ценообразования позволила интегрировать интересы поставщиков и производителей по всей энергосистеме страны с учетом сотен тысяч возмущающих факторов. Результатом успешной интеграции является динамика суточной, месячной и годовой цен. Суточная цена демонстрирует ночной «провал», утренний максимум, дневной полупик, вечерний пик. Внутри месячной цены видны «провалы» цен в выходные и их повышение в рабочие дни. В годовом цикле ярко проявляются зимние всплески стоимости электроэнергии, вызванные ростом электропотребления. Таким образом, динамика цен дает рациональные сигналы и поставщику, и потребителю о повышении эффективности загрузки генерирующих мощностей или оптимизации режима потребления и при суточном, и при недельном, и при годовом горизонтах планирования.

В ходе преобразований возникла необходимость приступить к запуску инвестиционного процесса в отрасли. К середине 2000-х годов объем потребления электроэнергии в целом ряде регионов вышел на уровень 1991 года, а среднегодовой темп прироста электропотребления увеличился более чем в 2 раза. Это привело к возникновению дефицита электроэнергии в динамично развивающихся регионах. Острота ситуации была связана с тем, что исчерпание возможностей увеличения производства энергосистемой и всплеск темпов роста электропотребления совпали по времени. Необходимость подготовки крупномасштабной инвестиционной программы развития энергосистемы страны стала очевидной.

В мае 2008 года была утверждена Инвестиционная программа на 2008–2012 годы, предполагающая строительство 43,9 тысяч мВт трансформаторной мощности. Это примерно 10-15-кратный рост в годовом исчислении по сравнению с предшествующим периодом. Такой рост предполагает реализацию комплекса мер, которые нельзя было осуществить на базе еще недостаточно развитых рыночных механизмов. Именно поэтому пришлось разработать централизованную программу развития отрасли, носящую директивный характер. Обязательность ввода мощностей для новых акционеров генерирующих компаний была закреплена системой корпоративных и финансово-правовых процедур. Важнейшей из них стал договор на предоставление мощности с штрафами в случае срыва сроков ввода. Особенность этого этапа – использование частных инвестиций в объеме почти 1 трлн рублей при объеме инвестиционной программы в 4,375 трлн рублей. Поступление частных инвестиций удалось обеспечить за счет продажи акций генерирующих компаний, принадлежащих РАО «ЕЭС России». Часть средств, полученных от продажи акций энергохолдинга, приходящихся на долю государства, была направлена на финансирование инвестиционных программ ФСК и ГидроОГК, в которых государство владеет контрольным пакетом.

Второй этап инвестиционного  развития после 2012 года – стационарный. На этом этапе централизованное планирование охватит только магистральную и  распределительные сетевые компоненты, а также гидро- и атомную генерацию. Тепловая генерация, вырабатывающая более 60% электроэнергии в стране, должна будет развиваться на основе рыночных сигналов. Логика инвестиционных решений генерирующих компаний будет основываться на их самостоятельном анализе ситуации на рынках электроэнергии и мощности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Монополия представляет собой самую крайнюю форму  несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией.

Информация о работе Формы регулирования монополии