Финансирование сферы культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является сфера культуры как объект народного хозяйства, предметом – процесс финансового обеспечения учреждений культуры.

Работа содержит 1 файл

курсовая скс.docx

— 59.06 Кб (Скачать)

     Таким образом можно сделать вывод о том что в учреждениях культуры действует постатейный принцип выделения бюджетных средств. Для каждого учреждения существует своя особенность расчета предстоящих расходов и этот процесс достаточно трудоемок, т.к. у каждого учреждения культуры существуют свои особенности. Бюджетное финансирование осуществляется после того, как будет проведен анализ деятельности учреждений культуры, т.е. может ли учреждение существовать на самофинансировании, каково культурно – историческое значение объекта и нужно ли для населения это учреждение.    
 

    1.  Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры
 

   В настоящее время Министерство культуры и массовых коммуникаций  РФ финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется правительством РФ. В него входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства.

Бюджетные ассигнования выделяются на следующие  цели:

- оплату труда    работников     (специалистов,     творческого, управленческого,  производственного  и вспомогательного персонала) как состоящих в штате,  так и привлекаемых по  договорам,  выплату гонораров    авторам   произведений,   используемых   организацией культуры;

- содержание зданий  (включая  расходы  на  коммунальные услуги, освещение,  текущий  ремонт   и   прочие   аналогичные   расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;

- содержание природных  комплексов  и  объектов,  относящихся  к данной организации культуры;

- содержание животных в зоопарках и цирках;

- комплектование библиотечных   фондов,   формирование  новых  и пополнение существующих музейных  коллекций,  обеспечение  особого режима   их  хранения,  приобретение  материалов  для  реставрации фондов, научно - методическую деятельность;

- материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание  новых  постановок,  представлений,  подготовку концертных  программ  и других видов массовых зрелищ,  организацию фестивалей,  выставок,  проведение работ по созданию и  обновлению экспозиций)   и  поддержание  в  рабочем  состоянии  материального оформления   постановок   (программ,   номеров),    художественных экспозиций;

- оснащение организации   культуры   современными   техническими средствами   и   оборудованием,   в   том   числе  обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;

- проведение капитального ремонта;

- реставрацию памятников  истории,   культуры   и   архитектуры, переданных в пользование организации культуры;

- другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры [9, С. 87 - 93].   

 Запрещается  нецелевое  использование  бюджетных  ассигнований, выделяемых  на  осуществление  основной  деятельности  организации культуры,  в  том  числе  размещение  бюджетных  ассигнований   на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием   для   уменьшения   размера   бюджетных   ассигнований организации культуры.

     Массовая  сеть государственных учреждений культуры финансируется за счет региональных и местных бюджетов. В зависимости  от своего расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другие учреждения различаются по масштабам  деятельности, числу работников, охвату населения. Значительное количество мелких учреждений культуры, расположенных  в сельской местности, ориентировано  в основном на бюджетное финансирование. Крупные муниципальные учреждения культуры имеют признаки юридического лица, среди которых наличие самостоятельной  сметы доходов и расходов. Исходя из этого и финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным [13, С. 67 - 68].

     По-разному  строится и механизм общего объема бюджетных средств на финансирование культуры. Все ассигнования по бюджету  крупной территориальной единицы  делятся на две части. Первая предназначена  для финансирования государственных  учреждений, вторая – для финансирования программ и мероприятий, а также  обеспечения деятельности  негосударственных организаций и частных лиц, вносящих вклад в развитие отрасли. Вторая часть ассигнований представляет собой целевую статью расходов, при формировании которой применяется методология «от достигнутого уровня», или же выделение средств осуществляется в определенной пропорции от расходов на содержание отрасли. За счет средств этой статьи могут финансироваться культурные программы и мероприятия как государственных, так и негосударственных учреждений культуры. В данном случае применяется программно-целевой метод обоснования и выделения средств. Этот метод можно отнести к числу новаторских. В качестве приоритетных направлений деятельности, подлежащих финансированию, рассматриваются, как правило, такие как:

- сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;

- сохранение народных традиций (поддержка фольклорного ансамбля, центров декоративно-прикладного искусства, самодеятельного творчества и др.);

- развитие региональных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);

- развитие творчества детей и поддержки молодых дарований;

- организация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни [8, С. 57 - 63].

     В условиях ограниченного финансирования при разработке той или иной программы  избирается некоторая крупная социально  значимая и общественно необходимая  цель, которая может быть достигнута разными исполнителями. Для повышения  эффективности выделяемых средств  в условиях конкурентности применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа. Возможны варианты финансирования программ из различных источников. В этом случае орган управления культуры принимает долевое участие в финансировании. При оценке результативности предлагаемого набора условий, сформулированных заказчиком, расчеты и обоснования подвергаются независимой экспертизе. С участием экспертов определяются и приоритеты финансирования, для чего при главном распорядителе средств создаются экспертные советы. В его состав включаются специалисты, имеющие профессиональный авторитет в области культуры. Этот совет с максимальной объективностью оценивает каждое учреждение культуры и дает рекомендации главному  распорядителю бюджетных средств и выделении средств на выполнение тех или иных мероприятий. Решение вопроса, как правило, основывается на системе критериев, среди которых целесообразность, экономическая эффективность, надежность реализации, социальная значимость, культурная преемственность, технологическая осуществимость, творческая подготовленность, методологическая обоснованность.

     При подготовке учреждениями и организациями  заявок на право получения государственного и муниципального заказа в области  культуры важно выделить вид деятельности, самостоятельно сформулировать и оценить  соответствие проводимого мероприятия  установленным приоритетам и  критериям финансирования [10, C. 84 - 85].

     В последние годы в экономическую  и организационно-творческую жизнь  органов управления и организации  культуры внедряется принцип применения так называемого социально-творческого заказа. При этом способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности создаются равные возможности на получение бюджетных средств. Процедура перечисления средств подобна процедуре финансирования программ. Однако отличительной особенностью при заключении договоров на реализацию социально-творческого заказа является то, что он разбивается на две части. Основная часть фиксируется и не может меняться ни органом управления культурой, ни исполнителем. Конъюнктурная же часть не фиксируется, так как представляет собой достаточно широкий набор мероприятий и культурных услуг. Договор предусматривает определенные допуски для замены одних мероприятий на другие, адекватные по форме или по содержанию. Разрешается вносить изменения по срокам выполнения заказа в случае изменения ресурсных условий [7, C. 90].

     В отношении расходов, связанных с  укреплением и развитием материально-технической  базы объектов культуры, действует  особый порядок финансирования. Основу его составляют конкурсы, процедура  проведения которых регулируется Бюджетным  кодексом РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ  УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Правовое регулирование механизма финансирования из внебюджетных источников

     Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных отчислений в фонды развития культуры. В 2009 г. доля бюджетных ассигнований организациям культуры и искусства системы Министерства культуры РФ составила 81,1% в общем объеме финансовых поступлений, средств из иных источников - 18,9% (Приложение А). Это соотношение значительно колеблется для разных видов организаций культуры и искусства (Приложение Б). Доля внебюджетных источников выше у бывших хозрасчетных предприятиях (парков, зоопарков, организаций исполнительских искусств) и ниже у культурно-просветительных учреждений (музеев, учреждений культурно-досугового типа, библиотек). Этот показатель традиционно самый высокий для парков культуры и отдыха (63,1%) и самый низкий - для библиотек (5,4%). В театрах и зоопарках он составляет более 40%, в музеях - 24,5%, в учреждениях культурно-досугового типа - 14,2%. В настоящее время значительно ниже, чем в 80-е и в начале 90-х гг. доля у концертных организаций. Так, в 2006 г. она составила лишь 33,3%, а в 1990 г. доля только доходов от продажи билетов достигла 63%.

     Если  оставить в стороне доходы от основных видов уставной деятельности организаций  культуры и искусства системы  Министерства культуры РФ, то доля прочих доходов и поступлений (доходы от предпринимательской деятельности, сдачи в аренду имущества, поступления  от спонсоров и меценатов) составила в 2009 г. 4,2% в общем объеме финансовых поступлений. Это всего лишь 886 млн руб. на 104 тыс. организаций [12, C.156 - 163].

     Государственным и муниципальным учреждениям  культуры разрешено вести предпринимательскую  деятельность, предусмотренную их уставом.

     В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-I (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 3 ноября, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г.) установлен перечень видов предпринимательской деятельности:

     - по реализации и сдаче в  аренду основных фондов и имущества  организации культуры для целей,  не связанных с культурной  деятельностью;

     - по торговле покупными товарами, оборудованием;

     - по оказанию посреднических услуг;

     - по долевому участию в деятельности  коммерческих предприятий, учреждений  и организаций (в том числе  культуры);

     - по приобретению акций, облигаций,  иных ценных бумаг и получению  доходов (дивидендов, процентов)  по ним;

     - по осуществлению приносящих  доход не предусмотренных уставом  операций, работ, услуг [1].

     Деятельность  учреждений культуры по реализации предусмотренных уставом работ, услуг и производимой продукции относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.

     Платные формы культурной деятельности культурно-просветительских учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются  как предпринимательские, если доход  от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

     Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, учреждения культуры устанавливают самостоятельно.

     При организации платных мероприятий  учреждения культуры обязаны устанавливать  льготы для детей дошкольного  возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы. Порядок установления льгот для данных категорий населения  устанавливается соответствующими органами законодательной власти.

     Финансирование  расходов, связанных с бесплатным посещением музеев один раз в месяц  лицами, не достигшими 18 лет, осуществляется в пределах средств, предусмотренных  на финансирование музеев и постоянных выставок в ведомственной структуре  расходов федерального бюджета.

     Для обеспечения социальной защиты граждан  допускается государственное регулирование  цен на продукцию предприятий, тиражирующих товары культурного и информационного  назначения и занимающих при этом монопольное положение на рынке [13, C. 68 - 71].

Информация о работе Финансирование сферы культуры