Эволюция развития представлений о вселенной от начала цивилизации до наших дней

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Вопросы о том, что представляет собой Вселенная и какое место занимает в ней человек, являются предметом обсуждения с незапамятных времен. Как только человеческое существо стало осознавать себя и окружающий мир, разум начал задавать вопросы. Кто главнее – человек или Бог? Что надо сделать, чтобы завоевать расположение Бога и воспользоваться его силой? Что такое окружающий мир? Одушевлен ли он? Кто является господином – человек или природа?

Содержание

Содержание 2
Введение. 3
1. Мифы о вселенной. 4
2. Религиозное мировоззрение. 8
3. Развитие науки. 10
4. Теория большого взрыва. 13
Заключение. 15
Список используемой литературы. 16

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа КСЕ Microsoft Office Word (2).docx

— 36.58 Кб (Скачать)

     Рязанский институт экономики

     негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

     филиал  «Санкт-Петербургской академии управления и экономики» 

     Кафедра «Гуманитарных и социальных дисциплин» 
 
 

     КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

     Контрольная работа на тему:

     «Эволюция развития представлений о вселенной  от начала цивилизации до наших дней» 
 
 
 

                Выполнила: студентка  Шитова И.В.

                4 курса   заочного отделения

                группы 6331/4-2

                специальность: CКСиТ

                Руководитель:  Золотов Г. В. 
                 
                 
                 
                 

     Рязань, 2012

 

Содержание. 

     Содержание 2

     Введение. 3

     1. Мифы о вселенной. 4

     2. Религиозное мировоззрение. 8

     3. Развитие науки. 10

     4. Теория большого взрыва. 13

     Заключение. 15

     Список используемой литературы. 16 
 

 

     Введение.

     Вопросы о том, что представляет собой  Вселенная и какое место занимает в ней человек, являются предметом  обсуждения с незапамятных времен. Как только человеческое существо стало  осознавать себя и окружающий мир, разум  начал задавать вопросы. Кто главнее  – человек или Бог? Что надо сделать, чтобы завоевать расположение Бога и воспользоваться его силой? Что такое окружающий мир? Одушевлен  ли он?  Кто является господином – человек или природа?

     Ответы  на эти вопросы в разные времена  получались разными. И не удивительно, ведь уровень вопросов и ответов  всегда отражал текущий уровень  осознанности человечества. Был период, когда человек воспринимал себя частью окружающего мира и видел  его живым, одушевленным, наполненным  разумными силами. Знавало человечество и другие времена – торжество  грубого материализма, в котором  нет места разуму, помимо человеческого, не говоря уже о душе.

     Но  во всех этих спорах, продолжавшихся на протяжении веков, были и зерна истины. Они передавались от цивилизации  к цивилизации, перетекали из религии  в философию, из мистических откровений в науку.

     Понимание устройства мира и Вселенной всегда оставалось знанием первого приоритета. Изучали ли мы мир в пробирках  и колбах или постигали его  в медитации и божественных откровениях. Ведь именно они могли помочь ответить на самые главные вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Откуда я пришел и куда уйду?», «Что такое жизнь  и что там, за гранью смерти?».

     Мы  примем сравнительно простую схему  доступной историческому анализу  эволюции типов мышления — всего  три этапа:

     1. Магико-тотемический.

    2. Религиозный.

     3. Научный.

1. Мифы о вселенной.

     Кажущееся ныне таким наивным представление  о трех китах, подпирающих своими спинами землю, известно каждому. Между  тем, вероятно, не все знают, что сказочные  киты — образ отнюдь не случайный

     В понимании наших далеких предков, ничего мертвого в мире нет и быть не может: все, что окружает человека,— деревья, камни, реки, всевозможные предметы и явления — все полно жизни, наделено волей, разумом, чувствами. Все сущее одухотворено. И конечно, в первую очередь подобные анимистические представления распространялись на животных. Люди не просто наделяли их человеческими качествами, но ставили их выше себя, приписывая им особое могущество и сверхъестественные свойства.

     Из  повседневного опыта человек  знал, что ни один из реальных предметов  не может держаться «ни на чем», значит, и вселенная должна покоиться  на некой опоре. Но вслед за этим сразу же вставал другой вопрос: а эта опора, на чем в свою очередь  покоится она? Ведь не может же она  висеть в пустоте! Приходилось изобретать еще одну подпорку, а за ней еще  и еще. В результате получался целый ряд опор мироздания.

       По мусульманскому мифу, вселенная была утверждена творцом на голове ангела, но поскольку ноги ангела висели в пустоте, аллах велел принести из рая красный рубин и положить ему под ноги. Однако и для рубина нужно было основание. Для этого из рая привели фантастического по размерам быка, одни лишь рога которого по длине равнялись пространству от основания земли до небесного свода. Между его лопатками и был помещен чудесный камень. Для поддержки быка аллах сотворил огромное судно длиной в 550 лет пути, а его, в свою очередь, поставил на спину гигантской рыбы по имени Лабонадор. Специально для нее было создано космическое море, ниже которого вновь находился воздух.

       Таким путем пытались найти  ответ, например, древнерусские книжники, утверждавшие, что земля держится на железном дубе, покоящемся на золотых китах в огненной реке, а первоосновой всего является «сила божья». Итак, не в состоянии разрешить проблему, человек создавал вместо объяснения его видимость.

       Названные мифологические схемы  возникли сравнительно поздно. На  первых порах человек удовлетворялся  самой простой констатацией: вселенная  опирается на некое основание,  а что находится под ним,  о том никому не ведомо. Поскольку  мироздание — «вещь» громоздкая  и тяжелая, ее опора должна  быть соответствующей по мощи  и габаритам, а кроме того  — сверхъестественной по своим  качествам. Ориентируясь на такие  установки, творцы мифов выбирали  для этой роли животных, поражающих  воображение своими размерами  и силой. 

     В древности и в средневековье было широко распространено представление о вселенной, покоящейся на спинах слонов. Оно зародилось, по всей вероятности, в Индии и оттуда проникло на Запад. По разным вариантам легенды, число слонов разнится, но чаще всего их насчитывали семь или четыре: семерка считалась совершенным, магическим числом, а особое значение четверки определялось четырьмя сторонами света. Полагали, что каждый из четырех углов вселенной должен иметь свою опору: слон Айравата, принадлежавший богу Индре, поддерживал землю на востоке; Махападма, слон Ямы,— на юге; Вамана, подчинявшийся Варуне,— на западе; Сарвабхаума, слон Куберы,— на севере.

       Другим могучим животным, игравшим  роль опоры мироздания, был бык,  издавна символизировавший неукротимую  мощь и служивший верным помощником  человеку во всякой тяжелой  работе. Так, киргизы в старину полагали, что земля утверждена на огромном сивом быке. Те же представления зафиксированы и у многих других тюркских народов от Поволжья до Кавказа и Крыма. Считалось, что, устав держать землю, бык перемещает ее с одного рога на другой, отчего и происходят землетрясения. По одному из вариантов этого поверья, один рог быка уже сломался под тяжестью вселенной, когда же сломается и второй, наступит конец мира.

     Еще шире распространены легенды, по которым  опора мироздания представлялась в  облике одной или нескольких гигантских рыб, плавающих в мировых водах. По бурятскому мифу, создавая вселенную, Мать-Божество, сама собой зародившаяся у основания золотой ивы, сотворила из морских пучин могучую рыбу — Кита и водрузила на ее спину.

     Согласно  преданиям эвенков, под крайней землей нижнего мира находится подземное море, по которому плавают четыре огромные мифические рыбы — две щуки и два окуня. На их-то спины и опирается земля. В мордовской мифологии бог Нишке, сотворивший космос, пустил в мировой океан трех могучих рыб, которые и поддерживают мироздание. В фольклоре эскимосов фигурирует огромный кит, лежащий посреди моря и прилипший ко дну; считается, что именно он рождает всех китов. По всей видимости, и здесь перед нами отзвук представления о ките — опоре земли. Согласно традиционным верованиям японцев, земля покоится на спине гигантского сома «номадзу» или же, по другому варианту, на огромных китах. Разрушительные землетрясения, периодически сотрясающие Страну восходящего солнца и вселяющие в японцев панический ужас, прежде объяснялись движением этих космических рыб. О том, что «земля стоит на рыбе», говорится и в одном из иранских сочинений XII века

     Согласно  с древнеегипетской картины мира, в четырех углах вселенной обитают четыре пары божеств, имеющих облик лягушек и змей. Кроме того, анализ индоевропейской лексики и мифов приводит к выводу о том, что образ лягушки — опоры вселенной — был в древности известен и народам Европы. Столь широкое распространение данной мифологемы служит еще одним подтверждением универсальности мифологической символики этого существа.

       За пределами Азиатского континента  мифы о мировой черепахе распространены  прежде всего в Северной Америке. Согласно преданию ирокезов, в самом начале миротворения верховное божество решило посадить в первозданном океане гигантское мировое дерево. Но для него нужна была прочная опора. Собравшиеся на совет звери решили извлечь со дна океана землю. Когда же эта задача была решена, встал вопрос: на чем укрепить ее? Взять на себя ответственность подпирать вселенную согласилась черепаха Хах-ху-нах. На ее крепкий панцырь были помещены извлеченные со дна кусочки ила, которые, постепенно разрослись, образовали землю. Излюбленным космическим персонажем черепаха была и у древних китайцев. Согласно мифу об уже упоминавшихся выше горах бессмертных Пэнлай, пять священных гор, на которых обитали божества и люди, достигшие после смерти блаженства, плавали по поверхности океана на расстоянии в несколько миллиардов ли от берега. От постоянной морской качки бессмертные обитатели райских гор разболелись, и тогда верховное божество приказало своим подчиненным поймать пятнадцать гигантских черепах и заставить их держать горы на своих головах, сменяя друг друга через шестьдесят тысяч лет. Далее миф повествует о том, как некий великан поймал на крючок шесть чудесных черепах, вследствие чего две горы погрузились в пучину

     Таким образом, главное внимание предки обращали в первую очередь на окружающий их конкретный ландшафт, приписывая ему космические характеристики. Поскольку же важнейшую роль в архаичном мировоззрении играли животные, первобытной вселенной придавался именно их облик. Потребовалось много времени для того, чтобы человек осознал свою независимость от животного царства и возвысился над ним. Воззрения на мир как тело огромного зверя постепенно исчезали, а на смену им приходили иные, более утонченные космологические концепции.

 

     2. Религиозное мировоззрение.

     Где-то на рубеже 5–4 тысячелетий до нашей  эры, в период формирования относительно крупных централизованных государств, можно говорить о наступлении  нового этапа — передовым типом  мышления становится религиозное, небо заселяется богами во главе с сильнейшим и мудрейшим.

     Магия вовсе не погибает, она начинает отступать на удобные позиции, успешно  удерживая сознание отсталых слоев  населения, активно внедряясь в  религию. В недрах религиозного мировоззрения  постепенно зарождается логико-научный  способ освоения реальности. Вспышки  его можно проследить примерно с  середины 1-го тысячелетия до нашей  эры, но заявить о себе достаточно громко он мог лишь в связи с  формированием крупных и стабильных государств и наднациональных, или  мировых, религий. Таков, например, греческий  феномен — вспыхнув в рамках компактной системы демократических полисов, античная преднаука законсервировалась почти на полтора тысячелетия, чтобы  разгореться ярким пламенем в  Европе эпохи Возрождения и Реформации.

     В соответствии с развитым религиозным  мировоззрением, Вселенная создана  неким предельно могучим и  непознаваемым существом, и все  небесные явления протекают по установленным  им законам.

     Активный  интернациональный монотеизм христианства позволил за 12–13 веков его существования  путем неисчислимых логико-схоластических упражнений предельно абстрагировать понятие Бога — и все благодаря  попыткам очиститься от магической скверны! Не без адского труда многих поколений  Бог был отодвинут на практически  бесконечно большое расстояние от наблюдаемых  явлений природы. Если во времена  Ньютона считалось, что гигантский механизм Солнечной системы вполне может обойтись законом всемирного тяготения, однако сама система непременно должна быть кем-то создана и запущена, то уже многие современники Лапласа считали, что и акт творения никогда не имел места, а создание планетных систем вполне объяснимо естественными причинами.

Информация о работе Эволюция развития представлений о вселенной от начала цивилизации до наших дней