Значение, закономерности развития и резервы роста товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы на основе всесторонней и обстоятельной оценки современных теорий и концепций в экономической науке и применения современных методологических принципов и подходов, а также практического анализа рассмотреть особенности анализа товарооборота торгового предприятия, а также выявить резервы его роста и степень влияния на эффективность работы торгового предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
рассмотреть понятие, состав и структуру товарооборота – одного из основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия;
исследовать методологические подходы к анализу товарооборота;
проанализировать товарооборот;
выявить резервы роста товарооборота.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
6
2. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ТОВАРООБОРОТА
12
3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА
19
4. АНАЛИЗ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
24
5. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОГНОЗНЫХ РЕЗЕРВОВ РОСТА ТОВАРООБОРОТА
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32
ПРИЛОЖЕНИЯ
33

Работа содержит 1 файл

92ac6e300350e8ce509e6e374d5b40fa (1).doc

— 310.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим основные показатели деятельности ООО «Танталит» за 2005 и 2006 год (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 Основные экономические  показатели торгово– хозяйственной  деятельности ООО «Танталит» (млн. руб.) за 2005 и 2006 год

Показатели

Данные за 2005 год

Данные за 2006 год

Отклонения 2006 года от 2005 года

Темп роста, %

Общий товарооборот

4691

7489

2798

159,65

Розничный товарооборот

526

539

13

102,47

Среднесписочная численность  работников

28

33

5

117,86

Товарооборот на 1 работника

167,5

226,9

59,4

135,46

Торговая площадь, кв. м.

64,2

64,2

0

100,00

Розничный товарооборот на 1 кв. м. торговой площади

8,2

8,4

0,2

102,47

Расходы на реализацию

447

753

306

168,46

Уровень расходов на реализацию

9,53

10,05

0,53

105,52

Итоговая прибыль

437

529

92

121,05

Рентабельность

9,32

7,06

-2,25

75,83

Среднегодовая стоимость  основных средств

234

1042

808

445,30

Фондоотдача

20,05

7,19

-12,86

35,85

Доход от реализации

894

1303

409

145,75

Уровень дохода от реализации

19,06

17,40

-1,66

91,30

Прибыль от реализации

447

550

103

123,04

Фонд заработной платы

86,4

155,8

69,4

180,32

Средняя заработная плата

257,1

393,4

136,3

153,00

Товарные запасы

13

32

19

246,15


Примечание. Источник: собственная  разработка на основании материалов предприятия.

Анализ данных таблицы   показал, что товарооборот за 2006 год по сравнению с 2005 годом вырос на  2798 млн. руб., следовательно, увеличилась прибыль от реализации и итоговая прибыль. Товарооборот увеличился в основном за счет увеличения оптового товарооборота.

Товарооборот на 1 квадратный метр торговой площади также увеличился на 0,2 млн. руб. Расходы на реализацию  за этот период времени возросли на 306 млн. руб. Увеличение расходов на реализацию связано с ростом числа работников, открытием нового магазина. Итоговая прибыль за 2006 год составила 529 млн. рублей. Это на 921 млн. руб. больше, чем в прошлом году. Но при этом рентабельность за 2006 год составила 7,06%, а за 2005 год – 9,323 %.  Показатель фондоотдачи также уменьшился. Это произошло из-за резкого увеличения стоимости основных фондов (ввод в эксплуатацию нового здания).

В целом для предприятия 2005 год оказался лучше, чем 2006 год. Но при этом предприятию удалось  сохранить приличные показатели хозяйственной деятельности. А некоторый  спад произошел из-за  вложения значительных средств в капитальное строительство.

Перейдем к рассмотрению товарооборота на предприятии.

 

2. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ  РАЗВИТИЯ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ТОВАРООБОРОТА

 

 

Оптовая торговля представляет собой одну из отраслей народнохозяйственного комплекса. Она является формой товарных связей между производством и розничной торговлей, обеспечивающей рациональную организацию товародвижения. В условиях рыночной экономики оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания и в конечном счете более полному удовлетворению платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления и услугах [15, c. 263].

Оптовая торговля представляет собой совокупность посреднических операций между хозяйствующими субъектами в целях сбыта (реализации) продукции, с одной стороны, и с другой — приобретения (купли) товаров для последующего использования их в производстве или продаже розничным торговым организациям и индивидуальным предпринимателям.

По своей экономической  сущности оптовая торговля представляет продажу товаров внутри сферы  обращения, а по материальному содержанию - дополнительные производственные операции по доведению товаров от изготовителей до розничных организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основным показателем, характеризующим оптовую торговлю, является оптовый товарооборот. Под оптовым товарооборотом понимается продажа товаров несобственного производства и без видоизменения юридическим лицам, обособленным подразделениям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям с целью их дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

В экономической практике различают оптовый товарооборот по реализации товаров. Он представляет собой оптовую продажу товаров в пределах региона рыночным покупателям. Для системы потребительской кооперации в их качестве могут выступать районные потребительские общества и их хозрасчетные подразделения, организации общественного питания и заготовительно-перерабатывающего комплекса.

Практическую значимость имеет классификация оптового товарооборота по формам товародвижения. Традиционно различали следующие виды оптового товарооборота:

•    оптово-складской  оборот, представляющий собой оптовую  продажу товаров со складов оптовых  организаций;

•    транзитный оборот, определяемый как поставка товаров непосредственно покупателям, минуя склады, однако при участии  оптовой организации. В практической деятельности выделяли два вида транзитного оборота:

транзит оплаченный (оптовая  организация обеспечивает оплату товаров);

транзит неоплаченный (оптовая  организация обеспечивает только процесс товародвижения).

Согласно действующей  форме статистической отчетности №1-опт «Отчет о деятельности предприятий оптовой торговли» (раздел 1), различают следующие виды оборота организаций оптовой торговли:

    • оптовый товарооборот, в том числе оборот магазинов-складов;
    • розничный товарооборот торговли;
    • розничный товарооборот общественного питания;
    • оборот торгового посредничества;
    • оборот от прочих видов деятельности.

Оборот торгового посредничества можно рассматривать как предпринимательскую деятельность по торговле товарами несобственного производства, осуществляемую посредниками, совершающими сделки по купле-продаже товаров от своего имени, но за счет других лиц или фирм по договорам комиссии, в установленном законодательством порядке. Продажа товаров на условиях консигнации является одной из разновидностей договора комиссии. Оборот торгового посредничества показывается в размере комиссионных, включая налог на добавленную стоимость.

Различают следующие показатели оптового товарооборота:

    • оптовая реализация товаров;
    • поступление товаров в оптовые организации;
    • товарные запасы в оптовом звене на начало и конец периода.

Показатели оптового товарооборота находятся в балансовой увязке, имеющей, как правило, развернутую и сокращенную формы. При этом показатель оптовой реализации учитывается по общему объему и в ассортименте. С целью обеспечения сопоставимости анализа с розничным оборотом зоны обслуживания учет, анализ и планирование оптового товарооборота и его показателей осуществляется в свободных розничных ценах.

Для целей статистического  наблюдения оптовый товарооборот учитывается по отгруженным товарам в фактических отпускных ценах организаций, включая налог на добавленную стоимость, акцизы и прочие налоги, а также торговую наценку, входящие в отпускную цену товара, независимо от того, произведен расчет с организацией оптовой торговли за эти товары или нет.

Юридические лица и их обособленные подразделения всех форм собственности, осуществляющие оптовую торговлю товарами несобственного производства как основной вид деятельности, составляют Отчет по форме № 1-опт, который заполняется за полугодие и год нарастающим итогом с начала года согласно Инструкции по заполнению государственной статистической отчетности о деятельности предприятий оптовой торговли (форма № 1-опт) (утверждено Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 04.07. 2003 г. № 69).

В объем оптового товарооборота включаются:

    • стоимость товаров, отгруженных на внутренний рынок республики;
    • стоимость товаров, отгруженных на экспорт;
    • стоимость товаров, отгруженных по товарообменным (бартерным) операциям;
    • стоимость товаров, отгруженных в обмен на предоставленные работы, услуги.

В объем оптового товарооборота  не включаются:

    • стоимость товаров, отпущенных для переработки на собственном производстве,  а также на внутрихозяйственные нужды организации;
    • стоимость товаров, а также продукции собственного производства, отпущенных организацией в собственную розничную сеть (структурным подразделениям);
    • стоимость товаров, отпущенных на давальческих условиях в другие организации для промышленной переработки или доработки;
    • стоимость товаров для закладки в государственный резерв;
    • стоимость тары, проданной с товаром, на которую установлены залоговые цены.

Стоимость возвращенных покупателем товаров, если возврат имел место, должна быть вычтена из оптового товарооборота по моменту возврата товара.

Применительно к деятельности оптового звена потребительской кооперации Республики Беларусь в оптовый оборот относятся следующие виды операций:

    • продажа товаров районным потребительским обществам для дальнейшей реализации их покупателям;
    • продажа товаров непосредственно хозрасчетным торговым организациям;
    • продажа  товаров  хозрасчетным   производственным организациям для переработки, если готовые изделия, выработанные из этих товаров, не возвращаются на склад оптовой организации для дальнейшей продажи;
    • продажа товаров одними торговыми базами облпотребсоюзов другим оптовым базам своего союза;
    • продажа отдельных товаров со складов оптовых баз торговым организациям, хозрасчетным производственным организациям потребительской кооперации других областей, а также организациям торговли государственной формы собственности;
    • оборот по мелкооптовой посылочной торговле.

Оптовый товарооборот является важнейшим экономическим показателем организаций оптовой торговли. Его значимость в условиях рынка заключаются в следующем [15, c. 266]:

1. Оптовый товарооборот  является необходимым элементом  товарных связей между производством  и розничной торговлей, обеспечивающим  рациональную организацию товародвижения.

2.  Оптовый товарооборот  как экономический показатель характеризует объем и структуру поставок товаров народного потребления розничным торговым организациям и другим оптовым покупателям. В конечном счете оптовый товарооборот работает на более полное удовлетворение платежеспособного спроса населения в товарах и услугах.

3.  Оптовый товарооборот  является основным объемным и оценочным показателем организаций оптового звена. В условиях формирования рыночных структур особое значение приобретает анализ оптовой реализации товаров в увязке с конечными финансовыми результатами оптовых организаций с точки зрения ее влияния на рост доходности и рентабельности их деятельности.

Оптовая торговля Республики Беларусь насчитывает более чем 17 000 оптовых организаций, в которых заняты более 135 000 человек. В системе оптовой торговли функционируют специализированные и неспециализированные оптовые организации, универсальные, оптово-розничные, рознично-оптовые организации, имеющие лицензии на право оптово-торговой деятельности.

Вместе с тем позитивные тенденции  развития оптовой торговли сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений:

Информация о работе Значение, закономерности развития и резервы роста товарооборота