Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

В истории естествознания нередки примеры, когда именно предшественники первооткрывателей не только формулировали ту или иную проблему, но и предлагали пути её решения, хотя сами были лишены такой возможности из-за несовершенства современных им конкретных методик исследования. Если брать естественные науки в их классическом понимании, то есть астрономию, физику, биологию, географию, геологию и химию, то раскрыть историю естествознания Древней Греции до сегодняшнего дня нереально даже в большой энциклопедии. Изданы тысячи книг, как по отдельным наукам, так и по истории естествознания в целом, не считая персоналий, т.е. работ, посвященных отдельным учёным и различным школам. Здесь имеются в виду такие фундаментальные науки как Даннеман Ф.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1.Основные этапы развития естествознания………………………....7

2. Зарождение научного мышления в Древней Греции……………..8

3. Классическая эпоха в естествознании………………………….....14

4. Особенности неклассического и постнеклассического

естествознания………………………………………………………...22

Заключение…………………………………………………………....26

Библиографический список……………………………………….....27

Работа содержит 1 файл

КСЕ.doc

— 124.50 Кб (Скачать)
">     ДВЕ ВЕРСИИ О МИРЕ:

  1. Атомы хаотично движутся во всех направлениях, сталкиваются, образуют вихри, а из них - Земля и Светило,
  2. Атомы сперва падали сверху вниз, тяжелые падали быстрее, от ударов образовались вихри и т.д.

     Атомизм явился завершающем механизмом во взгляде на синтез бытия и небытия.

     В средневековье как таковой науки  не было.

     Ф.Бэкон  (1561- 1626 гг.)

     «Новый  органон», « О достоинстве и  преумножение наук» 

     выдвинул  философскую программу о развитии естествознания, создал новую методологию  изучения природы. По мнению Бэкона при расширении доступных человеку областей материального мира, при открытии новых стран, морей и континентов, небесных тел, границы интеллектуального мира не могут оставаться такими же, как они были в древности. Он подчеркивал громадное значение открытия пороха, компаса, книгопечатания, но он поставил перед собой задачу поднять теоретический уровень науки до общего уровня потребностей своей эпохи. Наука, знание, основанное на опыте должны увеличить власть человека над природой и улучшить его жизнь.

     В 17 веке возникает механистическое, математическое направление философии. Основоположником является французский  ученый Р. Декарт.

     Р. Декарт (1596- 1650гг.)

     Его мировоззрение отразило характерные  особенности французской буржуазной революции 17 века. Она выдвинула принципы и теории, направленные против устоев средневековья. Декарт вел борьбу со схоластикой и раздрабливал рациональные методы познания, согласно которым главная роль в научном исследовании отводилась разуму, выступающему в качестве оценки критериев исследований. Декарт разработал план общего дедуктивно- математического метода изучения всех вопросов естествознания.

     Немецкий  астроном И. Кеплер открыл три закона обращения планет вокруг солнца. Он утверждал, что каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Радиус-вектор планеты в равные промежутки времени описывает равные площади. Квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца. Солнце, занимая один из фокусов эллиптической орбиты планеты, является источником силы движущей планеты.

     И. Ньютон(1643-1727гг.)

     Законы  Кеплера получили своё объяснение в  механике Ньютона, в частности, в  законе всемирного тяготения, Ньютон является основателем классической физики. В его главном труде «Математические начала натуральной философии» сформулированы три основных закона классической механики:

     1) инерции;

     2) пропорциональности, приложенной к  ней силы и вызванного действием  силы ускорения тела;

     3) равенства действия и противодействия.

     Период  с 1700 года и до открытия плана Эйнштейна  определяется как период классического естествознания. Эйнштейн написал свою работу «Теория относительности» в 1905 году, а «Общую теорию относительности» в 1914 году. До этого периода была ноонаука, т.е. были лишь отдельные открытия выдающихся личностей.

     Ньютон  разработал динамику солнечной системы, чем заложил основы небесной механики. Математические начала Ньютона являются краеугольным камнем (отправной пункт) всех работ по механике и классическому естествознанию в течение двух веков. Ньютон открыл дисперсию света, исследовал дифракцию и интерференцию.

     Н. Коперник (1473-1543гг.)

     Открыл  закон о том, что Земля не является центром мира, а входит в одну из небесных систем. Земля вращается  вокруг своей оси и Солнца вместе с другими планетами - спутниками. Это учение обозначило важную историческую веху в развитии естествознания, начала новой астрономии и научного познания мира. Оно было одним из самых сокрушительных ударов по системе средневекового мировоззрения. Сочинение Коперника об обращении небесных сфер находилось под запретом католической церкви с 1616-1828гг.

     Дж. Бруно 

     Был на стороне Коперника. Высказал гениальную идею о существовании бескрайней Вселенной, бесчисленного множества  систем, подобных нашей солнечной системе. Галилео Галилей (1564-1642 гг.). Огромное влияние на формирование нового видения мира оказали научные открытия Г. Галилея. Он подтвердил гелиоцентрическую теорию Коперника, провел первые наблюдения небесных светил в телескоп, открыл ряд новых звезд, спутников юпитера, фаз Венеры, гор на Луне, кольца Сатурна, пятна на Солнце. Это означало полный переворот представления людей о строении Вселенной. Г. Галилей написал труд «Звездный вестник», в котором он изложил результаты своих наблюдений. В 1616 году инквизиция его запретила.

     Выдающиеся  открытия Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, И. Кеплера, Р. Декарта, Р. Боля, Р. Гука, X. Гюйгенса и других явились огромным вкладом в еще складывающуюся науку. Энгельс назвал этот период для науки - Великой эпохой, которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености, Именно эти ученые этого периода произведи переворот в представлениях, взглядах на многие процессы и явления в природе и в мире. Им принадлежат открытия рада законов, они создали научные теории, применили новые методы исследования. Благодаря их трудам наука освободилась от схоластики, и возникло современное естествознание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3.Классическая эпоха в естествознании 

     Так же, как в первой части реферата, хочу сразу отметить, что используемая мной литература, позволяет проследить весь классический период в естествознании почти хронологически – от одного открытия к другому. Перечисление это заняло бы более сотни страниц.

     Например:

     - в 17в. началось систематическое  изучение кристаллов - 1600г. вышел  в свет трактат У.Гильберта  «О магните, магнитных телах  и о большом магните-«Земле».  В нём были описаны исследования  электрических и магнитных свойств  тел, которые Гильберт различал  между собой. В трактате содержались основные сведения о земном магнетизме: Гильберт пришел к выводу, что Земля является гигантским магнитом;

     - Дж. Бруно был осужден инквизицией  за свои философские взгляды,  обвинен в ереси и сожжен  на костре;

     - голландский естествоиспытатель Ян Батист Ван Гельмонт провел впервые эксперименты по физиологии растений. Он пришел к выводу, что основное питание растение получает не из почвы, а из воды;

     - в 1604г. И. Кеплер решил первую  обратную задачу касательной.  Он определил кривую, исходя из свойств касательной к ней.

     - И. Кеплер сформулировал основные  законы получения изображения  с помощью линз.

     - в 1605г. Ф.Бекон опубликовал  на английском языке трактат  в двух книгах «Успехи и  развитие знания божественного  и человеческого», в котором указал на огромное значение наук для человечества и изложил их классификации. Этот трактат полностью вошел в изданную на латинском языке в 1623 году книгу «О достоинстве и приумножении наук».

     Характерные черты классического периода  кратко описаны в некоторых учебниках по истории и философии, где подчеркивается связь между социально - экономическими процессами, развитием науки, в том числе естествознания, и новой философской картиной мира. Эти же элементы можно увидеть и у Ф. Энгельса в его «Диалектике природы». Экономическая деятельность, интересы реальной практической жизни ведут этот общественный слой («новое» дворянство и зарождающаяся буржуазия) к ориентации на действительное познание мира, в частности природы, к ориентации на познание, которое не было бы основано лишь на цитатах из Библии или на высушенном схоластикой Аристотеле, но которое опиралось бы на практический опыт. Рост социальной значимости класса, связанного с развитием хозяйственной и промышленной жизни, развитие научного, в частности естественнонаучного, познания, опирающегося на эмпирию и опыт, представляют социальную и гносеологическую основу, из которой возникла и черпала силы, как конкретная философия Бекона, так и вообще вся философия Нового времени. Для формирования естествознания Нового времени характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство. Поворот к чувственному познанию действительности приносит с собой небывалый рост фактических данных в различных областях, как формирующейся науки, так и производственной и социальной практики.

     Формирование  естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, а определенных систем, целостностей. Ориентация на чувственность и практичность познания не являются, однако, единственной выразительной чертой формирующейся науки. Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференция познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно-следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и её данные. Если ориентация на чувственность и практичность познания проецируется на развитие опирающейся на науку эмпирии, то стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, которое, однако, по своему характеру ближе, например, к Евклидовой геометрии, чем к аристотелевско-схластическому духовному созерцанию. В «Краткой истории философии» содержаться и отдельные очерки, посвященные наиболее видным естествоиспытателям. Например, Рене Декарт (1596-1650) : «Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связывал развитие научного мышления и общие философские принципы. Значение развития естественных наук нельзя ограничивать лишь новыми открытиями. То новое, что приносит естествознание, есть новый способ понимания мира и самого процесса познания. Естествознание 16-17 столетий ещё не формулирует эти новые принципы познания, по крайней мере, без соответствующей степени общности. В философии Декарта уже закладываются основания новой теории света («Реферат о свете», «Диоптрика»), в которой не только обобщены, но философски разработаны и оценены все полученные к тому времени результаты нового естествознания. Декарт создал правила, гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности. Правила он формулирует следующим образом:

     - не принимать никогда любую  вещь за истинную, если ты её  не познал как истинную с  очевидностью;

     - избегать всякой поспешности  и заинтересованности;

     - не включать в свои суждения  ничего, кроме того, что предстало  как ясное и видимое перед  моим духом, чтобы не было  никакой возможности сомневаться  в этом;

     - разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на  столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить;

     - совершать везде такие полные  расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том,  что ты ничего не обошел  и т.д.Значение Декарта для развития науки и философии огромно. Кроме того, он утвердил новые принципы и метод (рациональная дедукция), он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики; является творцом аналитической геометрии; достойны внимания его труды, посвященные проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьезнейшим образом повлияли на развитие французского естественнонаучного мышления. В учебниках по истории философии большое внимание уделяется и развитию картезианства (этот термин происходит от латинской транскрипции имени Декарта – Renatus Cartesius). В дальнейшем я обобщу эти представления как отличительную черту классического периода-«картезианский идеал науки».Кратко остановлюсь на отличительных чертах классического периода, которые отметил Ф.Энгельс. Он пишет, «что исследование природы совершалось тогда в обстановке всеобщей революции, будучи само насквозь революционно: ведь оно должно было ещё завоевывать право на существование».\Он отмечает, что с Коперника начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии, хотя выяснение между ними отдельных взаимных претензий затянулось до наших дней. В большинстве областей приходилось начинать с самых азов. Первое место заняло элементарнейшее естествознание – механика земных и небесных тел, а наряду с ней открытие и усовершенствование математических методов.\В конце этого периода, отмеченного именами Ньютона и Линнея, мы видим, что эти отрасли науки получили известное завершение. В основных чертах установлены были важнейшие математические методы: аналитическая геометрия-главным образом Декартом, логарифмы-Непером, дифференциальное и интегральное исчисление-Лейбницом, и, быть может, Ньютоном. Наконец, в астрономии солнечной системы Кеплер открыл законы движения планет, а Ньютон сформулировал под углом зрения общих законов движения материи. Остальные отрасли естествознания были далеки даже от такого предварительного завершения. Механика жидких и газообразных тел была в более значительной степени разработана лишь к концу указанного периода. Физика в собственном смысле слова, если не считать оптики, достигшей значительных успехов благодаря практическим потребностям астрономии, еще не вышла за пределы самых первых, начальных степеней развития. Химия только что освободилась от алхимии посредством флогистонной теории. Согласно господствовавшим в химии 18в. взглядам считалось, что процесс горения обусловлен наличием в телах, способных к горению, особого вещества – флогистона, который выделяется из таких тел во время горения. Сторонники флогистонной теории пытались приписать флогистону физически бессмысленный, отрицательный вес. Несостоятельность этой теории показал французский химик А.Лавуазье, который дал правильное объяснение процесса горения как реакции соединения горящего вещества с кислородом. О той положительной роли, которую в свое время сыграла теория флогистона, Энгельс говорит в конце «Старого предисловия к «Анти-Дюрингу». Геология еще не вышла из зародышевой стадии минералогии, и поэтому палеонтология совсем не могла еще существовать. Наконец, в области биологии занимались главным образом еще накоплением и первоначальной систематизацией огромного материала, как ботанического и зоологического, так и анатомического и собственно физиологического. О сравнении между собой форм жизни, об изучении их географического распространения, их климатологических и тому подобных условий существования почти еще не могло быть и речи.

Информация о работе Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»