Значение, закономерности развития и резервы роста товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы на основе всесторонней и обстоятельной оценки современных теорий и концепций в экономической науке и применения современных методологических принципов и подходов, а также практического анализа рассмотреть особенности анализа товарооборота торгового предприятия, а также выявить резервы его роста и степень влияния на эффективность работы торгового предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
рассмотреть понятие, состав и структуру товарооборота – одного из основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия;
исследовать методологические подходы к анализу товарооборота;
проанализировать товарооборот;
выявить резервы роста товарооборота.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
6
2. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ТОВАРООБОРОТА
12
3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА
19
4. АНАЛИЗ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
24
5. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОГНОЗНЫХ РЕЗЕРВОВ РОСТА ТОВАРООБОРОТА
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32
ПРИЛОЖЕНИЯ
33

Работа содержит 1 файл

92ac6e300350e8ce509e6e374d5b40fa (1).doc

— 310.50 Кб (Скачать)
    • невысокий уровень концентрации капитала в оптовой торговле предопределяет функционирование в основном мелких и средних оптовых структур. В процессе   реформирования   преобладающее   большинство крупных оптовых организаций превратилось в различного рода структуры по оптово-розничной продаже товаров универсального ассортимента. Из общего числа бывших областных специализированных оптовых баз более 90% реорганизованы в оптово-розничные и рознично-оптовые организации, осуществляющие розничную продажу товаров смешанного ассортимента. Преобладающее большинство оптовых организаций потребительской кооперации превратилось в структуры по розничной продаже товаров, производству и заготовкам продукции;
    • по-прежнему высок уровень нецелевого использования складских помещений;
    • усиливаются негативные тенденции финансово-экономического состояния оптовых организаций. Более 40% из них имеют неудовлетворительную структуру баланса, являются потенциальными банкротами;
    • отсутствует гибкая система ценообразования, что не позволяет производить закупки товаров в зависимости от объема их партий, сложности ассортимента;
    • сокращаются поставки товаров сложного и социально значимого ассортимента, пользующегося повышенным спросом у населения.

С учетом наметившихся тенденций  и проблем развития оптовой торговли на современном этапе целью развития оптового звена является разработка адекватного рыночной экономике правового и организационно-экономического механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие оптовой торговли в системе внутреннего рынка в целом.

Для достижения цели необходимо решение  следующих задач [14, c. 101]:

    • формирование прозрачной системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров;
    • восстановление финансового контроля над товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей теневого оборота;
    • создание  равных   условий   хозяйствования  для субъектов различных форм собственности;
    • укрепление нормативно-правовой базы развития оптовой торговли;
    • создание развитой инфраструктуры оптовой торговли, предполагающей в первую очередь восстановление единой информационной системы оптовой торговли;
    • ориентация оптового звена на изучение спроса на товары народного потребления с целью дальнейшего информирования и воздействия на производителей товаров. Решение данной задачи позволит формировать оптимальный ассортимент реализуемых товаров.

Для стабилизации оптовой  торговли имеются необходимые предпосылки, что обусловлено наличием квалифицированной рабочей силы, значительными резервами свободных площадей, позволяющими наращивать товарооборот с относительно низкими затратами, выгодное географическое расположение Республики Беларусь.

Основой проведения организационных  преобразований на рынке оптовых торговых услуг должна стать ориентация на двухуровневую схему организации оптовой торговли.

Стратегия развития оптового звена должна исходить из того, что  потребности рынка товаров народного  потребления должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:

    • крупными оптовыми структурами республиканского уровня (масштаба);
    • оптовыми организациями регионального (городского, районного, областного) уровня (масштаба).

Важным элементом оптовой  инфраструктуры являются такие формы организации оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.

Самостоятельным организационным  элементом, позволяющим реализовывать  интересы всех участников процесса товародвижения, должны стать оптовые продовольственные рынки, обеспечивающие свободный выход на рынок всем поставщикам сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Важно разнообразить  формы организации коммерческой деятельности оптовых организаций. До сих пор не получила должного развития система дилерских (дистрибьюторских) отношений, что требует в свою очередь совершенствования нормативно-правовых документов.

Нужна серьезная работа по совершенствованию управления персоналом в оптовых организациях, в частности: планирование потребности в кадрах определенных квалифицированных категорий; формирование резерва кадров для выдвижения на руководящие должности; обучение и повышение квалификации, переподготовка и др.

Ориентация оптовых  организаций на маркетинговую деятельность требует расширения информационного обеспечения проводимых исследований рынка, изучения поставщиков и потребителей. В этой связи чрезвычайно важны организация электронного документооборота, создание в оптовых организациях электронных почтовых адресов. Работа маркетинговой службы в системе Интернет позволит значительно расширить сеть данных коммерческой информации.

Таким образом, совершенствование  деятельности оптовых организаций  следует начать с комплексного анализа (самооценки) всей хозяйственной деятельности и финансовой работы организации, выявления негативных сторон ее деятельности, факторов, оказывающих отрицательное либо положительное воздействие на финансовые результаты.

 

3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ  И ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА.

 

 

Так как не удалось  получить на предприятии отчета по оптовой торговле, то анализ товарооборота проведем по розничной торговле. При этом зная, что анализ розничного и оптового товарооборота  практически одинаковы.

Основными задачами анализа  товарооборота являются:

  1. проверка степени выполнения плана и динамики товарооборота, равномерности и ритмичности его развития;
  2. количественное измерение и обобщение влияния факторов на изменение розничного товарооборота.
  3. выявление путей и возможностей роста товарооборота.
  4. разработка мер по устранению недостатков в торговле и повышению эффективности товарных и трудовых ресурсов, материально-технической базы торговли, улучшения торговой деятельности.

В процессе анализа товарооборота  используют данные плана, бизнес-плана  предприятия, бухгалтерской и статистический отчетности текущего учета, норм, нормативов.

Проведем анализ динамики розничного товарооборота по группам  товаров по ООО «Танталит» за 2005-2006 гг. (таблица 3.1).

Таблица 3.1 Анализ объема и структуры товарооборота по группам товаров по ООО «Танталит» за 2005-2006 гг., млн. руб.

Группа

Товарооборот,

2005 год

Товарооборот,

2006 год

Отклонение

Темп роста

млн.р.

%

млн.р.

%

Млн. р.

%

Мясо и птица

6

1,14

7

1,30

1

0,16

116,67

Колб. изд-лия

44

8,37

48

8,91

4

0,54

109,09

Масла животных

4

0,76

6

1,11

2

0,35

150,00

Масла растител.

5

0,95

7

1,30

2

0,35

140,00

Майонезная прод-ция

2

0,38

2

0,37

0

-0,01

100,00

Молоко

21

3,99

19

3,53

-2

-0,47

90,48

Сыр

5

0,95

7

1,30

2

0,35

140,00

Консервы мясные

1

0,19

1

0,19

0

0,00

100,00

Консервы рыбные

3

0,57

4

0,74

1

0,17

133,33

Яйца

4

0,76

4

0,74

0

-0,02

100,00

Сахар

9

1,71

8

1,48

-1

-0,23

88,89

Кондитерские изделия

34

6,46

38

7,05

4

0,59

111,76


 

Оканчание таблицы 3.1.

Чай и кофе

184

34,98

181

33,58

-3

-1,40

98,37

Соль

1

0,19

1

0,19

0

0,00

100,00

Мука

10

1,90

11

2,04

1

0,14

110,00

Хлеб

13

2,47

12

2,23

-1

-0,25

92,31

Бобовые изделия

2

0,38

1

0,19

-1

-0,19

50,00

Макароны

2

0,38

3

0,56

1

0,18

150,00

Картофель

1

0,19

1

0,19

0

0,00

100,00

Овощи

1

0,19

1

0,19

0

0,00

100,00

Водка

70

13,31

66

12,24

-4

-1,06

94,29

Вино

44

8,37

49

9,09

5

0,73

111,36

Коньяк

8

1,52

7

1,30

-1

-0,22

87,50

Шампанское

5

0,95

6

1,11

1

0,16

120,00

Безалкогольные напитки

2

0,38

1

0,19

-1

-0,19

50,00

Мороженное

1

0,19

1

0,19

0

0,00

100,00

Другие продовольственные  товары

2

0,38

2

0,37

0

-0,01

100,00

Итого продовольственные товары

484

92,02

494

91,65

10

-0,36

102,07

Табачные изделия

42

7,98

45

8,35

3

0,36

107,14

Итого непродовольственные  товары

42

7,98

45

8,35

3

0,36

107,14

Итого

526

100,00

539

100,00

13

0,00

102,47

Продукция собственного производства

321

61,03

358

66,42

37

5,39

111,53

Продукция зарубежного  производства

205

38,97

181

33,58

-24

-5,39

88,29


Примечание. Источник: собственная  разработка на основании материалов предприятия.

На основании анализа  данных по реализации продукции в ООО «Танталит» за 2005-2006 гг. можно сделать соответствующие выводы.

По большинству групп  товаров объем реализации повысился, что могло произойти за счет повышения спроса на товары данных групп товаров.

Наибольшим спросом  в 2006 году по сравнению с 2005 годом пользовались колбасные изделия, вино и кондитерские изделия.

В целом же по всем группам  товаров объем реализации повысился  на  13 млн. руб. или на 2,47% в 2006 году по сравнению с 2005 годом, что произошло в основном за счет увеличения объема реализации продовольственных товаров.

Наибольший удельный вес в объеме розничной реализации в 2005 гг. занимала товарная группа чай и кофе – 34,98%, в 2005 гг. несколько снизилась – 33,58 % соответственно.

В динамике произошло  наибольшее увеличение удельного веса в объеме розничной реализации по товарной группе вино (на 0,73%), наибольшее же снижение удельного веса в объеме реализации произошло по товарной группе чай и кофе (1,04%).

На рисунке 3.1 и 3.2 отобразим  структуру и динамику товарооборота.

Рисунок 3.1. Структуру товарооборота за 2006 год

Примечание. Источник: собственная  разработка

          Рисунок 3.2. Динамика товарооборота за 2005 и 2006 год

Примечание. Источник: собственная  разработка

Для анализа неравномерности  объемов продаж необходимо проанализировать товарооборот поквартально. Данная информация представлена в таблице 3.2.

Таблица 3.2. Информация о продажах каждого квартала в годовом товарообороте  ООО «Танталит», %

Квартал

2005 год

2006 год

Отклонение

Тем роста 

Млн. руб.

%

Млн. руб.

%

В млн. руб.

В %

 

1 квартал

136,8

26

129,4

24

-7,4

-2

94,59

2 квартал

99,9

19

113,2

21

13,3

2

113,26

3 квартал

136,8

26

145,5

27

8,8

1

106,41

4 квартал

152,5

29

150,9

28

-1,6

-1

98,94

Всего

526

100

539

100

129,1

0

102,47

Информация о работе Значение, закономерности развития и резервы роста товарооборота