Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"

Дата добавления: 17 Января 2012 в 16:06
Автор: a********@mail.ru
Тип работы: шпаргалка
Скачать полностью (55.53 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

КСЕ.doc

  —  235.00 Кб

3. БОРЬБА ЗА  СУЩЕСТВОВАНИЕ — условиями, приводящих к гибели менее приспособленных и выживанию наиболее приспособленных особей, т.е. к естеств. отбору.

4. ЕСТЕСТВЕННЫЙ  ОТБОР — процесс выживания  и воспроизведения организмов, наиб.  
приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных. открыт Ч. Дарвином.  
5. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ (адаптация, целесообразность) ее столько много (строение тела, окраска, поведение, забота о потомстве и т.д.) , что практически изучить не возможно, до Дарвина эту проблему решали с позиции креацинизма, изначальна и неизменна.  
6. ПОПУЛЯЦИОННЫЕ ВОЛНЫ (волны жизни) — периодические или непериодические колебания численности видов всех живых организмов

7. ИЗОЛЯЦИЯ (от  франц. isolation — отделение, разобщение) , возникновение барьеров (терр. —  механич., экологич., препятствующих свободному скрещиванию организмов.  
8. МУТАЦИИ (от лат. mutatio — изменение, перемена) , возникающие естественно или вызываемые искусственно изменения наследств. свойств организма в результате перестроек и нарушений в генетич. материале организма.

9. ДРЕЙФ ГЕНОВ  (дрейф-движение) — если численность резко идет на убыль (наводнение, пожар и т.д.)  при этом некоторые бывшие мутации исчезнут, а другие мутации возникнут.  

  1. Принцип эволюции в совсременном естествознании.

Естествознание - Раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или обобщений, описывающих природные явления. Современное естествознание - характеризуется лавинообразным накоплением нового фактического материала и возникновением множества новых дисциплин на стыках традиционных, возрастанием роли теоретических исследований, направляющих работу экспериментаторов в вероятные области обнаружения новых явлений. Роль эксперимента, как критерия истинности знания, сохранилась. Построение современное естествознания исходит из нескольких принципов: системности, историчности, эволюционизма, самоорганизации.  
1. Принцип системности - или изучение целостного, составленного из упорядоченных определенным образом частей, взаимосвязанных между собой.  
2. Принцип историчности - состоит в поэтапном развитии естествознания, где новые теории могут быть выделены опираясь на уже некоторые достижения и исторический опыт, могут отрицать или корректировать. 
3. Принцип эволюционизма - связан с постепенным усложнением и повышением организации живых существ и явлений.  
4. Принцип самоорганизации- после выхода из равновесия системы в ней реализуется механизм самопроизвольного упорядочивания, и возникновения нового относительно устойчивого состава. т.е. она самоорганизуется и приобретает способности выдерживать опр. влияния не теряя своих свойств.

35. Антропогенез. 

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности.  

Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека.

Антропогенез  осуществляется под влиянием биологических  и социальных факторов.  

Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических  факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы  сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его  становления.  

У человека возникают  наследственные изменения, которые  определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).  

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность  изготавливать орудия труда свойственна  только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).  

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических  и физиологических изменений  у предков человека, которые называют антропоморфозами.  

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.  

Если морфологические  и физиологические особенности  человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе. 

  1. Понятие об экологии.
 

. Экология - это  наука об отношениях растительных  и животных организмов или  их сообществ между собой и  с окружающей средой.

 Термин «экология», образованный из двух греческих  слов: ойкос - дом, жилище, родина  и логос - наука, был предложен немецким биологом Э. Геккелем в 1869 г. и обозначает буквально «изучение собственного дома», или «наука о местообитании». 

Экология быстро развивается на стыке с другими  науками. Существует эерографическая, химическая, математическая экологии. 

Задачи экологии как науки:

-Исследование  закономерности организации жизни,  в т.ч. и в связи с антропогенным  воздействием на отдельные экологические  системы и всю биосферу в  целом.

-Создание научной  основы рационального использования  природных ресурсов.

-Восстановление нарушенных природных систем.

-Регулирование  численности популяции живых  организмов.

-Сохранение  эталонных участков биосферы. 

    Вопрос 37. Коэволюция человека и биосфера. Ноосфера. 

Коэволюция - совместная эволюция человека и биосферы.

Биосфе́ра (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.

Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера сформировалась 500 млн. лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И. Вернадский: «Человек становится могучей геологической силой».

Термин «биосфера» был введён в биологии Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году[1].

Целостное учение о биосфере создал биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом. 

Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαρα — «шар») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»)[1].

Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»[1].

Вопрос  38. Здоровье человека.

Все процессы в  биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек  
является лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный) . Разум выделил человека из  
животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к  
природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность  
человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых  
существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром  
привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и  
социальное благополучие человека.
 

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. 
 

Для состояния  организма человека существует понятие  «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей 
 

Вопрос  39. Биоэтика.

Биоэтика  – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных  ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.

В 1971 году в книге «Биоэтика: мост в будущее» американский онколог Ван Ренсселер  Поттер писал: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика».

Современная биоэтика включает ряд тесно связанных  форм деятельности.

Во-первых, - это мультидисциплинарная область  исследования условий и последствий  научно-технического прогресса в  биомедицине. Встающие перед человечеством  проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.

Во-вторых, - это сфера академической, образовательной  деятельности. Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и других факультетах). С 2000 года биоэтика введена как предмет обязательного преподавания в медицинских вузах России.

В-третьих, - это бурно развивающийся социальный институт. Он включает сложную систему  международных (на уровне ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета Европы и т.д.), национальных (в системе государственных и профессиональных организаций), региональных и локальных (в структурах исследовательских и практических организаций) этических комитетов. Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения.

К основным в биоэтике можно отнести следующие  проблемы:

  • защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);
  • справедливости в здравоохранении;
  • взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);
  • аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);
  • проведения экспериментов на человеке и животных;
  • выработки критериев диагностики смерти;
  • трансплантологии;
  • современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);
  • манипуляций со стволовыми клетками;
  • клонирования (терапевтического и репродуктивного);
  • оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);
  • самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).
Описание работы
РАбота содержит ответы на 41 экзаменационный вопрос по "Концепции современного естествознания"
1 вопрос. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
...
41. Самоорганизация в живой и неживой природе.
Содержание
содержание отсутствует