Дифференциация,интеграция и математизация в развитии науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение процессов дифференциации, интеграции и математизации в развитии науки. Для достижения цели данной контрольной работы были поставлены следующие задачи:
Проанализировать процессы дифференциации в развитии науки.
Дать анализ процессам интеграции, объяснить взаимосвязь дифференциации и интеграции.
Проанализировать процессы математизации науки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Проанализируйте процессы дифференциации в развитии науки..5
2. Проанализировать процессы интеграции в процессе науки. Объяснить взаимосвязь интеграции и дифференциации………………………….8
3. Выявить основные направления математизации науки и показать ее значение для развития научного познания……………………………11
Заключение………………………………………………………………...15
Литература…………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

кнтр. по КСЕ..docx

— 38.33 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

1. Проанализируйте  процессы дифференциации  в развитии науки..5

2. Проанализировать  процессы интеграции  в процессе науки.  Объяснить взаимосвязь  интеграции и дифференциации………………………….8

3. Выявить основные направления математизации науки и показать ее значение для развития научного познания……………………………11

Заключение………………………………………………………………...15

Литература…………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

     Деление науки на дисциплины, каждая из которых  занимается определенной областью знания, возможно, обусловливается как потребностями  социальной организации, так и интеллектуальной точностью разделения знания на отдельные  части. Необходимость очертить основную сферу компетенции ученого, каталогизировать книги, наметить учебные программы  и организовать дееспособные и компетентные подразделения преподавателей породила такую форму научной организации, в которой больше подчеркиваются различия между областями, а не общность их интересов и возможность взаимодействия. После же того, как это отчасти  искусственное деление знания на отдельные отрасли утвердилось, появилась тенденция считать, что  оно отражает "действительные" границы внутри науки.

     Нет сомнений в том, что наука развивается, т.е необратимо качественно изменяется со временем. Она постоянно наращивает свой объем знания, непрерывно разветвляется  и усложняется. Стремление свести всю  сложность единого, целостного мира природы к нескольким «простым элементам» настроило исследователей на подробнейшую детализацию изучаемой реальности1.

     Целью данной контрольной работы является рассмотрение процессов дифференциации, интеграции и математизации в  развитии науки. Для достижения цели данной контрольной работы были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать процессы дифференциации в развитии науки.
  2. Дать анализ процессам интеграции, объяснить взаимосвязь дифференциации и интеграции.
  3. Проанализировать процессы математизации науки.

     Одной из важных закономерностей развития науки принято считать единство процессов дифференциации, интеграции и математизации научного знания, которое до сих пор сопровождает развитие науки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Проанализируйте  процессы дифференциации  в развитии науки

     Стремление  свести всю сложность единого, целостного мира природы к нескольким «простым элементам» настроило исследователей на подробнейшую детализацию изучаемой  реальности. Изобретение таких приборов, как телескоп и микроскоп, гигантски  расширило познавательные возможности  и количество доступных изучению объектов природы. Поэтому рост научного знания сопровождался его непрерывной  дифференциацией , т. е. разделением, дроблением на все более мелкие разделы и  подразделы. В физике образовалось целое семейство наук :механика ,оптика ,электродинамика ,статистическая механика ,термодинамика и т.д.Интенсивно делились и химия: сначала на органическую и неорганическую, затем на физическую и аналитическую, потом возникла химия углеводородов и т.д.

     Необходимость и преимущества такой  объектной  специализации наук очевидны. Процесс  этот продолжается и по сей день, правда, уже не такими стремительными темпами, как в XIX веке. Только недавно оформившаяся в качестве  самостоятельно науки генетика уже предстает в разных видах: эволюционная, молекулярная, популяционная и т.д.; в химии появились такие направления, как квантовая химия, плазмохимия, радиационная химия, химия высоких энергий и т.п2.

     Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения  отдельных "зачатков" научных  знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное "разветвление" последних .

Дифференциация  научного знания служит необходимым  этапом в развитии науки, и она  направлена на более тщательное и  глубокое изучение отдельных явлений  и процессов определенной области  действительности. 
В результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания. Как известно, в ранней античной Греции не существовало строгого разграничения между конкретными областями исследования и отдельных научных дисциплин как таковых. Все известные знания, предположения и приемы изучения явлений природы рассматривались в рамках философии как нерасчлененной области знания. Впервые отдельные естественнонаучные дисциплины возникают в эпоху Возрождения, когда появляется экспериментальное естествознание. 
Галилео Галилей заложил основы механики, которую превратил в научную дисциплину знаменитый английский ученый Исаак Ньютон. Вслед за этим постепенно формируются физика, химия, биология и другие фундаментальные науки о природе. По мере дальнейшего научного прогресса происходит ускоренный процесс появления все новых и новых научных дисциплин и их ответвлений. Хотя при этом значительно возрастают точность и глубина наших знаний о явлениях природы, одновременно ослабевают связи между отдельными научными дисциплинами и взаимопонимание между учеными. В наше время дело доходит до того, что специалисты разных отраслей одной и той же науки нередко не понимают ни теорий и методов исследования других отраслей, ни ее конечных результатов. Таким образом, дисциплинарный подход грозит превратить единую науку в совокупность обособленных, изолированных, узких областей исследования, в силу чего ученые перестают видеть место и значение своей работы для познания единого, целостного объективного мира3.

     Дифференциация  наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации  и разделению научного труда. Последние  имеют как позитивные стороны (возможность  углубленного изучения явлений, повышение  производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно "потеря связи целого", сужение кругозора - иногда до "профессионального кретинизма"). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки "деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все  более ограниченному участку  всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника"4 [1]

Развитие  науки идет по пути специализации: дробление  ее на узкое, специальное, конкретное знание. Это прикладная, практическая наука.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Проанализировать  процессы интеграции  в процессе науки. Объяснить взаимосвязь интеграции и дифференциации.

     Другой  важной закономерностью развития науки  принято считать единство процессов  дифференциации и интеграции научного знания.

Одновременно  с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение  их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это  особенно характерно для современной  науки, где сегодня бурно развиваются  такие синтетические, общенаучные  области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие  интегративные картины мира, как  естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет  интегративную функцию в научном  познании).

     В современной науке получает все  большее распространение объединение  наук для разрешения крупных задач  и глобальных проблем, выдвигаемых  практическими потребностями. Так, например, сложная проблема исследования Космоса потребовала объединения  усилий ученых самых различных специальностей. Решение очень актуальной сегодня  экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза  вырабатываемых ими идей и методов.

Интеграция  научного знания осуществляется в различных  формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки  в другой и кончая возникшим в  нашем столетии системным методом6.

     Количество  самоопределяющихся в качестве самостоятельных  научных дисциплин непрерывно растет. Но при этом ,уже в рамках классического  естествознания, стала постепенно утверждаться идея принципиального единства всех явлений природы, а следовательно, и отображающих их научных дисциплин.

К настоящему времени основные фундаментальные  науки  настолько сильно диффундировали друг в друга, что пришла пора задуматься о единой науке о природе.

     Интегративные процессы в естествознании ныне, кажется, «пересиливают» процессы дифференциации , дробления наук. Интеграция естественно -научного знания стало , по-видимому, ведущей  закономерностью его развития. Она  может проявляться во многих формах :

  • В организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин, где, как говорят, и скрываются самые интересные и многообещающие научные проблемы;
  • В разработке «трансдисциплинарных» научных методов ,имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, компьютерный эксперимент)
  • В поиске «объединительных» теорий и принципов, к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы (гипотеза «Великого объединения» всех типов фундаментальных взаимодействий в физике, глобальный эволюционный синтез в биологии, физии и химии и т.д.);
  • В разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании
  • В изменении характера решаемых современной наукой проблем: они по большей части становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и т.д.)7

В принципе можно согласиться с тем , что  ныне процессы в естествознании стали  ведущей силой его развития. Однако это утверждение не следует понимать так , что процессы дифференциации научного знания сошли на нет. Они продолжаются. Дифференциация и интеграция в развитии естествознания – не взаимоисключаемые, а взаимодополняющие тенденции.

     Дифференциация  и интеграция наук ,как две стороны  единства, позволяет вести междисциплинарные  и комплексные исследования. Они  проводятся средствами и методами нескольких научных дисциплин , конкретное сочетание  которых определяется характером и  сложностью поставленной проблемы, находящейся  на перекрестке различных наук, ведется  техническими науками , биологией, наукой о Земле, медициной и т.д. Такого рода проблемы,  возникающие в  связи с решением крупных экономических  и социальных задач, типичных для  современной науки8.

     Развитие  науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение  в единое целое самых различных  направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов  и идей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Выявить  основные направления  математизации науки  и показать ее  значение для развития  научного познания.

     Математизация науки есть в сущности двуединый  процесс, включающий рост и развитие как конкретных наук, так и самой  математики. При этом взаимодействие между конкретными науками и  математикой носит диалектической характер. С одной стороны, решение  проблем конкретных наук выдвигает  множество задач, имеющих чисто  математический характер, с другой стороны, математический аппарат дает возможность точнее сформулировать законы и теории конкретных наук.

     Другая  причина математизации современной  науки связана с решением крупных  научно-технических проблем. Это, в  свою очередь, требует применения современной  вычислительной техники, что нельзя представить без математического  обеспечения. Можно отметить, что  на стыке математики и других конкретных наук возникли дисциплины «пограничного» характера, такие как математическая психология, математическая социология и т.д. В методах исследования синтетических наук, таких как  кибернетика, информатика, бионика  и др. математика выполняет определяющую роль.

     Возрастание взаимосвязи естественных, общественных и технических наук и процесс  их математизации представляет собой  ту основу, на которой формируются  и приобретают общенаучный статус такие понятия, как функция, система, структура, модель, элемент, множество, вероятность, оптимальность, дифференциал, интеграл и др9.

     В процессе математизации естественных, общественных, технических наук и  её углубления происходит взаимодействие между методами математики и методами тех отраслей наук, которые подвергаются математизации, усиливается взаимодействие и взаимосвязь между математикой  и конкретными науками, формируются  новые интегративные направления  в науке.

Для эффективного применения понятий и методов  математики должны быть первоначальные, исходные необходимые условия как  в самой математике, так и в  математизируемой области науки. Говоря о применении математики в той  или иной сфере науки, следует  иметь в виду, что процесс математизации  знания будет идти скорее тогда, когда  объект исследования состоит из простых  и однородных элементов. Если те объект обладает сложной структурной, то применение математики затрудняется.

Информация о работе Дифференциация,интеграция и математизация в развитии науки