Анализ управления муниципальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Муниципальная собственность - это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые - в то же время - выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий).

Содержание

Введение 1
Глава 1 Теоретические основы муниципальной собственности 4
1.1 Понятие муниципальной собственности 4
1.2 Формирование муниципальной собственности 7
Глава2 Анализ управления муниципальной собственности 11
2.1 Классификация объектов муниципальной собственности 11
2.2 Методы управления муниципальной собственностью 17
Глава 3 Основные проблемы управления муниципальной собственности 26
Заключение 30
Список нормативно- правовых актов и литературы 32

Работа содержит 1 файл

Оглавление (2).docx

— 64.81 Кб (Скачать)

     Оглавление

     Введение 1

     Глава 1 Теоретические основы муниципальной собственности 4

     1.1 Понятие муниципальной  собственности 4

     1.2 Формирование муниципальной  собственности 7

     Глава2 Анализ управления муниципальной  собственности 11

     2.1 Классификация объектов  муниципальной собственности 11

     2.2 Методы управления  муниципальной собственностью 17

     Глава 3 Основные проблемы управления муниципальной собственности 26

     Заключение 30

     Список  нормативно- правовых актов и литературы 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Местное самоуправление составляет одну из основ  конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые  им органы) достаточно широкого круга  проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны  с жизненными интересами людей, повседневными  заботами жителей городских и  сельских поселений.

     В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это  гарантии экономические, юридические, организационные. Экономические гарантии предполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности, объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания данного поселения, например города или поселка. Кроме того, реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, актами представительных органов субъектов Федерации  статуса местного самоуправления, обеспечение  обязательности решений субъектов  местного самоуправления. Организационные  и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных  служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления и др.

     Тема  управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых  актуальных. В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.

     Муниципальная собственность - это собственность  муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских  и сельских поселений, а также  их финансы, которые - в то же время - выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых  и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием  тех или иных мероприятий).

     Проблема  самостоятельности местного самоуправления в решении местных вопросов выходит  на первое место по своему значению. Решение данной проблемы немыслимо  без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной  собственности.

     Институт  муниципальной собственности получил  свое закрепление в Конституции  Российской Федерации, в Законах  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», в Гражданском кодексе  РФ, в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации», а также нормативных  актах субъектов РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретические основы муниципальной собственности

1.1 Понятие муниципальной собственности

     Муниципальная собственность - это собственность  муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских  и сельских поселений, а также  их финансы, которые - в то же время - выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых  и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием  тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности - наряду с частной, государственной и иными.

     Основным  документом, по которому произошло  деление собственности на государственную  и муниципальную, было Постановление  Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной  собственности Российской Федерации  на федеральную собственность, государственную  собственность республик в составе  РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

     На  территории муниципального образования  проживает население, объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Это местное сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования. Понятие  «местное сообщество» в российском законодательстве не встречается. Однако закон гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации - это «деятельность  населения по решению непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций».

     Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются Гражданским кодексом РФ.

     Главным субъектом владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население  муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной  собственностью». И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

    1. глава муниципального образования;
    2. представительный орган муниципального образования;
    3. структурные органы и подразделения местной администрации;
    4. орган управления муниципальным хозяйством;
    5. муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
    6. другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

     К муниципальной собственности Закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» относит:

  • средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
  • имущество органов местного самоуправления;
  • муниципальные земли, местные природные ресурсы;
  • муниципальные хозяйствующие субъекты;
  • муниципальные банки и кредитно-кассовые учреждения;
  • муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
  • муниципальные социально-культурные учреждения;
  • другое движимое и недвижимое имущество.

     Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности  в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные  ресурсы, находящиеся в муниципальной  собственности; муниципальные предприятия  и организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

     Стоит отметить, что в исключительной собственности  муниципальных образований находятся  те объекты, которые имеют особо  важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия - в соответствии со ст. 113 ГК РФ - являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

     В собственности муниципальных образований  может находиться:

     1) имущество, предназначенное для  решения установленных настоящим  Федеральным законом вопросов  местного значения;

     2) имущество, предназначенное для  осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

     3) имущество, предназначенное для,  обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

     4) имущество, необходимое для решения  вопросов, право решения, которых  предоставлено органам местного  самоуправления федеральными законами  и которые не отнесены к  вопросам местного значения.

     1.2 Формирование муниципальной  собственности

     Право муниципальной собственности возникает  из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Можно  выделить административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок  предполагает волю одной стороны - государства  и реализуется при издании  акта органа государственной власти. Более отвечают интересам местного самоуправления способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное  образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских  прав. В этом случае учитывается  воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение  с контрагентом.

     Право муниципальной собственности может  быть приобретено следующими способами:

    1. путем изготовления (создания) новой вещи (например, недвижимого имущества);
    2. путем получения поступлений (доходов, продукции, плодов) в результате использования уже имеющегося муниципального имущества;
    3. на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждения этого имущества;
    4. по наследству в соответствии с завещанием или законом;
    5. по решению суда (например, в отношении бесхозяйного недвижимого имущества);
    6. в установленном порядке (к примеру, как находка или как клад).

     Приобретение  и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества  и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное  имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

     Органы  местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным  имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Информация о работе Анализ управления муниципальной собственности