История музыкальных инструментов

Дата добавления: 17 Марта 2013 в 19:55
Автор: r**********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (1.15 Мб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

История.docxelfhys[.docx

  —  1.16 Мб

История

При раскопках в Месопотамии  были найдены одни из древнейших ударных  инструментов, сделанные в виде маленьких  цилиндров, происхождение которых  датируется шестым тысячелетием до нашей  эры, к этому же времени относят  и наскальные рисунки в пещерах  Южной Америки. Возраст найденного в Моравии барабана датируется пятым  тысячелетием до н. э., в Древнем Египте барабаны возникли за 4 тыс. лет до н. э. Известно о существовании барабанов  в древнем Шумере (около 3 тыс. лет  до н. э). О длительной истории развития инструмента свидетельствует и  большое разнообразие его видов  в наши дни.

С древнейших времён барабан  использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения  ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. У древних  греков и римлян барабан тимпан (др.-греч. τύμπανον), предшественник современных литавр, использовался в культах Кибелы и Вакха. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. В XVI веке барабаны использовались в Британской армии в пехоте, у драгунов и кавалерии. Во времена Генриха VIII в каждой роте от 100 человек было двое барабанщиков. В XVII веке основными используемыми сигналами барабанщиков были «Внимание», «Строиться», «Готовность», «Марш», «Атака», «Отступить». 
 
В Японии была найдена датируемая VI—VII веками глиняная фигура барабанщика с тайко. Эти барабаны использовались на поле боя, чтобы испугать, ошеломить противника: один солдат нёс барабан на спине, а двое в него били. В решающей битве между Ци и Лу в 684 году до н. э. барабаны вдохновили солдат и переломили ход боя.

В XX веке произошли два  значительных усовершенствования барабанов. В 1920—1940-х годах компания Gretsch производила корпуса барабанов по технологии многослоевого расслоения дерева, этот способ используется и сегодня. Около 1956 года Эвансом Марионом на замену кожаным мембранам были изобретены пластиковые, более устойчивые к влажности и лучше сохраняющие настройку.

 
В настоящее время продолжается как развитие и усовершенствование самого инструмента, так и поиски новых техник исполнения. В 1930—1932 годах  был изобретён Rhythmicon — прототип современных драм-машин, ставших популярными в 1980-х. Драм-машины позволяют воспроизводить запрограммированный заранее звук и значительно увеличили возможности аранжировки. Тем не менее, они не смогли превзойти барабанщиков в исполнении музыки.


 

 

Александр МАЙКАПАР 

 

Ударные инструменты

Цикл статей о музыкальных  инструментах см. в № 9, 16, 24/2008

Если смотреть из зрительного  зала на сцену, где разместился современный  большой симфонический оркестр, то в дальнем левом углу мы увидим интересную картину: большое количество разнообразных ударных инструментов и музыканта (или нескольких музыкантов), играющего на них, производящего  при этом разнообразнейшие действия, напоминающие порой некое шаманство. Одни из этих инструментов издают звуки  с фиксируемой высотой, у других высота звучания не может быть определена точно. К первой группе относятся  литавры, ксилофон, виброфон, оркестровые  колокола, колокольчики. Ко второй —  различные барабаны, так называемые тарелки, тамтам. Роль группы ударных в звучании оркестра весьма велика. Только о некоторых из этих инструментов мы сможем рассказать в этом очерке.

Литавры

Литавра или литавры (итал. — timpani, нем. — Pauken, фр. — timbales) — ударный инструмент, состоящий из металлического полушария (котла) и металлического обруча с кожей, которая, с помощью винтов, растягивается в большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута, тем звук выше, и наоборот. По коже ударяют палочками с наконечником из дерева, буйволовой кожи, пробки, губки или войлока. Литавры, покрытые полотном или сукном, дают глухой звук (timpani coperti).

Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе они стали распространяться в Средние века. Сохранилось упоминание об использовании их в качестве звукового оформления процессии, которую прислал венгерский король во Францию в XV веке, желая взять в жены дочь французского короля. Это были «барабаны, похожие на огромные котлы, которые везли на лошадях».

Барабанщик запорожцев. Конец XVIII в. 

 

Главным отличием литавр от других разновидностей ударных уже  тогда являлось то, что они могли  издавать звуки определенной частоты. «Котел» литавры изготавливался из меди, к нему с помощью винтов крепилась тщательно отделанная кожа, причем среди мастеров почему-то было принято использовать обычно ослиную  кожу.

В оркестр литавры были введены при Жане Батисте Люлли (во второй половине XVII столетия). С тех пор они составляют необходимую принадлежность каждого симфонического оркестра; применяются и в военных оркестрах, преимущественно кавалерийских.

Конструкция литавры 
1. Котел; 2. Гайка; 3. Обруч; 4. Натяжной винт; 
5. Кожа (перепонка или мембрана); 6. Подставка  

 

В оркестре применяются, как  правило, две литавры — большая  и малая. Каждая литавра, настроенная  в известном тоне, может издавать при ударе только один звук. Звуки  литавры обозначаются нотами в басовом  ключе. Вследствие различных степеней натяжения кожи на большой литавре  она может издавать звуки хроматической  гаммы от фа в большой октаве до до в малой, а на малой литавре — от си-бемоль в большой октаве до фа включительно в малой октаве. В больших оркестрах используются три литавры: две малые и одна большая, реже — одна малая и две большие. У Мейербера в опере «Роберт-Дьявол», во втором действии, применены четыре литавры: две большие в две малые. Большим количеством литавр пользовался в своих сочинениях Берлиоз.

Литавра с педальным  механизмом 

 

По двум литаврам ударяют  большей частью попеременно, гораздо  реже — одновременно. Перестраивание литавр в настоящее время облегчено вследствие замены винтов механизмом, перестраивающим литавру моментально. Скорость переменных ударов на литавре может быть весьма большая (tremolo). Оттенки, от самых сильных до самых слабых, вполне доступны. Чем звук ниже, тем он полновеснее и продолжительнее, чем выше, тем короче и легче.

Труба с занавесью. Из «Книги турниров» короля Рене. XV в.  

 

Поскольку в музыкальном  отношении — так сложилось  исторически и художественно  — литавры сопряжены с медными  духовыми инструментами (на протяжении столетий литавры и трубы составляли единую замкнутую группу, в которой  литавры служили басом для  труб; в музыке примеров этого сочетания  огромное число; в паре их можно найти  на картинах и гравюрах старых европейских  мастеров), в оркестровой партитуре  их партии размещаются непосредственно  под группой медных духовых инструментов.

Литавры с занавесями австрийского кирасирского полка. 
Ок. 1750 г. Императорский и королевский музей армии в Вене 

 

Едва ли найдется кульминация  в классической симфонии, где композитор обошелся бы без литавр. Своим грозным  нарастающим тремоло литавры  могут перекрыть звучание целого оркестра. Музыкальные кульминации  с литаврами создают впечатление  разбушевавшихся сил стихии. Гайдн  изобразил с помощью литавр громовые раскаты в оратории «Времена года». В Шестой симфонии («Пасторальной») Бетховена литавры вступают лишь в четвертой части, и часть  эта — «Гроза, буря». Звук литавры, начинающийся наpianissimo, усиливается до fortissimo, предваряя слова «Содрогнись, земля» в бетховенской оратории «Христос на Масличной горе».

Солонка в виде полковых литавр, с ложечками 

 

Любопытно, что даже малейшее проявление самостоятельности литавр в оркестровой ткани произведения привлекает к себе внимание слушателя. Более того, некоторые произведения получили свои названия по таким моментам яркого звучания литавр. Одна из симфоний Гайдна — №94 — называется «Симфония  с ударом литавр» (другое ее название — «Сюрприз», но оно тоже порождено  этим самым ударом литавр). Другая симфония — №103 — «Симфония с тремоло  литавр». Еще у Гайдна есть «Messa in Tempore Belli» («Месса с литаврами времен войны»: первая из шести месс, созданная в 1796 году. Она была написана, когда Наполеон, продвигаясь к австрийской границе, вторгся на север Италии. Литавры, барабаны и трубы должны были вызывать ассоциации с войной). Шостакович в Девятой симфонии заставляет литавры имитировать орудийную канонаду.

Музыкант группы ударных инструментов 

 

Но литавры могут звучать  и очень тихо, и в таком случае это также необычайно захватывает  слушателя. Хор заключенных в  конце первого действия оперы  Бетховена «Фиделио» сопровождается звуками литавр. Перед самым окончанием действия литавры умолкают. Но последний такт остается за ними, играющими тремоло в самой тишайшей звучности. Это подлинный мотив судьбы. Бетховен любил применять такие мотивы в многообразных, но всегда легко распознаваемых и впечатляющих формах.

Большие серебряные литавры, переданные Войску 
верных казаков по повелению императрицы Екатерины II в 1788 г. 

 

На литаврах, как, вероятно, на каждом инструменте, есть некоторые  необычные способы игры. Например, прием игры на так называемых «закрытых  литаврах»: это своего рода сурдина. Сурдина на литаврах представляет собою  кусок мягкой, не очень тяжелой  ткани — чаще всего фланели. В  зависимости от необходимости ее набрасывают на кожу литавры ближе  к обручу или ближе к середине. В первом случае звук литавры заглушается  меньше, во втором — больше. По самой  ткани никогда не играют. Искусственное  заглушение звучания литавры производит порой чарующее впечатление. Этот прием особенно широко использовал А. Бородин в Половецких плясках в опере «Князь Игорь».

Барабан

Барабан — очень древний  ударный инструмент. Известно о существовании  барабанов в древнем Шумере. При  раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных  инструментов, сделанные в виде маленьких  цилиндров, происхождение которых  датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времен барабан  использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения  ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную  Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в  Испании и Палестине.

Индонезийский барабан  

 

Музыковеды обычно выделяют четыре класса барабанов: 1) рамочные барабаны, 2) в форме кубка, 3) цилиндрические и 4) котлообразные (или литавры). Но внутри этих основных классов имеется  великое множество разновидностей, получивших распространение на разных континентах, в разных странах и  в разное время. Мы будем говорить о барабанах, использующихся в классическом симфоническом оркестре.

Барабан армейский  с рельефным орнаментом: 
св. Георгий Победоносец и двуглавый орел  

 

Барабан (итал. tamburo, cassa; фран. tambour, caisse; англ. drum; нем. Trommel) — общеизвестный ударный инструмент, состоящий из деревянного или металлического цилиндра, оба отверстия которого затянуты телячьей кожей, закрепленной посредством двух деревянных обручей. Оба обруча соединены между собой шнуром, натянутым в виде зигзага. Натягивая сильнее шнур при помощи петель, можно сделать тон барабана более светлым.

Ю. Пятков, С. Коровяковский. Ротный барабанщик 
лейб-гвардии Семеновского полка. 1812 г.

Колотушечка, палочка, щетка 

 

По одной стороне барабана ударяют палочками (для игры на большом  барабане употребляют палочки, обтянутые  кожей); на другой стороне туго натянута жильная струна. Вибрация одной стороны  передается другой, причем от постоянного  трения последней о жильную струну звук делается трескучим; без струны звук получается короткий и глухой. Барабан не имеет строя и потому, как и у остальных ударных  инструментов (кроме литавры), партия его нотируется только ритмически. Барабанная дробь обозначается, так же как и у литавры, в виде трели.

Большой барабан 

 

Малый барабан 

 

Табор (провансальский барабан) – средневековый инструмент, на котором играли во время танцев. Часто бывало, что музыкант в одной  руке держал барабанную палочку, а в  другой – свирель 

 

Из употребительных в симфоническом оркестре первым должен быть назван большой барабан (еще его называют турецким барабаном). Он двухсторонний, реже односторонний. На нем играют массивной колотушкой с мягким наконечником; звук его сильный, глухой и низкий. Кроме колотушки, иногда используют палочки, метелочки и др. Главное назначение большого барабана — одиночные удары (отpianissimo до подобного громовым разрядам fortissimo). Европейскими композиторами большой барабан сначала применялся в военном оркестре; с начала XVIII века — в оперном. Предшественник большого — турецкий барабан, применявшийся в «янычарской музыке». Большой барабан зачастую используется для ее имитации, например в опере Моцарта «Похищение из сераля». Кстати, Моцарт для финала своей фортепианной сонаты ля мажор написал «Рондо в турецком стиле» (другое его распространенное название — «Турецкий марш»). Нарочито резкие аккорды в левой руке исполняются в нем особым образом — арпеджированно. Это сделано специально, чтобы средствами фортепиано имитировать звучание такого турецкого барабана.

Страницы:123следующая →
Описание работы
При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется шестым тысячелетием до нашей эры, к этому же времени относят и наскальные рисунки в пещерах Южной Америки. Возраст найденного в Моравии барабана датируется пятым тысячелетием до н. э., в Древнем Египте барабаны возникли за 4 тыс. лет до н. э. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере (около 3 тыс. лет до н. э). О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни.
Содержание
содержание отсутствует