Дифференциация,интеграция и математизация в развитии науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение процессов дифференциации, интеграции и математизации в развитии науки. Для достижения цели данной контрольной работы были поставлены следующие задачи:
Проанализировать процессы дифференциации в развитии науки.
Дать анализ процессам интеграции, объяснить взаимосвязь дифференциации и интеграции.
Проанализировать процессы математизации науки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Проанализируйте процессы дифференциации в развитии науки..5
2. Проанализировать процессы интеграции в процессе науки. Объяснить взаимосвязь интеграции и дифференциации………………………….8
3. Выявить основные направления математизации науки и показать ее значение для развития научного познания……………………………11
Заключение………………………………………………………………...15
Литература…………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

кнтр. по КСЕ..docx

— 38.33 Кб (Скачать)

     В процессе познания действительности математика играет все возрастающую роль. Сегодня  нет такой области знаний, где  в той или иной степени не использовались бы математические понятия и методы. Проблемы, решение которых раньше считалось невозможным, успешно  решаются благодаря применению математики, тем самым расширяются возможности  научного познания. Современная математика объединяет весьма различные области  знания в единую систему. Этот процесс  синтеза наук, осуществляемый на лоне математизации, находит свое отражение  и в динамике понятийного аппарата10.

     Как показывает история науки, ее прогресс во многом связан с применением математики. Обратимся к положению в области  биологии с точки зрения математизации  науки. Если физика, механика, астрономия и другие науки полностью математизированы, то биология математизирована частично. Ряд биологов и философов продолжают считать невозможным применение математики к изучению процессов  живой природы.

Развитие  современной биологии показывает несостоятельность  таких рассуждения. Математика, выявляя  ранее неизвестные связи между  предметами и явлениями, помогает решать фундаментальные биологические  проблемы.

Идеи  и методы математического моделирования  в биологии придают новое единство всей биологической науке, позволяют  выделить совершенно новые черты структурной общности самых различных уровней организации колоссально разросшегося древа наших знаний о живом.

Существенную  роль в моделировании биологических  явлений и процессов играет бионика, возникшая на стыке ряда наук –  математики, биологии, кибернетики, физики и др., как результат их взаимодействия и взаимопроникновения. Как новая  область биологии бионика рассматривает  живой организм как сложную динамическую систему, все составные части  которой связаны между собой, а организм в целом связан с  окружающей средой11.

     От  использования математики естествознание получает многообразные выгоды: во многих случаях математика выполняет  роль универсального языка естествознания, специально предназначенного для лаконичной и точной записи различных утверждений. Все, что можно описать языком математики, поддается выражению  и на обычном языке, но изъяснение может оказаться столь длинным и запутанным, что это сильно усложнит жизнь. Математический же язык краток и компактен.

     Как известно, естествознание включает в  себя ряд частных наук, получивших такое название потому, что в отличие  от естествознания они изучают лишь какую-то часть или какую-то отдельную  область окружающего нас мира (физика, химия, биология). Частные естественные науки взаимопроникаемы. На их стыке  рождаются новые науки, например физикохимия, астрофизика, биохимия. В  определенном смысле математику также  следует отнести к частным  наукам. Ее прикладные области сегодня  весьма обширны. Наблюдается активное проникновение математических методов  в различные разделы научного знания, то есть его математизация12.

     Роль  математики в современном естествознании трудно переоценить. Достаточно сказать, что ныне новая теоретическая  интерпретация какого-либо явления  считается полноценной, если удается  создать математический аппарат, отражающий основные закономерности этого явления. Однако не следует думать, что все естествознание в итоге будет сведено к математике. Построение различных формальных систем , моделей, алгоритмических схем – лишь одна из сторон развития научного знания. Развивается же наука прежде всего как содержательное т.е. неформализованное, неалгоритмизированое знание. Процесс выдвижения, обоснования и опровержения гипотез, организацию экспериментов, научную интуицию и гениальные догадки в процессе познания формализировать не удается. «Логики открытий» не существует13.

     В современном научном познании роль математики непрерывно возрастает, ее аппарат совершенствуется, а язык ее становится очень своеобразным и  сложным, недоступным для неспециалистов.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Можно согласиться с тем, что ныне интегративные  процессы в естествознании «пересиливают» процессы дифференциации. Интеграция естественно-научного знания стала  ведущей закономерностью его  развития. Наука стала целостным  системным образованием, и проблема состоит теперь в достижении еще  большей организованности и упорядоченности. Но это не значит, что процессы дифференциации научного знания сошли на нет, они  продолжаются.

Дифференциация  и интеграция в развитии естествознания – не взаимоисключающие, а взаимодополняющие  тенденции14.

     Еще одним важным процессом в развитии научного знания является степень его  математизации. Математика превратилась в абсолютно необходимого помощника  всех крупнейших исследований нашего времени. Более того, оказалось, что  на определенных этапах развития знаний математика является единственным средством  познания.

     Роль  математики в современном естествознании трудно переоценить. Достаточно сказать, что ныне новая теоретическая  интерпретация какого-либо явления  считается полноценной, если удается  создать математический аппарат, отражающий основные закономерности этого явления. Однако не следует думать, что все  естествознание в итоге будет  сведено к математике. Построение различных формальных систем, моделей, алгоритмических схем — лишь одна из сторон развития научного знания. Развивается  же наука прежде всего как содержательное, т.е. неформализованное, неалгоритмизированное, знание. Процесс выдвижения, обоснования  и опровержения гипотез, организацию  экспериментов, научную интуицию и  гениальные догадки в процессе познания формализовать не удается15. 
 

Литература:

1. Асимов М.С., Турсунов А. Современные тенденции интеграции наук. // Вопросы философии. –1981. -№3. – C.57-67.

2. Баранов Современная филасофия науки.-М.,1996

3. Бурбаки Н. Очерки по истории математики. – М., 1963.

4. Вандышев  В.Н.  http://syrrik.livejournal.com/181068.html

5. Гнеденко Б.В. Введение в специальность математика, М.: Наука, 1991

6. Евдокимов В.С. Процессы дифференциации и интеграции в современном научном познании:. М., 1976. – C.9-10.

7. Концепция современного естествознания/Под ред.В.Н.Лавриненко и В.П.Ратникова.-М.,2004

8. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.,1998

9. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М.: Мысль, 1974

10. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания.Феникс, 2005.

11. http://gnazim1.narod.ru/Matem1.htm 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Дифференциация,интеграция и математизация в развитии науки