«Пушкинский венок» - концерт для хора

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: установить значение хорового сочинения «Пушкинский венок» Г.В. Свиридова в истории отечественной хоровой культуры.

Задачи: 1.Выяснить значение творчества Свиридова для советской музыкальной культур.

2.Изучить жизненный и творческий путь композитора

3. Дать характеристику хорового творчества Г.Свиридова

4. Определить роль поэзии А.Пушкина в творчестве Г.Свиридова

5. Изучить историю создания и написания «Пушкинского венка»

6. Выявить жанровую специфику цикла

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2

I.Г.В. Свиридов в истории отечественной музыкальной культуры…4
1.1 Жизненный и творческий путь Г. Свиридова………………….4

1.2 Обзор и характеристика хорового творчества Г. Свиридова..12

II. «Пушкинский венок» - концерт для хора……………………………..17

2.1 Поэзия Пушкина в творчестве Г. Свиридова …………………17

2.2 История создания и написания цикла………………………….19

2.3 Проблема жанра…………………………………………………20

Заключение………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

готовая.docx

— 49.00 Кб (Скачать)

Содержание

      Введение……………………………………………………………………...2

    1. Г.В. Свиридов в истории отечественной музыкальной культуры…4

                  1.1 Жизненный и творческий путь Г. Свиридова………………….4

                  1.2 Обзор и характеристика  хорового творчества Г. Свиридова..12

   II.      «Пушкинский венок» - концерт для хора……………………………..17

                  2.1 Поэзия Пушкина в творчестве  Г. Свиридова …………………17

                  2.2 История создания и написания цикла………………………….19

                  2.3 Проблема жанра…………………………………………………20

Заключение………………………………………………………………………23

Список  литературы……………………………………………………………...25                
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Творчество  Свиридова – выдающееся явление  духовной культуры нашего народа. Его  музыка простая и мудрая, как народная песня, призывная и возвышенная, как речь трибуна, сердечная, как  слово друга, занимает особое место  в русском искусстве советской  эпохи.

Актуальность: в наши дни все новое и новое поколение продолжают знакомиться с творчеством Г.Свиридова, с его уникальностью. Кажущаяся простота с новыми интонациями привлекает множество людей.

«Пушкинский венок» по праву считается одним  из самых ярких творений Г.Свиридова.

Цель: установить значение хорового сочинения «Пушкинский венок» Г.В. Свиридова в истории отечественной хоровой культуры.

Задачи: 1.Выяснить значение творчества Свиридова для советской      музыкальной культур.

             2.Изучить жизненный и творческий путь композитора

            3. Дать характеристику хорового творчества Г.Свиридова

            4. Определить роль поэзии А.Пушкина в творчестве Г.Свиридова

            5. Изучить историю создания и  написания «Пушкинского венка»

            6. Выявить жанровую специфику цикла

     Объект: творчество Г.В. Свиридова

     Предмет: хоровой концерт «Пушкинский  венок»

     Методология: исторический метод, культурологический метод, сравнительный метод.

     Музыка  Георгия Васильевича Свиридова  одухотворенна поэзией звучания русского слова и его смыслом, композитор чувствовал слово  и как  музыкант и как писатель.

     Поэтому столь много своего творчества он посвятил именно вокальной и хоровой  музыки.

     В данной курсовой, мы обращаемся к творческой связи А.Пушкина и Г.Свиридова. Именно в конце XX в., в духовно-нравственной ситуации пушкинская тема принятия корней мира и человека, мужественное утверждение поэтом положительных начал бытия – вопреки потрясением времени, его катастрофам и трагизму – приобретает особую ценность. Г.Свиридов оказался одним из наших современников, кто сумел разглядеть насущность пушкинской «положительной программы» и попытался заново, с новой глубиной осмыслить и художественно освоить ее.

     Об  этом свидетельствует его концерт  для хора «Пушкинский венок», впервые  прозвучавший в 1979г, на юбилеи посвященному 180-летию со дня рождения А.С.Пушкина. А также множество других произведений написанных на стихи этого поэта.

       
 
 
 
 
 
 

I. Г.В. Свиридов в истории советской музыкальной культуры

Органическая  принадлежность Свиридова к русской  культуре настолько очевидна, что  для нее доказательства не требуются  громоздких рассуждений. «Здесь русский  дух, здесь Русью пахнет», - скажет каждый, кто только вступил в мир  свиридовской музыки. Скажет потому, что  услышит в ней, уловит не только слухом, но и сердцем, то исконно национальное, глубоко почвенное, что выражается в музыкальных звуках тоньше и  живее, чем в научных определениях. Но доводы рассудка тоже необходимы, коль скоро мы хотим разобраться в  происхождении и природе неуловимой на первый взгляд субстанции – национального  характера композиторского творчества.

1.1. Жизненный и творческий путь Г. Свиридова

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской  губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил  в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть.

С девяти лет Георгий Свиридов жил в  Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились гораздо больше, чем рояль, юного  любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и  поступил в самодеятельный оркестр  русских народных инструментов.

В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три  года Свиридов окончил школу и  приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал учиться  на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума.

В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много  нового. Он впервые в жизни побывал  в оперном театре и на симфоническом  концерте. Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться  сочинять музыку и что в музыкальном  техникуме существует даже специальное  композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиций профессора М. А. Юдина. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы им было представлено первое сочинение.

В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал  на время в Курск. Там он написал  шесть романсов на слова Пушкина  «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний  вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под  Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору  первый успех и известность.

Удивительно простые, близкие традициям русской  музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова  сразу полюбились и исполнителям, и слушателям.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую  консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных  видах музыки — Свиридов сочинил  в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра.

В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной  войны он был зачислен курсантом  военного училища, но вскоре демобилизовался  по состоянию здоровья.

Еще в  самом начале войны Свиридов написал  первые свои песни для фронта. С  военной тематикой тесно увязана  и написанная тогда же музыкальная  комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще  до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три  года он написал несколько крупных  камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания  военных лет.

Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов — его вокальные  сочинения поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые  романсы и песни на слова советских  поэтов, появившиеся в 1948 году.

Свиридов  много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые  появились в начале 1950-х годов.

В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством  великого армянского поэта Аветика  Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах  А. Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной  поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием  «Страна отцов». Поэма Свиридова  — «эпическая песнь» наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа.

В 1955 году Свиридов написал девять песен для  баса с фортепиано на стихи Роберта  Бернса в превосходном переводе С. Маршака. В отличие от поэмы «Страна  отцов», в бернсовском цикле нет  монументальных образов и картин, отражающих события большого исторического  значения. Вместе с тем у этих двух произведений много общего —  серьезность замысла, умение композитора  за частными явлениями видеть их большой, общечеловеческий смысл.

Если  в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса — это  галерея музыкальных портретов  простых людей, вереница сценок из их жизни вокруг одного образа — молодого человека, «лучшего парня наших лет».

В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией  Сергея Есенина, написал несколько  песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего  за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она  была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.

Есенинские  строки, с их красотою и волшебной  певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может  по-разному. Иной раз в Есенине  ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын.

Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная  иллюстрация к полюбившимся ему  стихам. Композитор, действительно, умеет  «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора.

Четко обозначилась основная линия творчества композитора — создание вокальной  музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова  преобладали камерные жанры —  песня, романс; но постепенно он переходит  к более крупным формам, в частности  к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью.

Особое  место в творчестве Свиридова  занимает «Патетическая оратория» (1959) для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского. Очень многие советские композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров. Но, пожалуй, «Патетическая оратория» Свиридова  является из них самым значительным и интересным.

«Патетическая оратория» — это монументальное художественное полотно, сотканное  из множества интонаций. Особенно впечатляет последняя, заключительная часть оратории, в которой используются отрывки  из поэмы «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом  на даче». Называется эта часть «Солнце  и поэт». Яркая, ликующе-торжественная  музыка сопровождается колокольным  звоном, как бы передающим в звуках полыхание «ста сорока солнц».

Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень  динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» (1977), которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока.

Следом  за ораторией были написаны «Весенняя  кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата  «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений  без сопровождения на его стихи  «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит  о небесах», кантата «Снег идет»  на стихи Б. Пастернака.

Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким  профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Что касается стиля, то в  них стала ярче, рельефнее выделяться городская песенная струя.

Однако  композитор не расстался и с крестьянской песенностью. В 1960-е годы пристрастие  композитора к этой первооснове  народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Так, был создан вокальный цикл «Курские песни», который  явился вершиной творчества Свиридова  тех лет и одним из шедевров советской музыки.

Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. Результатом  творческой работы композитора стало  это замечательное произведение современности. В «Курских песнях»  не проступают черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.

Информация о работе «Пушкинский венок» - концерт для хора