Городское самоуправление в 60-90 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Предметом исследования является городское самоуправление в России, его особенности во 2-ой половине XIX века.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в определении места городского самоуправления в общей системе местного самоуправления в России, содержания городского самоуправления на основе анализа высших государственных учреждений и реформ, а также практики соответствующих органов.

Работа содержит 1 файл

Городское самоуправление 60-х - 90-х гг. 19 века..docx

— 86.82 Кб (Скачать)

Сельское самоуправление состояло из крестьянского схода, избираемого из крестьян-домохозяев, и старосты. В сферу полномочий сельского схода входили выборы сельских должностных лиц, споры об общинном пользовании землей, вопросы общественных нужд, благоустройства, общественного призрения, начального образования членов сельского общества, раскладка казенных податей, земских и мирских денежных сборов и натуральных повинностей, рекрутские наборы и прочее. Если решение принималось сходом в отсутствие старосты, то оно считалось незаконным. Сельский староста в рамках территории села осуществлял административно-полицейские полномочия, вел дознание, осуществлял охрану порядка и подвергал аресту (до двух дней) или штрафу (до одного рубля)14.

Для контроля за крестьянским самоуправлением была создана целая  система органов в соответствии с принятым в этот же период “Положением  о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях”. “Положение”, по существу, закрепляло дворянский контроль за крестьянским самоуправлением, так как все должности в этих учреждениях – мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия – замещались потомственными дворянами-помещиками и представителями губернской администрации. Из всех учреждаемых органов дворянского контроля наибольшее значение приобретал мировой посредник, в полномочия которого, наряду с распорядительными действиями по крестьянским делам и разрешением споров, входили некоторые прерогативы судебно-административного характера, так как именно он налагал взыскания, удалял (правда, лишь временно) лиц крестьянского управления от должности и т. д15.

Однако все предпринятые реформы в сфере сельского  и волостного самоуправления так  и не ликвидировали феодальной сущности большинства общественных отношений, протекавших на уровне социально-политической надстройки российского общества. Это, прежде всего, касалось сохранения (а  иногда и укрепления) классово-сословного характера формирования и деятельности сельского и волостного самоуправления. Так, от участия в нем были фактически отстранены не только дворяне (за исключением  потомственных дворян-помещиков), но и духовенство, купцы, ремесленники и имевшаяся на селе интеллигенция. Но основным тормозом развития не только новых экономических отношений, но и элементов самоуправления было законодательное закрепление за сельской общиной статуса важнейшего субъекта социально-политических отношений  на самом низовом уровне Империи. Поэтому ни о какой самостоятельности  крестьянского самоуправления (базой  которого было свободное, но безземельное крестьянство), находившегося под  двойным контролем местных крестьянских и судебно-административных учреждений, не могло быть и речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3  
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 г. И КОНТРРЕФОРМА 1889-1890 гг.

Всесословное земское  самоуправление было создано на основе утвержденного 1 января 1864 г. “Положения о губернских и уездных земских учреждениях”16. В основе реформирования земского самоуправления лежало несколько теорий. Одной из наиболее популярных была так называемая “общественная” (или “хозяйственная”) теория, у истоков которой стоял князь А. И. Васильчиков17. Стержнем этой теории являлось утверждение, что интересы общества не всегда совпадают с интересами государства (а иногда и противопоставляются), поэтому за местными учреждениями отстаивалось право самостоятельно заниматься всей совокупностью местных хозяйственных и общественных дел. “Общественная теория, – писал известный российский государствовед Н. М. Коркунов, – видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведывания одними только государственными делами. Общественная теория исходит из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое ведало только свои собственные интересы”18.

Антиподом этой теории была разработанная В. П. Безобразовым так называемая “государственная” теория, в соответствии с которой органы самоуправления определялись лишь как разновидность государственных учреждений, которые и передают местному населению осуществление некоторых задач в строго определенных законом пределах19.

“Положение” 1864 г. закрепляло всесословную систему земских учреждений, которые вводились в 33 губерниях. Земские учреждения разделялись на земские уездные и земские губернские учреждения. Уездные учреждения включали в себя уездные земские собрания и уездные управы. Земские губернские учреждения состояли из губернских собраний и губернских управ. Уездное земское собрание состояло из уездных земских гласных, избиравшихся на три года и так называемых “членов по должности” – представителей удельного ведомства и ведомства земледелия; депутата от духовного ведомства; городского головы губернского, уездного города; председателя и членов уездной земской управы. Председательствовал на заседаниях уездного земского собрания уездный предводитель дворянства20.

Для того чтобы наглядно проиллюстрировать взаимоотношения (а подчас и антагонизм) центрального правительства и органов земского самоуправления, представляется целесообразным дать сравнительный анализ реформ 70-х  годов XIX в. и контрреформ 90-х годов, в результате которых земство хотя и было сохранено, но подпало под усиленную правительственную опеку, шедшую вразрез с существованием самоуправления вообще. Контрреформы ослабили всесословный характер земства, предоставив преобладающее влияние сословно-дворянскому элементу, то есть вернулись к тому, против чего и были направлены реформы 70-х годов XIX в.

Итак, выборы уездных земских  гласных проводились по так называемой трехклассной системе. В соответствии с “Положением” 1864 г.:

  • к первому классу относились частные землевладельцы (владевшие имениями от 200 до 800 десятин, стоимостью в 15 тыс. рублей), не входившие в состав городских и сельских сообществ;
  • ко второму классу относились лица, принадлежавшие к городским сообществам (горожане должны были иметь недвижимость, стоимостью от 1 до 3 тыс. рублей, в зависимости от величины города, или дело с оборотом не менее 6 тыс. рублей);
  • к третьему классу относились лица, принадлежавшие к сельским сообществам.

Число гласных от каждого  класса определялось в особом “Расписании”. Причем возможность исключительного  численного преобладания той или  иной социально-классовой группы ослаблялась  тем, что количество гласных от каждого  разряда не должно было превышать  совокупного числа двух других разрядов21.

В соответствии с “Положением  о губернских и уездных земских  учреждениях” 1890 г22. выборы гласных также базировались на трехклассной системе, в основу которой было положено доминирование дворянского сословия:

  • к первому классу относились потомственные и личные дворяне;
  • ко второму классу относились прочие избиратели;
  • к третьему классу – крестьяне.

Число гласных по-прежнему определялось особым “Расписанием”  по уездам каждой губернии. Причем дворянам законодательно обеспечивалось большее  число гласных, нежели остальным  вместе взятым.

В среднем на каждый уезд приходилось примерно: 16 гласных  от дворян, 9 гласных от крестьян и 4 гласных от прочих избирателей.

Выборы от первых двух классов  проводились на земских избирательных  собраниях. Для личного участия  в подобном собрании было необходимо соответствовать следующим условиям (требованиям): 1) иметь русское подданство; 2) быть не моложе 20 лет; 3) быть лицом  мужского пола; 4) обладать определенной собственностью; 5) быть лицом, обладающим достойным поведением.

За малолетних (несовершеннолетних лиц), удовлетворяющих прочим условиям, в выборах могли участвовать  их опекуны или попечители. Совершеннолетние (то есть достигшие 21 года) избиратели, не достигшие 25-летнего возраста, также  могли передоверять свое участие  попечителям или поверенным, обладавшим правом личного участия в избирательных  собраниях.

Лица женского пола избирательным  правом не обладали и были вправе уполномочивать на участие в избирательных собраниях  лишь своих родственников мужского пола (отцов, мужей, братьев, сыновей  или внуков).

Имущественный ценз определялся владением не менее одного года на праве собственности (пожизненным владением) землей в пределах уезда в размере указанного в законе для каждого уезда числа десятин земли или другим недвижимым имуществом стоимостью не ниже 15 тыс. рублей.

Благотворительные, ученые, учебные учреждения, торговые и промышленные общества, торговые и иные компании, учрежденные в России на основании  законов Империи и отвечающие данному имущественному цензу, также  имели право участвовать в  выборах через своих представителей.

Мелкие собственники имущества  или земли, располагавшие 1/10 частью полного имущественного ценза, имели  право коллективного голоса. На специальных  съездах они избирали своих уполномоченных представителей на земские избирательные  собрания. Юридические лица также  были лишены этого права23.

На каждый полный имущественный  ценз, установленный для участия  в земских избирательных собраниях, полагалось по одному уполномоченному. При определении права на участие  в земских избирательных собраниях  и съездах учитывался либо земельный  ценз, либо ценз недвижимости, так как  определение избирательного права  по совокупности двух различных, но не полных видов имущества (собственности) не допускалось.

Как не удовлетворяющие требованию “непорочного, достойного поведения” были лишены права участия в выборах следующие категории лиц:

1) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, либо исключение со службы, а равно за кражу, мошенничество и другие корыстные посягательства в случаях, когда они не были оправданы судебными органами;

2) отрешенные (отстраненные) судебным приговором от должности в течение трех лет со дня такого решения;

3) состоящие под следствием или судом по обвинению в преступных деяниях, влекущих за собой лишение или ограничение прав состояния, либо отрешение от должности;

4) подвергшиеся несостоятельности (банкротству), кроме лиц, признанных судом так называемыми “несчастными”;

5) лишенные духовного сана или звания за пороки, либо исключение из среды соответствующих сословных обществ и дворянских собраний по так называемым сословным приговорам;

6) состоящие под гласным надзором полиции (лицам, находившимся под негласным надзором полиции, участие в выборах разрешалось).

 

Кроме этого, не имели права  участвовать в выборах следующие  чиновники и должностные лица: губернатор, вице-губернатор, управляющий  казенной палатой, священнослужители  и церковнослужители христианских исповеданий, местные члены прокурорского надзора, полицейские чины губернии24.

Лицам еврейского (иудейского) вероисповедания также запрещалось  участвовать в выборах, впредь до пересмотра действующих о них  предписаний (ст. 16, примечание 3)25.

Списки избирателей составлялись уездной земской управой и  публиковались за 4 месяца до дня  выборов (с возможностью внесения в  них изменений и исправлений). За месяц до выборов публиковались  исправленные или дополненные списки, после чего каких-либо изменений  в них не допускалось.

Для избрания в уездные земские гласные от первых двух классов избирателей созывались два земских избирательных собрания: в первом собрании под руководством уездного предводителя дворянства участвовали лишь потомственные и личные дворяне; во втором собрании под председательством городского головы участвовали прочие лица и представители юридических лиц.

Ни одно лицо на избирательном  собрании не могло иметь больше двух голосов – одного голоса по так  называемому личному праву, другого – по праву представительства26. На каждом собрании или съезде правом избирать обладали только те лица, которые входили в состав данного собрания или съезда.

Выборы земских гласных от крестьян осуществлялись по системе косвенных выборов. Так, по “Положению” 1864 г. волостные сходы избирали выборщиков в количестве, не превышающем 1/3 волостного схода, а эти последние и избирали гласных. По “Положению” 1890 г. данная система была изменена. Двухступенчатая система выборов заменялась назначением гласных администрацией из числа кандидатов, предложенных волостными сходами. Каждый волостной сход избирал по 1-2 кандидатам, из числа которых губернатор утверждал состав гласных в соответствии с действующим “Расписанием”. Причем, утверждался не только гласный, но и определялась очередь кандидатов в гласные.

5 октября 1906 г. Николаем II был подписан Высочайший Указ, в соответствии с которым:

а) сельским обывателям предоставлялось право участвовать во вторых избирательных съездах и собраниях, независимо от их участия в выборах гласных от сельских обществ соответствующего уезда;

б) отменялось правило утверждения губернаторами земских гласных от сельских обществ из числа кандидатов, избранных волостными сходами, и вводилась практика, в соответствии с которой кандидаты сами должны были избирать из своего состава положенное число гласных и определять очередность вступления их в должность.

Информация о работе Городское самоуправление в 60-90 гг