Шпаргалка по «Стандартизация, метрология, сертификация»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 21:57, шпаргалка

Описание работы

1. Правовые основы стандартизации, метрологии, сертификации.
2. Стандартизация, объекты стандартизации.
3. Параметрическая стандартизация.
4. Унификация продукции.

Работа содержит 1 файл

Ответы СМС.docx

— 175.87 Кб (Скачать)

2) наличием и соблюдением  аттестованных методик (методов)  измерений;

3) соблюдением обязательных  требований к отклонениям количества  фасованных товаров в упаковках от заявленного значения.

 Государственный метрологический  надзор — одна из основных  функций Ростехрегулирования.

Приоритетными направлениями  надзорной деятельности являются проверки:

    • состояния и применения весоизмерительной техники на рынках субъектов Российской Федерации;
    • соблюдения метрологических правил и норм при проведении испытаний продукции в аккредитованных испытательных лабораториях;
    • состояния средств измерений, применяемых в здравоохранении;
    • соблюдения метрологических правил и норм при осуществлении торговых и таможенных операций, связанных с экспортом лесоматериалов;
    • соблюдения метрологических правил и норм при осуществлении торговых операций и взаимных расчетах на нефтебазах, АЗС, АГЗС;
    • соблюдения метрологических правил и норм в системах ЖКХ, Водоканал и Горгаз, РЖД;
    • состояния и применения средств измерений, использующихся при взаимных расчетах в сетях телефонной и почтовой связи;
    • соблюдения требований к количеству фасованных товаров в упаковках при их расфасовке и продаже.

27. Метрологическое обеспечение сферы услуг.

увеличением масштабов метрологического обеспечения сферы услуг. торговые предприятия стали использовать электронные напольные товарные весы, выпускаемые в трех модификациях с пределами взвешивания 60, 150 и 300 кг и двухдиапазонных режимах.

метрологическое обеспечение в сфере торговли предполагает:

1) наличие необходимых  средств измерений, зарегистрированных  в Госреестре;

2) оптимизацию средств  и системы учета.

В других видах услуг целью  метрологического обеспечения является:

1) повышение эффективности  мероприятий по профилактике, диагностике  и лечению болезней (в медицинских  услугах);

2) обеспечение высокого  качества связи (а также ее  надежности) (почтовой, сотовой, мобильной  и т.д.);

3) повышение уровня автоматизации  управления транспортом и безопасности  движения (услуги транспортных организаций  всех видов);

4) оптимизация систем  нормирования и контроля условий  труда и быта работников, занятых  во всех видах услуг.

 

 

28. Сущность, правовые основы сертификации.

В условиях рыночной экономики  возникают новые взаимоотношения  между изготовителями товаров, потребителями  и продавцами-заказчиками. Потребителю  необходимо гарантированное независимой  стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа  – сертификата.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы  сертификации для подтверждения  соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификация соответствия – это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая  уверенность в том, что должным  образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют  конкретному стандарту или другому  нормативному документу. В Законе РФ «О сертификации продукции и услуг» и в российской системе сертификации ГОСТ Р дано более упрощенное определение термина.

Сертификация продукции  – это деятельность по подтверждению  соответствия продукции установленным  требованиям.

Таким образом, сертификация – это прогрессивное направление  развития стандартизации, важнейший  механизм управления качеством продукции.

Цели и задачи сертификации. Основные цели российской системы сертификации ГОСТ Р определены в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг».

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

    • создание условий для деятельности предприятий, учреждений, предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
    • защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
    • контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
    • содействие потребителям в компонентном выборе продукции;
    • содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
    • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Правовые основы.

Сертификация в Российской Федерации действует и основывается на правовой основе. Госстандартом  России принят ряд законов, который  регулирует деятельность органов по сертификации. Правовые основы сертификации обеспечивают процессу правомочность  и весомость. Многие правовые акты являются общегосударственными. К таким законам  относятся "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и  услуг" и прочие. Таких законопроектов в современном законодательстве содержится более тридцати. Они решают социально-экономические задачи. Следует  упомянуть и еще 50 законопроектов, которые были приняты и изданы от лица Правительства.

 Также правовую основу  сертификации РФ составляют государственные  стандарты (ГОСТы) и технические  условия(ТУ), которые непосредственно устанавливают те нормы и правила, которым должны соответствовать товары, работы и услуги. Наличие знака государственного стандарта является государственной  гарантией, что данная продукция соответствует высоким требованиям, предъявляемым Государством.

 

  29. Виды сертификации.

Обязательная сертификация — подтверждение соответствия продукции (процессов) требованиям технических  регламентов (требованиям безопасности).

Обязательная сертификация подтверждает только обязательные требования, установленные законом (в частности, продукция и услуги обязаны проходить  сертификацию на безопасность). Также, например, согласно ст. 6 Закона РФ "Об энергосбережении" энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации по показателям энергоэффективности. Для определения обязательности сертификации существует Номенклатура продукции (а так же продукция, имеющая код ТНВЭД), в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Добровольная сертификация — подтверждение соответствия продукции (процессов) любым требованиям, устанавливаемым заказчиком.

В случае если сертификация продукции (процессов) является обязательной, выдаваемый сертификат соответствия изготавливается  на желтом бланке. Если сертификация является добровольной сертификат качества печатается на синем бланке.

30. Системы сертификации, испытательные лаборатории.

Система сертификации –  это набор правил, согласно которым  проводится процедура сертификации. Участники системы сертификации действуют строго по правилам.

Система сертификации включает в себя:

    • главный орган управления, эта инстанция осуществляет надзор за проведением сертификации, имеет право передавать процедуру сертификации другим органам;
    • совокупность правил сертификации и порядок их внедрения;
    • нормативную документацию, на которую опираются в процессе проведения процедуры сертификации любого вида;
    • порядок проведения процедуры, соответствующий одной из схем сертификации;
    • правила проведения инспекционного контроля.

В соответствии с уровнем, на котором проводится сертификация, системы сертификации подразделяются на три вида: национальные; региональные; международные.

Самая первая - национальная система сертификации, имеет вес  только на национальном уровне. В Российской Федерации права на управление национальной системой сертификации принадлежат  Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии.

Вторая из обозначенных - региональная система сертификации, она работает на уровне разных стран. На этом уровне существует около 100 вариантов  систем сертификации.

Самым глобальным вариантом  является международная система  сертификации, которая образовывается на уровне нескольких государств правительственной международной организацией. Большой популярностью в области международной сертификации пользуется система стандартов ISO.

Аккредитация испытательных  лабораторий. Лаборатория имеет  право проводить испытание в  процессе сертификации третьей стороной при условии ее независимости  от поставщика (изготовителя) и потребителя  объекта сертификации, а также  официального признанания ее компетентности. Для этого существует процедура аккредитации. Аккредитация — это официальное признание права испытательной лаборатории осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. Термин "аккредитация лаборатории" применяется к признанию как технической компетентности и объективности, так и только к технической компетентности.

Аккредитации предшествует аттестация — проверка испытательной  лаборатории с целью установления ее соответствия критериям аккредитации. Она представляет собой оценку состояния  дел в лаборатории по определенным параметрам и критериям, выбор которых  базируется на рассмотренных выше общих  требованиях к испытательным  лабораториям.

Аккредитация лабораторий  — это самостоятельная область  деятельности, сопряженная с сертификацией. Существуют различные системы аккредитации, располагающие собственными правилами  процедуры и управления. Системой аккредитации управляет орган по аккредитаций, который может самостоятельно проводить аккредитацию испытательных лабораторий, а также передавать полностью или частично полномочия по аттестации агентству по аттестации или иной компетентной организации.

Порядок проведения аккредитации следующий:

•    сбор информации, необходимой для оценки аккредитуемой  лаборатории;

•    назначение одного эксперта или группы их для проведения аттестации лаборатории;

•    аттестация (оценка) испытательной лаборатории на месте;

•    анализ собранных  в результате аттестации данных;

•    принятие решения  об аккредитации.

 

Аккредитуемая лаборатория  должна предоставить соответствующему органу свои реквизиты: юридический  статус, основной вид деятельности, перечень проводимых испытаний; описание организационной структуры и  действующей системы управления качеством; образцы протоколов испытаний, которые будут опубликованы в  случае аккредитации, и т.п.

 

 

31. Способы информирования о соответствии.

Любая система сертификации применяет стандарты (международные, региональные, национальные), на соответствие нормам которых проводятся испытания. Информация о соответствии стандартам нужна потребителя, конечному покупателю, инспектирующим и контролирующим органам, страховым предприятиям, правительственным  органам и др. для всевозможных ситуаций, связанных с изделием. В системах сертификации третьей  стороной используются два способа  указания соответствия стандартам и  нормам: сертификат соответствия и  знак соответствия, которые и считаются  способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном изделии.

Сертификат соответствия — это такой документ, изданный согласно правилам системы сертификации, извещающий, что обеспечивается необходимая  убеждённость в том, что надлежащим образом идентифицированная продукция  соответствует конкретному стандарту  либо иному нормативному документу. Сертификат может относиться ко всем пунктам и требованиям стандарта, а также отдельным разделам или  же конкретным характеристикам продукта, что четко проговаривается в  самом документе. Информация, представляемая в сертификате, обязана обеспечить возможность сопоставления ее с  результатами испытаний, на основе которых  последний выдан.

Информация о работе Шпаргалка по «Стандартизация, метрология, сертификация»