Формы регулирования монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается теоретическая часть, которая раскрывает основные черты монополии, эффективность и вред монополий, сравнивается характеристика основных форм регулирования монополии, а также основы антимонопольного регулирования в российской практике. Вторая глава является практической частью работы. Она посвящена исследованию монополий в современной экономике России.

Работа содержит 1 файл

монополии.doc

— 143.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую  составляющую в качестве причины  этого несовершенства.

Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Монополия представляет собой крайний  случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для  вхождения других.

Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных  до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости, а также экономической эффективности приобретает особую важность.

Проблемы монополизации хозяйственной  жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное  внимание не только специалистов, но и  широких слоев населения.

Поэтому огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, необходимости экономических реформ в данной сфере.

Актуальность темы исследования курсовой работы заключается в том, что от действия монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

Предметом исследования является отрасль  монополий и их роль в экономике  России.

Объектом исследования является монополия  в частности на примере энергетики.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается теоретическая часть, которая раскрывает основные черты монополии, эффективность и вред монополий, сравнивается характеристика основных форм регулирования монополии, а также основы антимонопольного регулирования в российской практике. Вторая глава является практической частью работы. Она посвящена исследованию монополий в современной экономике России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

 

1.1. Основные  черты монополии. Эффективность  и вред монополии

 

Монополия - исключительное право в определенной области  государства, организации, фирмы.

Монополия - это рыночная структура, которая предполагает, что  одна фирма является единым производителем продукта, не имеющего аналогов. При этом покупатель не имеет возможности выбора, так как отсутствует дифференциация продукции, и вынуждены приобретать товары у монополиста. В связи с тем, что проникновение в отрасль других фирм затруднено, фирма представляет собой целую отрасль. Существует две противоположные мысли экономистов относительно закономерности возникновения монополий: одни считают, что монополии возникают случайно, а другие настаивают, что монопольная власть является логическим завершением стратегии фирмы.

Если обратить внимание на монополистические образования  в промышленном производстве, то это  отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Монопольного положения фирма может достичь тремя путями: монополия отдельной фирмы на основе постоянного повышения эффективности деятельности для получения конкурентного преимущества над другими фирмами, монополия на основе слияния фирм и монополия на основе дифференциации продукта. Такое положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают обществу свои личные интересы. Еще одним условием, для того чтобы фирма занимала монопольное положение на рынке, продукт, который она выпускает, должен быть уникальным, т.е. не иметь близких заменителей. Такая рыночная власть также может быть установлена через исключительные права, предоставленные государством фирме, в результате получения фирмой патентов или лицензии на все предложение ресурса, через установление низких цен на продукт. Монополист создает условия для поддержания такого своего положения с помощью применения неценовой конкуренции (реклама, связи с общественностью и т.п.). Все это создает барьеры для вступления в область других фирм. К таким барьерам можно отнести:

1. Эффект масштаба. Высокоэффективное  производство с низкими издержками  достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Новым конкурентам трудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

2. Исключительные права.  В ряде стран Европы и Америки  правительство предоставляет фирмам  статус единственного продавца (транспортные  услуги, связь, газоснабжение). Но  взамен на эти привилегии правительство  сохраняет за собой право регулировать действие таких монополий, чтобы исключить злоупотребление властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и население.

3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную  защиту новым продуктам и производственным  технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.

4. Собственность на  важнейшие виды сырья. Некоторые  компании являются монополистами  благодаря безраздельному владению  источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.

Итак, по выше сказанному можно подвести итог, что основными  характеристики монополии являются:

- наличие одного производителя;

- отсутствие близких заменителей продукта;

- значительный контроль над ценой;

- барьеры для вступления в область;

- неценовая конкуренция.

Иными словами, монополия  означает потерю экономического равноправия  производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный  продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые  факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение  качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

Возможность получения  монопольных прибылей вследствие особого  рыночного положения неизбежно  привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя - естественные монополии практически незаменимы, т.к. особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Но даже в этом случае отсутствие конкуренции душит развитие на длинном промежутке времени. Хотя и конкурентный, и монополистический рынок обладают недостатками, как правило, конкурентный рынок добивается более высоких результатов в развитии соответствующей отрасли в долгосрочной перспективе.

Монополия приводит к  неэффективности, когда вместо производства на минимально возможном уровне предельных издержек, из-за отсутствия стимулов монополия  начинает действовать хуже, чем могла бы действовать конкурентная фирма.

 

 

1.2. Сравнительная  характеристика основных форм  регулирования монополии

 

Вид монополий зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

- Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

- Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

- Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

- Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом, (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические  монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти  невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными  монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних  затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Информация о работе Формы регулирования монополии