Финансирование сферы культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является сфера культуры как объект народного хозяйства, предметом – процесс финансового обеспечения учреждений культуры.

Работа содержит 1 файл

курсовая скс.docx

— 59.06 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ  

   Выполняя  комплекс задач по идеологическому  и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, учреждения культуры выступают одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время учреждения культуры располагают значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании могут внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

   Утвердившаяся в качестве инструмента финансовой политики дискриминация учреждений культуры и продолжение практики остаточного подхода к финансированию культурной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не позволяет эффективно использовать бюджетные средства и является, по существу, абсолютно бесперспективной политикой "тушения пожара".

   Культура  не может и не должна рассматриваться  государством как "социальная сфера", занимая место между сиротами, инвалидами и вынужденными переселенцами. Государство вкладывает в культуру средства вовсе не из филантропических соображений, а потому, что в итоге  это - самые выгодные вложения, дающие отдачу в виде цивилизованного общества, обладающего высокой способностью к модернизации и развитию, в виде гражданина, желающего и умеющего работать творчески.

   Будучи  сегодня недостаточно богатым для  того, чтобы делать дешевые приобретения, российское государство из соображений  самосохранения должно адекватно участвовать  в сохранении и развитии культурного  потенциала нации. На помощь учреждениям культуры приходят внебюджетные источники финансирования – это благотворительное финансирование, спонсорство, меценатство.

   Поэтому тема финансирования учреждений культуры является актуальной.

      Проблемам финансирования сферы культуры посвящены  работы таких авторов как Гольцов  Г.Г., Кочетков В.С., Корнеева В.П., Помпеев  Ю.А. и многих других.

      Объектом  исследования является сфера культуры как объект народного хозяйства, предметом – процесс финансового  обеспечения учреждений культуры.

      Целью курсовой работы являются особенности  финансового обеспечения сферы  культуры.

         Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

-   изучить особенности бюджетного финансирования учреждений культуры;

-    рассмотреть организацию планирования  расходов на учреждения культуры;

-   изучить внебюджетные источники  финансирования учреждений культуры;

-         рассмотреть направления расходов  внебюджетных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
    1. Содержание расходов бюджета на учреждения культуры

   Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через  это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой  совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические  задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 (ред. от 21.12.2009) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

   Действующее законодательно в сфере культуры предусматривает, что государство  берет на себя обязательства по обеспечению  доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей  и благ, с этой целью государство  намеревается:

- осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

Процесс финансирования – это осуществление  безвозмездной передачи денежных средств с целью экономической поддержки деятельности хозяйствующего субъекта [6, С. 105].

- стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

- устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

- способствовать развитию благотворительности в области культуры;

- осуществлять поддержку малообеспеченных граждан [14, С. 34 - 35].

      Для организаций, находящихся в государственной  собственности, перераспределение  средств осуществляется через бюджет, который аккумулирует различные  виды налогов и платежей, и служит источником финансовых ресурсов учреждений некоммерческого характера.

      Хотя  финансирование учреждений культуры является многоканальным, главной его составляющей является государственное финансирование из бюджета различных уровней  – федерального, бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов [6, С. 105].

     Бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федераций. В настоящее время известно несколько предложений по расчету сумм средств, необходимых для этих целей:

- исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;

- на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;

- на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета [3, С. 156].

     В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру должно направляться не менее 2% от федерального бюджета  и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена  необходимость регулярного уточнения  объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов [1].

     В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно  необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется  не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования.

     Как и в других областях социальной значимости, в отношении бюджетных учреждений культуры применяется жесткая регламентация  и детализация текущих расходов [3, С. 158].

     Таким образом, государственная политика учреждений культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализаций конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям. Бюджетное финансирование учреждений культуры осуществляется из бюджета различных уровней. Кроме того, необходимо пересмотреть норматив бюджетных отчислений для учреждений культуры, увеличив его не менее чем вдвое. 

1.2 Порядок расчета расходов на учреждения культуры

     Провозглашенный Бюджетным кодексом РФ принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единой правовой базой, единственной бюджетной  классификацией и единством форм бюджетной документации, непосредственным образом отразился на системе  культуры. Согласно положениям ст.161. БК РФ значительная часть государственных  организаций культуры получила статус бюджетных учреждений, поскольку  их деятельность финансируется на основе сметы доходов и расходов [2]. В культуре, как и в других областях социальной сферы, действует не нормативный, а постатейный принцип выделения бюджетных средств. По каждой статье применяется своя специфическая методика. Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и определении необходимого объема бюджетного финансирования представляют музеи из-за чрезвычайно большого разнообразия условий их деятельности и непредсказуемости доходов. Несмотря на то, что состав расходов вполне конкретен, они не поддаются формализации и нормированию. При определении расходов на заработную плату штатную численность музейных специалистов нельзя привести к общему знаменателю. Например, число хранителей музейного фонда зависит от его структуры, состава предметов, их ценности, состояния; число смотрителей – от площади экспозиционных залов, степени доступность экспонатов, наличии охранной сигнализации. Подобная ситуация складывается и с планированием средств на приобретение музейных экспонатов и оформления экспозиций, с комплектованием библиотечных фондов в библиотеках, приобретением реквизитов и материалов для проведения мероприятий и т.п. Какая бы сумма средств не была исчислена учреждением, при утверждении сметы учитываются ее фактическое исполнение за ряд лет и объем бюджета [7, С. 45 - 46].

     Важным  условием функционирования музеев и  получения права на бюджетное  финансирование является лицензирование их деятельности. В соответствии с  законодательством уставы государственных  музеев должны утверждаться правительством РФ. Определенное место в ряду документов, обеспечивающих сохранность ценностей, должен занимать Государственный каталог  музейного фонда.

     Планированию  бюджетных расходов, как по музеям, так и по другим типам учреждений и организаций культуры, предшествуют определение возможности учреждения получать доходы для обеспечения  самофинансирования, выяснение культурно-исторического  значении объекта, определение круга  социальных групп населения, пользующихся услугами данного учреждения культуры. Как правило, финансирование за счет бюджетных источников осуществляется в тех случаях, когда учреждения не могут гарантировать рост собственных  доходов за счет предоставления платных  услуг населению. Их основная деятельность имеет ярко выраженный характер общественных благ, в частности деятельность государственных  библиотек. Долевое финансирование за счет бюджета может осуществляться для развития материально-технических и информационных технологий, обеспечивающих получение организациями культуры в будущем высоких собственных доходов [11, С. 44].

     При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям также определяются объемы предполагаемого  поступления доходов, которые зависят  от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость  зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю  посещаемость. Все спектакли распределяются на утренние, дневные и вечерние. Цена билетов зависит от времени проведения спектакля. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания услуг населению. Методика расчета расходов по основным статьям расходов не имеет каких - либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического и художественного персонала подразделяются на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые постановки, реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства, как правило, выделяются в виде субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии. Во втором – все расходы, независимо от источников их покрытия.

В отличие  от театров концертная деятельность включает в себя различные жанры  – эстрадные, филармонические и  т.д. Государственная финансовая поддержка  оказывается филармоническому направлению, так как из-за своей специфики  оно наиболее убыточно. Расчеты и  обоснования по финансированию концертных организаций аналогичны театральным [12, С. 89 - 91].

     В важнейшем государственном документе  – Плане действий Правительства  РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2009-2010 гг. обосновывалась необходимость внедрения контрактных методов финансирования учреждений культуры. Это значит, что в практику взаимоотношений между государственным учредителем и исполнителем услуг в сфере искусства входят договорные отношения с условием предоставления бюджетных средств по стабильному нормативу. В то же время дискуссионным остается вопрос о критериях выбора единицы нормирования. При большом разнообразии не похожих друг на друга учреждений и организаций культуры сложно определить как единицу нормирования, так и стоимость бюджетной услуги. Так, в театрах объем услуг может быть выражен в количестве обслуженных зрителей и в количестве спектаклей. Нельзя не заметить, что рыночная ценность услуг культуры не всегда свидетельствует о ее художественном уровне. В то же время зрительский спрос является лучшим индикатором результативности работы театра. Установление жесткой связи между государственным финансированием и числом зрителей может оказаться дестимулирующим фактором, что свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к проектируемым расходам [15, С. 12 - 15].

Информация о работе Финансирование сферы культуры