Шпаргалка по «Стандартизация, метрология, сертификация»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 21:57, шпаргалка

Описание работы

1. Правовые основы стандартизации, метрологии, сертификации.
2. Стандартизация, объекты стандартизации.
3. Параметрическая стандартизация.
4. Унификация продукции.

Работа содержит 1 файл

Ответы СМС.docx

— 175.87 Кб (Скачать)

7) Виды технических регламентов

Законом «О техническом регулировании» (ст. 8) установлено, что в Российской Федерации действуют:

• общие технические регламенты;

 

• специальные технические  регламенты.

  Обязательные требования  к отдельным видам продукции,  процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации  и утилизации определяются совокупностью  требований общетехнических регламентов  и специальных технических регламентов.

  Общие технические  регламенты принимаются по вопросам:

• безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования,

 

• безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного  использования прилегающих к  ним территорий;

 

• пожарной безопасности;

 

• биологической безопасности;

 

• электромагнитной совместимости;

 

• экологической безопасности;

 

• ядерной и радиационной безопасности.

   Специальные технические  регламенты устанавливают требования  только к тем отдельным видам  продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,  реализации и утилизации, в отношении  которых цели, определенные настоящим  Федеральным законом для принятия  технических регламентов, не обеспечиваются  требованиями общих технических  регламентов.

   Специальные технические  регламенты устанавливают требования  только к тем отдельным видам  продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,  реализации и утилизации, степень  риска причинения вреда которыми  выше степени риска причинения  вреда, учтенной общим техническим  регламентом.

 

8) Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента.

1. Технический регламент  может быть принят международным  договором Российской Федерации,  подлежащим ратификации в порядке,  установленном законодательством  Российской Федерации, или в  соответствии с международным  договором Российской Федерации,  ратифицированным в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.  Такие технические регламенты  разрабатываются, принимаются и  отменяются в порядке, принятом  в соответствии с международным  договором Российской Федерации,  ратифицированным в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.

Технический регламент, разработанный  в порядке, установленном настоящей  статьей, принимается федеральным  законом или постановлением Правительства  Российской Федерации в порядке, установленном соответственно для  принятия федеральных законов и  постановлений Правительства Российской Федерации, в соответствии с положениями  настоящего Федерального закона.

2. Разработчиком проекта  технического регламента может  быть любое лицо.

3. О разработке проекта  технического регламента должно  быть опубликовано уведомление  в печатном издании федерального  органа исполнительной власти  по техническому регулированию  и в информационной системе  общего пользования в электронно-цифровой  форме.

4. С момента опубликования  уведомления о разработке проекта  технического регламента соответствующий  проект технического регламента  должен быть доступен заинтересованным  лицам для ознакомления. Разработчик  обязан по требованию заинтересованного  лица предоставить ему копию  проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление  данной копии, не может превышать  затраты на ее изготовление.

5. Уведомление о завершении  публичного обсуждения проекта  технического регламента должно  быть опубликовано в печатном  издании федерального органа  исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

6. Федеральный орган исполнительной  власти по техническому регулированию  обязан опубликовывать в своем  печатном издании уведомления  о разработке проекта технического  регламента и завершении публичного  обсуждения этого проекта в  течение десяти дней с момента  оплаты опубликования уведомлений.  Порядок опубликования уведомлений  и размер платы за их опубликование  устанавливаются Правительством  Российской Федерации.

7. Внесение субъектом  права законодательной инициативы  проекта федерального закона  о техническом регламенте в  Государственную Думу осуществляется  при наличии следующих документов:

* обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;

* финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;

* документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

* документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;

* перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, указанный в пункте 4 настоящей статьи.

8. Проект федерального  закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой  в первом чтении, публикуется  в печатном издании федерального  органа исполнительной власти  по техническому регулированию  и в информационной системе  общего пользования в электронно-цифровой  форме.

9. Экспертиза проектов  технических регламентов осуществляется  экспертными комиссиями по техническому  регулированию, в состав которых  на паритетных началах включаются  представители федеральных органов  исполнительной власти, научных  организаций, саморегулируемых организаций,  общественных объединений предпринимателей  и потребителей. Порядок создания  и деятельности экспертных комиссий  по техническому регулированию  утверждается Правительством Российской  Федерации. Федеральным органом  исполнительной власти по техническому  регулированию утверждается персональный  состав экспертных комиссий по  техническому регулированию и  осуществляется обеспечение их  деятельности. Заседания экспертных  комиссий по техническому регулированию  являются открытыми.

10. В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, введенным в действие в Российской Федерации в установленном порядке, Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязаны начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

 Внесение изменений  и дополнений в технический  регламент или его отмена осуществляется  в порядке, предусмотренном настоящей  статьей и статьей 10 настоящего  Федерального закона в части  разработки и принятия технических  регламентов.

 

9) Категории стандартов

Государственные стандарты (ГОСТ Р) обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений страны, независимо от форм собственности и  подчинения, граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, министерств (ведомств), других организаций государственного управления Российской Федерации, а  также органов местного управления в пределах сферы их деятельности.

 

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают в случаях, когда  на объекты стандартизации отсутствуют  государственные стандарты Российской Федерации или при необходимости  установления требований, превышающих  требования государственных стандартов Российской Федерации (требования отраслевых стандартов не должны противоречить  обязательным требованиям государственных  стандартов). Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия, организации  и другие субъекты хозяйственной  деятельности, когда государственный  или отраслевой стандарт создавать  нецелесообразно или необходимо дополнить, или ужесточить те требования, которые установлены в существующих ГОСТах или ОСТах. Нельзя разрабатывать  ТУ, требования, которых ниже требований категорий стандартов или противоречат им.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатывают и утверждают предприятия  и объединения, в том числе  союзы, ассоциации, концерны, акционерные  общества, межотраслевые, региональные и другие объединения, на создаваемые  и применяемые только на данном предприятии  продукцию, процессы и услуги.

Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые  виды продукции, услуг или процессов, передовые методы контроля, измерений, испытаний и анализа, а также  на нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Международный  стандарт (ИСО) разрабатывает и выпускает международная организация по стандартизации. На основе ИСО создаются национальные стандарты, их используют также для международных экономических связей. Основная цель ИСО – содействовать благоприятному развитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

 

10) Порядок разработки и утверждения национальных стандартов

1. Программу разработки  национальных стандартов разрабатывает  и утверждает национальный орган  Российской Федерации по стандартизации  в соответствии с установленными  им правилами. Для разработки  данной программы национальный  орган Российской Федерации по  стандартизации возлагает функции  по подготовке работ по национальной стандартизации на компетентную в этой области научно-исследовательскую организацию по стандартизации.

2. Разработчиком национального  стандарта может быть любое  лицо, юридическое или физическое, компетентность которого в отношении  разработки данного стандарта  определяет заказчик этой работы. В качестве заказчика разработки  национального стандарта может  выступать национальный орган  Российской Федерации по стандартизации (Ростехрегулирование), федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (Минпромэнерго), юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

Для разработки национального  стандарта может быть создана  соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти  представители различных заинтересованных сторон и (или) соисполнителей разработки.

3-8. Разработку и утверждение  национальных стандартов осуществляют  в следующей последовательности:

    • организация разработки стандарта;
    • разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;
    • разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая);
    • подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

 

11. Информационное обеспечение работ по стандартизации.

Ведущую роль по информационному  обеспечению работы органов по стандартизации всех стран мира играет Международная  организация по стандартизации (ИСО) в лице Комитета по информационным системам и услугам (ИНФКО).

К компетенции ИНФКО относятся: координация и гармонизация деятельности ИСО и членов организации в  области информационных услуг, баз  данных, маркетинга, продажи стандартов и технических регламентов; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разработке политики по гармонизации стандартов и другим указанным выше вопросам; контроль и руководство  деятельностью Информационной сети ИСО (ИСОНЕТ).

ИНФКО подотчетен Генеральной  Ассамблее ИСО, которая определяет направления его деятельности, цели и задачи, а Комитет регулярно  отчитывается перед ней о проделанной работе.

На ближайшую перспективу  ИНФКО намечает разработку рекомендаций по созданию международной электронной  информационной службы о стандартах, подготовку общих руководящих принципов  по защите авторских прав на бумажных и электронных носителях информации, стратегическое планирование маркетинга в области международной стандартизации и решение задач, в том числе  связанных с совершенствованием деятельности самого Комитета.

Информация о работе Шпаргалка по «Стандартизация, метрология, сертификация»