«Пушкинский венок» - концерт для хора

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: установить значение хорового сочинения «Пушкинский венок» Г.В. Свиридова в истории отечественной хоровой культуры.

Задачи: 1.Выяснить значение творчества Свиридова для советской музыкальной культур.

2.Изучить жизненный и творческий путь композитора

3. Дать характеристику хорового творчества Г.Свиридова

4. Определить роль поэзии А.Пушкина в творчестве Г.Свиридова

5. Изучить историю создания и написания «Пушкинского венка»

6. Выявить жанровую специфику цикла

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2

I.Г.В. Свиридов в истории отечественной музыкальной культуры…4
1.1 Жизненный и творческий путь Г. Свиридова………………….4

1.2 Обзор и характеристика хорового творчества Г. Свиридова..12

II. «Пушкинский венок» - концерт для хора……………………………..17

2.1 Поэзия Пушкина в творчестве Г. Свиридова …………………17

2.2 История создания и написания цикла………………………….19

2.3 Проблема жанра…………………………………………………20

Заключение………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

готовая.docx

— 49.00 Кб (Скачать)

Музыка  Свиридова стала классикой советского искусства XX в., благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

Свиридов  умеет видеть и показать нам вечное в новом и новое вечное. Его  творчество – живое воплощение бессмертия традиций русской культуры и неисчерпаемой  способности этого могучего древа  пополнится свежими соками, плодоносить, давать новые побеги и ветви. Он трактует наследие индивидуально и современно, как советский художник, с позиции  социалистического реализма. Восприняв  демократические, общественно прогрессивные  заветы национальной культуры, он развил их на основе новых идей, нового социального  содержания, рожденного революционной  эпохой, обогатил национальную форму  русской музыки, нашел ее подлинно современное звучание. 
 
 
 
 
 

II. Пушкинский венок

2.1.Поэзия  Пушкина в творчестве  Г.Свиридова

     Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.

     К концу XX века в человечестве как никогда обострилось чувство связи со вселенной, чувство небывалой возросшей ответственности за сохранение жизни на земле.

  В нынешней духовно-нравственной ситуации пушкинская тема принятия корней мира и человека, мужественное утверждение  поэтом положительных начал бытия — вопреки потрясениям времени, его катастрофам и трагизму - приобретает особую ценность. Георгий Свиридов оказался одним из наших современников, кто сумел разглядеть насущность пушкинской «положительной программы» и попытался заново, с новой глубиной осмыслить и художественно освоить ее. Об этом свидетельствует его концерт для хора «Пушкинский венок», впервые прозвучавший в 1979 году .

  К постижению вершин пушкинского творчества Свиридов приближался всю жизнь — и не в одиночку, но в русле поисков путей к Пушкину, которые на разных этапах по-разному велись в нашей культуре.

  Композитор  впервые обратился к Пушкину  в годы, предшествовавшие 100-летнему юбилею со дня смерти поэта, когда он вновь обрел подобающее ему звание национального гения после долгих лет сбрасывания его с «корабля современности», неловкой модернизации, после неуклюжих, а иногда нарочито глумливых опытов «снятая покровов», дискредитации его как человека, бесцеремонного вторжения в историю его личной жизни.

   Возвращение Пушкину места первого русского поэта было прямо связано с  преодолением разрушительных негативных тенденций в советской культуре и решительным поворотом ее к классическому идеалу.

   Пушкинское  начало предопределит классически  ясный стиль Свиридова, прежде всего  его замечательный мелодический язык, свежий, современный по интонации, оригинальный по звуковому составу, естественный в выражении чувства, точно соответствующий смыслу слова, задушевный и пластичный. Пушкинские романсы на многие годы станут своеобразной метой композитора, эталоном Свиридовского  стиля, по которому будут проверяться  все его последующее сочинения.

   Можно было бы проследить, как в вокальные  произведения Свиридова на слова  разных русских поэтов вплетают темы, образы, мысли, восходящие к Пушкину. И это, естественно, так как, с  одной стороны, Пушкин вошел в  кровь и плоть русской поэзии, с другой – Свиридов, художник необыкновенно  чуткий к традициям отечественной культуры, несет в своем творчестве, в своем миросозерцании личное, неповторимое «пушкинское» начало. Весь жизненный, композиторский опыт Свиридова последних лет, все, что было им прочувствовано в движении времени, что было им открыто в связи с другими поэтическими мирами, - все это в целом создавало то энергетическое духовное «поле», в котором возник и без которого не мог бы существовать зрелый свиридовский  Пушкин. Пушкин 1970-х годов.

   Дух времени или внутреннее состояние  композитора предопределили новый  отбор произведений поэта преимущественно  поры его духовной и художественной зрелости. Воображение Свиридова  в последние годы занимала проблематика маленьких трагедий. Возник замысел музыкального воплощения «Пира во время чумы». Одновременно композитора продолжают интересовать и лирические стихи, и, что казалось бы необычно для Свиридова, эпиграммы.

2.2. История создания  и написания

Создавая  концерт, Свиридов думал о том, что  предстоит пушкинский юбилей, 180 лет  со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. И писал он его по вдохновению, обратившись к Пушкину в силу внутренней необходимости, безотчетно, и только потом, в процессе работы, постепенно стала проясняться художественная форма произведения, стало ясно, что напишет он именно для хора, а хоровое искусство в те дни  снова приобретало громадную  силу воздействия.

     В июне 1979 года было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» - концерт для хора.

     Это десять номеров, составляющих  единое целое. Десять стихотворений,  на которые написаны хоры, по  содержанию не связаны между  собой – единым целым их  делает музыка, возвышенная по  настроению и одновременно конкретная  в своей образности, а подчас  и картинности.

     В названии произведения отразилась, но всей видимости, и композиционная  идея концерта. «Родственные по  смыслу и настроению хоры не  стоят рядом, а, соприкасаясь, друг с другом на расстоянии, образуют «венок» сложной композиционной  цепи» - (отметил композитор А.  Николаев). Действительно, «Пушкинский  венок» чрезвычайно многоцветен  и по жанрам, и но темам, и  по образности своей. В равной  степени и музыкальное воплощение  стихов отличается поразительным  для миниатюр разнообразием форм, лада, гармонии, типов мелодики, приемов  хорового письма.

     В определении его жанра угадывается  желание композитора зафиксировать  эту цельность, значительность: не  «цикл», не «хоры», а «концерт».  И в самом деле, одно из первых  и главных впечатлений, возникающих  после прослушивания «Пушкинского  венка», состоит в том, что в  нем заключена пушкинская философия  жизни. Его назначение — увенчать  главу мудреца, проникшего в  тайну жизни, тайну отношения  человека к миру, к другому  человеку и человека к самому  себе. 

2.3. Проблема жанра

Рассматривать эту проблему мы начнем, прежде всего, с определения «хоровой концерт».

Хоровой концерт - это крупнейшее многочастное сочинение, написанное на духовные, светские и народные тексты, а также на стихи и прозу русских и зарубежных авторов. Определяющим параметром хоровой концертной музыки является хоровая фактура, выразительные свойства которой влияют не только на композиторские решения в области «инструментовки», но и определяют композиционный метод в целом. Именно благодаря концертной специфике хоровой фактуры, хоровой концерт выступает на правах самостоятельного концертного жанра, с присущей ему вокальной особенностью, обусловливающей комплексное изучение хоровой концертной фактуры как с теоретической, исторической позиции, так и с позиции исполнительской практики.

Принцип хоровой концертности и специфика  хоровой концертной фактуры и  формы - сущность вокально-хорового концертного  стиля.

В концерте Г.Свиридова вокальная техника  связана с взаимодействием слова  и музыки. Также для «Пушкинского венка» характерна текстовая обусловленность  музыкальной логики, частота фактурных  смен, контрастное сопоставление частей, концертные способы циклообразования и организации музыкального материала.

Присуща полихорность (явная и скрытая). Она  связана с пространственными  эффектами звучания.

Особым  качеством в хоровом концерте является хоровая виртуозность. Это  воплощение музыкального содержания в ярких образах, требующих особой манеры исполнительства.

Все эти  качества и определяют то, что «Пушкинский  венок» написан именно в жанре  концерта.

       В "Пушкинском венке" Свиридов использовал форму русского хорового концерта, соединив в нем черты больших эпических полотен и лирических камерных хоровых миниатюр "Пушкинский венок" - это и венок из прекрасных цветов пушкинской поэзии, и лавровый венок поэту. В нем одновременно множество отдельных соцветий и стеблей - множество разнообразных тем и мотивов. Каждое мгновение они предстают во все новых сочетаниях, рождают все новые контрасты, в то же время созидая поразительное единство.

  Хоровой концерт  чрезвычайно многоцветен и по жанрам, и но темам, и по образности своей.  В равной степени и   музыкальное   воплощение  стихов  отличается   поразительным для миниатюр разнообразием форм, лада, гармонии, типов мелодики, приемов хорового письма.  И концерт входят и стихотворения в «антологическом роде», и анакреонтическая лирика. Излюбленные русскими  композиторами   «Эхо»,  «Мери»  соседствуют с текстом народной песни, записанной Пушкиным. Здесь есть и стихи из цикла «Подражания Корану». И  в открытом,  полном ожидания, устремленном  в бесконечную даль финале звучат фрагменты двух неоконченных стихотворений, соединенных в свое время Мусоргским в романсе «Стрекотунья белобока» .

  За целым рядом этих стихотворений уже стоит музыкальная традиция. Но раньше они существовали сами по себе, разрозненно, отдельными жемчужинами. И вот теперь соединенные, обрели жизнь на каком-то совсем новом уровне, поскольку дали друг другу дополнительный свет и смысл. Самый факт их сплетения в один «венок» заставляет задуматься. В самом деле, здесь, на небольшом, но емком пространстве, образуемом десятью хорами, сошелся, кажется, целый мир: небо и земля, Восток и Европа, античная Греция и православная Русь. И Солнце — центр мироздания, средоточие жизни описало свой круг. От «Зимнего утра» оно склонилось к вечеру, скрылось и ночи и вновь воскресло в надежде нового утра. Точно так же и «день» жизни человеческой миновал различные стадии, испытав смену многообразных движений души — восторженных, лирически нежных, иронически печальных, углубленно медитативных, молитвенных... И все это вместе, сомкнувшись в круг «согласных стройных хоров», создает впечатление удивительной, гармонической полноты бытия.

  В музыке Свиридова ощутимо явлена «необъятность», многомерность пушкинского слова. Слово разрастается в звуках, соприродных ему в той степени, в какой дерево соприродно семени, из которого оно родилось. И при этом язык композитора так же сознательно ясен и прост, как и язык поэта. Ибо простота — еще один из неотъемлемых атрибутов мудрости жизни и художественного творчества. Свиридов умеет отличать подлинную простоту от фальшивой, придуманной: «Придуманная простота,- говорит он, — не имеет ровно никакой цены. Придуманная сложность может быть очень и очень интересной. Она таит в себе желание ее разгадать, хотя разгадка придуманной сложности приносит иной раз разочарование, ибо ты обнаруживаешь духовную пустоту, ее породившую. Простота ценна лишь как озарение, откровение. Элементарная простота озарения, откровения подобна зерну, таящему в себе грандиозную духовную энергию... Опусти зерно через тысячу лет в землю — оно принесет хлеб».

  Заключение

Приведенные в данном курсовом проекте материалы  ознакомили нас с творчеством  одного из величайших композиторов XXв. – Г.В. Свиридовым. И с его концертом «Пушкинский венок».

Особое  место, точнее даже основное, у Свиридова  занимала вокальная и хоровая  музыка.

Свое  хоровое творчество композитор начал  с 1935г.

В музыке Свиридова духовная мощь и философская  глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре. Композитор использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева. Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается во многих сочинениях.

Его произведения отличены высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Свиридов действительно умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора.

  К постижению вершин пушкинского творчества Свиридов приближался всю жизнь — и не в одиночку, но в русле поисков путей к Пушкину, которые на разных этапах по-разному велись в нашей культуре.

  Композитор  впервые обратился к Пушкину  в годы, предшествовавшие 100-летнему юбилею со дня смерти поэта, когда он вновь обрел подобающее ему звание национального гения после долгих лет сбрасывания его с «корабля современности», неловкой модернизации, после неуклюжих, а иногда нарочито глумливых опытов «снятая покровов», дискредитации его как человека, бесцеремонного вторжения в историю его личной жизни.

Информация о работе «Пушкинский венок» - концерт для хора