Естественнно-научная и гуманитарная

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить специфику взаимосвязи естественно-научного и гуманитарного типов культур. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Привести основные понятия
Выявить причины различий естественно-научной и гуманитарной культур
Показать основные признаки по которым не совпадают науки о природе и науки о духе

Содержание

Введение3
Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур4
Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры 8
Необходимость единства естественно-научной и гуманитарной культур в современном обществе10
Заключение13
Список литературы14

Работа содержит 1 файл

Курсовая по КСЕ.docx

— 37.09 Кб (Скачать)

Цель  наук о природе – отыскать общее  в разнообразных явлениях, подвести их под единое правило. И чем больше различных объектов подпадает под найденное обобщение, тем фундаментальнее данный закон.

Гуманитарная  наука, если она хочет оставаться именно наукой, также обязана искать общее в объектах своего исследования и, следовательно, устанавливать общие  правила, законы. Она это и делает, только весьма своеобразно. Ведь сфера ее деятельности – человек.

Отношение к ценностям. Для двух данных наук отношение к ценностям различно. Ценность – общественная или личная значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Естественные науки добровольно принимают «диктатуру фактор», которые должны найти свое объяснение совершенно независимо от каких бы то ни было предпочтений и приоритетов познающего субъекта. Умение анализировать мир в его собственной логике и законосообразности, видеть мир таким, «каков он есть по себе» - важнейшее достоинство естествознания. Гуманитаристика раскрывает не только то, что в социальном мире реально есть, но и то, что в нем должно быть! Отсюда можно сделать вывод, что ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики.

Антропоцентризм – человек как центральное место в мироздании в целом. Естествознание потратило не мало усилий , чтобы избавиться от присущего ему на первых порах антропоцентризма. В гуманитарных же науках человек по-прежнему находится в центре внимания, представляет собой главную ценность и важнейший объект интереса. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению.

Идеологическая нейтральность  – нагруженность. Идеология – теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально-групповой интерес. Гуманитарные науки оказываются невольно идеологически нагруженными. В естествознании картина иная. Его объект – мир природы – по счастью не является полем столкновения противоречивых общественных интересов. Поэтому естественные науки идеологически нейтральны.

Количество – качество. Естествознание превратилось в полноценную науку с тех самых пор, как сумело опереться на экспериментально-математические методы. Гуманитариям в этом плане повезло меньше. Мало того, что изучаемые ими явления плохо поддаются математической обработке, так еще и экспериментальные методы исследования весьма затруднены из-за моральных запретов.

Необходимость единства естественно-научной и гуманитарной культур в современном обществе

 

Единство  гуманитарной и естественно –  научной типов культур оправдывает  следующими соображениями.

    • Оба типа культур – суть творения разума и рук человеческих.
    • И та и другая культура, а также составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззрение людей.
    • Естественно – научный и гуманитарный типы культур и наук имеют массу «пограничных проблем», предметная область которых едина для того и другого.
    • Разделение их «труда» порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», а значит работает в целом на единство, общность человеческой культуры.
    • Однородность достижений и заблуждений обеих областей.
    • Переход естествознания от классического к неклассическому этапу своего развития соответствует аналогичной трансформации гуманитарной культуры.
    • Неклассический этап выявил относительность критериев разграничения естественных и гуманитарных наук.

Единство и взаимосвязь естественно  – научной и гуманитарной культур  проявляется в следующем:

      • в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество, и формировании для этой цели «симбиотических» видов наук: экологии, биоэтики и т.д.;
      • в осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественно-научных программ, предусматривающих преобразования объектов, имеющих жизненное значение для человека;
      • в формировании общей  для гуманитарных и естественных наук методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;
      • в гуманитаризации естественно-научного и технического образования, а также в фундаментации естествознанием образования гуманитарного;
      • в создании дифференцированной. Но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче определить перспективы своего развития в XXI в.

 

 

Заключение

 

Даная работа «Естесвенно-научная и гуманитарная культуры» разбита на три вопроса.

В первом вопросе рассматриваются основные различия естественно-научной и гуманитарной культур их соперничество между собой. В ходе исследования была затронута история развития данных культур. Были даны основные определения: культура, естествознание, гуманитаристика. В частности дается характеристика специфики естественных и гуманитарных дисциплин применительно к каждому из четырех уровней наук.

Во втором вопросе были рассмотрены основные признаки по которым не совпадают науки о природе и науки о духе, а также представлена краткое описание данных наук.

И в итоговом третьем вопросе было уделено  основное внимание факторам которые требуют единства естественно-научной и гуманитарной культур. В заключении данного вопроса можно сказать что несмотря на всю неоспоримость тенденции сближения естественно-научной и гуманитарной культур, речь вовсе не идет о полном их слиянии в каком-либо обозримом будущем.

 

 

Список литературы

 

  1. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников «Концепции современного естествознания» - 2-е изд.,перераб. И доп. – М.;ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 303 с.
  2. В.А. Канке «Концепции современного естествознания» - М.: Логос, 2004. – 304 с.

 


Информация о работе Естественнно-научная и гуманитарная