Взаимодействие государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 03:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить взаимодействие государственного и муниципального уровня управления.
Задачами данной работы является рассмотреть: понятие и признаки государства и государственного управления; понятие и признаки муниципального управления (самоуправления); принципы взаимодействия; организационные формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления; финансовая основа местного самоуправления в контексте взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления; финансовая основа местного самоуправления в контексте взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления; взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере; взаимодействие в сфере комплексного социально-экономического развития территории.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Предмет государственного и муниципального управления 5
1. Понятие и признаки государства и государственного управления 5
1.2. Понятие и признаки муниципального управления (самоуправления) 9
Глава 2. Механизмы взаимодействия государственного и муниципального управления 14
2.1 Принципы взаимодействия 14
2.2 Организационные формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления 17
Глава 3. Сферы взаимодействия государственного и муниципального уровня управления 20
3.1 Финансовая основа местного самоуправления в контексте взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления 20
3.2 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере 27
3.3 Взаимодействие в сфере комплексного социально-экономического развития территории 30
Заключение 32
Библиография 34

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие гос. и мун. управления.doc

— 172.50 Кб (Скачать)
  • интеллектуально - информационное воздействие государства, его органов и должностных лиц на сознание, поведение и деятельность людей, их коллективов, общностей в стратегических целях обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития общества;
  • в оптимальном варианте такое воздействие, которое объективно обусловлено, субъективно обоснованно и социально эффективно, что и определяет его обширную и постоянную актуальность;
  • воздействие, исходящее из всеобщих потребностей и интересов граждан и обеспеченное как в материально-финансовом, так и в административно-политическом отношениях;
  • сплав науки, искусства (таланта) и опыта. В процессах формирования и реализации государственно-управляющих воздействий задействованы все общество и государственный аппарат;

          Среди проблем, которые приходится сегодня решать России, одно из первых мест занимает формирование экономических основ федеративных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и с местными органами власти (самоуправления). За последнее время совершенствуются законодательные основы развития местного самоуправления, сформирована база для функционирования этого существенного общественного института. Тем не менее, многие вопросы в этой области еще не решены. Это касается определения границ компетенции местного самоуправления, обеспечения его стабильными источниками доходов, формирования межбюджетных отношений, в частности, совершенствования системы местного налогообложения и т.д.2

     1.2. Понятие и признаки муниципального управления (самоуправления)

     Местное самоуправление, по Конституции РФ, относительно самостоятельно и осуществляется в городских и сельских поселениях, на других территориях, где население объединено совместными условиями проживания.

     Можно сказать, что местное самоуправление - подзаконная система власти, которая функционирует в рамках законодательного поля, формируемого государством. На этом уровне принимаются властные решения в пределах функций, определенных законом.

     Местное самоуправление - одна из основ конституционного устройства государства. В то же время следует разграничивать систему власти и управления с различными формами самоорганизации граждан. Комитеты общественного самоуправления, уличные, домовые комитеты - все это важные и полезные общественные объединения, но не имеющие властных функций.

     Местное самоуправление - важный элемент всей системы управления в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру.

     П.2 ст.3 Конституции РФ рассматривает  местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей  власти3. Эта норма позволяет утверждать, что местное самоуправление является одной из конституционных форм осуществления народовластия. В статье 3 Конституции Российской Федерации закрепляется и раскрывается принцип народовластия. Носителем суверенитета и единым источником власти в РФ является её многонациональный народ. На основании этого принципа все субъекты РФ определяют формы местного самоуправления.

     Согласно  ст.12 Конституции власть в стране организационно разделена на два  уровня – систему государственной  власти и систему местного самоуправления4. Конституционное положение гласит: «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти». Вместе с тем местное самоуправление не может противостоять государственной власти, поскольку оно обязано действовать в рамках федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, актов субъектов РФ. Речь не может идти об абсолютном разделении государственного управления и местного самоуправления.

     Местное самоуправление рассматривается Конституцией как одна из основ государственного устройства России. Согласно ст.12 Конституции РФ в «Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Это означает, что без местного самоуправления Россия не может быть демократическим правовым государством, а ограничение его прерогатив должно рассматриваться как посягательство на основы конституционного строя РФ.

     Конституция РФ в статье 18 устанавливает, что  права и свободы человека и  гражданина определяют деятельность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления5. В отношении местного самоуправления это конституционное требование не просто является дополнением к государственным процедурам обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод, а отражает и сущность и целевое предназначение муниципальной власти как самостоятельной формы народовластия.

     Установление  «пределов полномочий» едва ли не самое сложный процесс, здесь  возможно чрезмерное разнообразие вариантов, поскольку установление общих принципов  местного самоуправления согласно Конституции  входит в совместное ведение Федерации и её субъектов (п.1ст.72). Однако, органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения . Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти субъектов Федерации или самой Федерации недопустимо, так как местное самоуправление не только берёт на себя решение всех вопросов местного значения, но и позволяет федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов сконцентрироваться на решении общегосударственных и региональных проблем.

     Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что местное самоуправление осуществляется как непосредственно – путем выборов, местного референдума, собрания (сходов), – так и через выборные и другие органы местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления.

     Местное самоуправление занимает особое место в общей системе управления государством. Оно осуществляет связь между государством и населением. Местное самоуправление обладает всеми признаками власти и прежде всего главным - обязательностью его решений для населения, проживающего на территории муниципального образования. Осуществление местного самоуправления обеспечивается посредством реализации функций муниципального управления. Для этого муниципальными сообществами создаются органы местного самоуправления. Являясь неотъемлемой частью общего механизма управления государством, местное самоуправление имеет отличительные особенности от органов государственной власти, а именно:

     - является властью подзаконной,  действующей в рамках законодательства, принимаемого органами государственной власти;

     -  возникает лишь в том случае, когда определены предметы его  ведения;

     -   должно иметь достаточные собственные  материально-финансовые ресурсы  для решения вопросов местного  значения;

     - требует обязательного наличия  представительства населения в муниципальных органах власти.

     В настоящих условиях формирования российской государственности местное самоуправление признается самостоятельной властью, производной от государственной, действующей  с позволения государства и в  рамках государственных законов.

     Определение предметов ведения органов местного самоуправления происходит как за счет предложений населения соответствующей  территории, так и в русле единой государственной политики. Государство  возлагает на органы местного самоуправления право и обязанность ответственно исполнять часть общественных дел самостоятельно и ряд государственных функций с передачей или делегированием полномочий по принятию от имени государства общеобязательных решений

     Таким образом, муниципальное управление - это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах; организованный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны органов местного самоуправления за развитием общественной жизни на данной территории.

     Государственное и муниципальное управления различаются  не только тем, что осуществляются на разных уровнях организации власти, но также отличаются по целям, задачам, субъектам и объектам управления, реализуемым функциям, полномочиям и управленческим технологиям и процедурам. В рамках государственного управления реализуются функции управления в различных сферах общественной жизнедеятельности: политической, экономической, социальной и т.д. Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения, т.е. это практическая деятельность органов государственной власти в масштабах всего общества. Муниципальное управление имеет свойства более узкого уровня: управленческое воздействие опирается на права, обязанности и ответственность органов власти местного самоуправления и локализуется в пределах местного сообщества, т.е. распространяется на население, проживающее на территории определенного муниципального образования. Муниципальное управление осуществляет функции управления по решению вопросов местного значения, исходя из локальных интересов населения, его исторических, национальных и иных особенностей и традиций, реализуя закрепленные государственным правом полномочия. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Механизмы взаимодействия государственного и  муниципального управления

     2.1 Принципы взаимодействия 

           Государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное  и эффективное функционирование  муниципальных образований. В прямых связях основными являются управляющие воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества и взаимодействия,  инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления, важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей.

           Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.

          Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах.

           Конституция России закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Большинство наших неудач в экономике, социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм дает сбои.

          Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства.

            На федеральном уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи - обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления. Они решаются следующими способами:

во-первых, на федеральном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления;

            во-вторых, федеральные органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления;

            в-третьих, для обеспечения федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" принимаются ряд федеральных законов.

            В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Взаимодействие последних с органами местного самоуправления в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики — решения экономических, политических и социальных проблем развития муниципального образования и субъекта в целом. С другой стороны, такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.

             Признание местного самоуправления  означает, что государство видит  в нем некий социальный институт, не обладающий свойствами государственной  структуры. Децентрализация управления - это способ не просто сохранения  целостности России, но и эффективной защиты общества и граждан, гармоничного развития духовных, культурных, экономических связей между всеми частями Российского государства.

Информация о работе Взаимодействие государственного и муниципального управления