Формирование ассортимента товаров и управление товарными запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование ассортимента и управление товарными запасами
1.1. Сущность, структура ассортимента розничного торгового предприятия
1.2. Классификация товарных запасов
1. 3 Нормирование товарных запасов
1. 4 Средства автоматизации управления товарными запасами

Глава 2. Оценка ассортиментной политики и управления товарными запасами
2. 1 Общая характеристика торгового предприятия «Шатура»
2.2 Характеристика и оценка ассортиментной политики и управления товарными запасами на торговом предприятии «Шатура»

Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

kursovaya_33_33_33.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

 

В 2011 году крупнейшая в  России фабрика мебели «Шатура» отпразднует  свой полувековой юбилей. В течение  пятидесяти лет компанией выпускается  высококачественная недорогая мебель, которая пользуется все большей популярностью среди потребителей. Мебельная фабрика «Шатура» осуществляет полноценный производственный цикл, начиная от изготовления ламинированного ДСП и до реализации готовой продукции через собственные магазины мебели. Благодаря этому мебель для дома может приобрести каждый желающий без посреднических наценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 2 Характеристика и оценка ассортиментной политики и управления товарными запасами на торговом предприятии «Шатура»

 

Управлением ассортиментной политикой в региональном торговом представительстве ОАО «Шатура» занимаются специалисты отдела по работе с клиентами и директор отдела по работе с клиентами. В Таблице 2 представлено распределение функций по управлению ассортиментом между этими субъектами управления.

Директор отдела по работе с клиентами полностью берет на себя функции организации и координации ассортимента и частично - контроля ассортимента. Последнее подразумевает, что контроль ассортимента он осуществляет по отчетам, предоставляемым ему специалистами отдела по работе с клиентами.

                                                                                                                    Таблица 2

Исполнитель

Функции

Планирования

Организации

Координации

Контроля

Директор отдела по работе с клиентами

-

+

+

+

Отдел по работе с клиентами

+

-

-

+


 

Отдел по работе с клиентами  в части управления ассортиментом  занят планированием ассортимента и его контролем. Функция контроля ассортимента со стороны отдела по работе с клиентами (экономистов) связана  с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.

Планирование ассортимента в организации заключается в  определении количественного соотношения  отдельных видов изделий параметрического ряда продукции в плане продаж. Соотношение определяется на основе прогноза объема продаж отдельных ассортиментных групп.

 

Прогноз объема продаж по отдельным ассортиментным группам  осуществляется на основе анализа данных за предыдущие годы и их экстраполяции  на прогнозируемый год 

 

Соответственно прогнозу объем продаж мебели в 2010 году возрастет для:

  • спален с 55 до 60 млн. руб. в год;
  • гостиных - с 33 до 55 млн. руб.;
  • офисной мебели - с 30 до 48 млн. руб.;
  • детской мебели - с 15 до 27 млн. руб.;
  • гостиничной мебели - с 9 до 12 млн. руб.;
  • прихожих - с 7,5 до 12 млн. руб.

 

Этот прогноз является самым упрощенным и представляет общую тенденцию изменения продаж по видам товаров. Насколько реальными  являются результаты такого типа прогноза можно посмотреть по данным следующей  таблицы (Таблица 3) за 2009 год.

Сопоставление экстраполированного прогнозного объема продаж по товарным группам с его фактическим значением

                                                                                                                Таблица 3

 

Товарная подгруппа

Прогноз объема продаж на 2009г., тыс. руб.

Коэффициент достоверности

Фактический объем продаж 2009г., тыс. руб. 

Отклонение: факт/прогноз, %

Прихожие

6000 6000

0,8454

7591,7

126,53

Гостиные

36000

0,8667

33280,8

92,45

Мебель для спален

56000

0,9861

55352,3

98,84

Детская мебель

26000

0,7791

15042

57,85

Офисная мебель

30000

0,9936

29658,8

98,86

Гостиничная мебель

7000

0,1631

9293,9

132,77

Всего

161000

-

150219,5

93,3


 

В целом прогноз является реальным, однако его неточность по некоторым товарным группам может доходить 42%. Общая фактическая величина объема продаж меньше запланированной на 6,7%. В целом отклонение прогноза от фактического объема продаж небольшое, а, учитывая, что он получен методом экстраполяции, то такое отклонение можно считать незначительным. Видим, что чем выше величина коэффициента достоверности аппроксимации, тем более точен прогноз. Наиболее высок уровень достоверности аппроксимации по таким ассортиментным группам, как мебель для спален и мебель для офисов. Это важно учитывать при планировании ассортимента, что и делается в отделе по работе с клиентами регионального сбытового филиала ОАО «Шатура».

 

Планирование объема продаж по товарным группам ассортимента и, соответственно, структуры ассортимента в организации осуществляется также  с использованием коэффициента эластичности по общему объему продаж. Под эластичностью понимается относительное изменение результата (объема реализации) под влиянием различных факторов, например, денежных доходов покупателей, цен на продукцию, достигнутого уровня потребления, обеспеченности товарами длительного пользования, рода занятий населения, возраста и др.

 

Неточность прогнозирования  объемов продаж в рассматриваемой  организации приводит к образованию  излишков товарных запасов, появлению  залежалых товаров, следствием чего является рост складских расходов.

В рассматриваемой организации  осуществляется только оперативный  учет и управление поставками.

 

Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется  на основании действующих форм учета  и отчетности. Для этого в организации используется автоматизированная система управления товарными запасами на основе бухгалтерской программы 1С «Предприятие: Торговля. Склад».

Определим эффективность  использования товарных запасов  в рассматриваемой организации. (Таблица 4) Она может быть определена как по показателю розничного товарооборота, так и по показателю прибыли:

Эффективность использования  товарных запасов

                                                                                                             Таблица 4

Показатель

2008 г

2009 г

Отклонение

Эффективность использования  товарных запасов по товарообороту, руб.

1,333

1,114

-0,219

Эффективность использования  товарных запасов по прибыли, руб.

0,266

0,223

-0,043


 

Из Таблицы 4 видим, что эффективность использования товарных запасов снизилась. Если в 2008 году один рубль, вложенный в товарные ресурсы, приносил 1,333 руб. товарооборота и 26,6 копейки прибыли, то в 2009 году 1 рубль в товарных запасах принес 1,114 руб. объема розничной торговли и 22,3 копейки прибыли. Снижение эффективности использования товарных запасов говорит о необходимости улучшения процесса управления запасами в региональном торговом представительстве «Шатуры».

 

По распределению функций  по управлению ассортиментом в рассматриваемой организации за координацию ассортимента ответственен руководитель отдела по работе с клиентами. В рамках данной функции он ведет стратегическое управление ассортиментными группами, следит за сбалансированностью ассортиментного портфеля на основе анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешних факторов) и финансовых изменений, происходящих внутри организации (внутренних факторов). Выбор той или иной ассортиментной стратегии он осуществляет на основе оценки изменения денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на основе прогноза состояния денежных потоков в перспективе.

 

Политика управления ассортиментом руководителя отдела по работе с клиентами базируется в основном на горизонтальной диверсификации, которая заключается в изменении ассортимента в рамках проводимой деятельности (узкой по специализации - торговле корпусной мебели), а также поиске и выходе на новые рынки сбыта.

 

В процессе стратегического  управления выделяются три основные стратегические групп ассортимента, которые в совокупности и представляют собой ассортиментный портфель предприятия:

 

  • основная, включающая товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли (мебель для спален, офисная мебель);
  • поддерживающая, состоящая из товаров, стабилизирующих доходы от продаж и находящиеся в стадии зрелости (мебель для гостиных);
  • тактическая, охватывающая товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии зрелости или упадка (детская, гостиничная мебель, мебель для прихожих).

 

Таким образом видим, что вместо пяти групп, которые рекомендуют  выделять исследователи при управлении ассортиментом, в организации выделяются только три группы. Отсутствуют стратегическая группа, включающая товары, призванные обеспечить будущие доходы предприятия, а также снимаемая с продажи группа товаров, включающая товары, находящиеся в стадии насыщения и спада.

 

Выявление этих групп  в организации осуществляется на основе диагноза ассортиментного портфеля с использованием матрицы «рост - доля рынка»

Заключение 

 

Управление ассортиментом  предприятия представляет собой  комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос  на товары, проводятся маркетинговые  исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.

Анализ ассортимента дает наиболее точные данные только при  использовании различных методик  анализа. Поэтому наряду с проведением  операционного анализа необходимо проводить ABC и XYZ анализ в комплексе.

 

В настоящей работе проведено  исследование управления ассортиментом  на примере регионального торгового  представительства ОАО «Шатура». По результатам работы можно сделать  следующие выводы.

 

Анализ ассортимента регионального сбытового предприятия ОАО «Шатура» в показал, что он является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия - рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется усилением конкурентной борьбы на мебельном рынке в связи со значительным увеличением количества новых конкурирующих фирм-производителей и торговых посредников.

 

Снижение рентабельности вызвало необходимость снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.

 

Необходимо отметить, что планирование ассортимента на данном предприятии требует совершенствования, так как при прогнозировании объемов продаж по ассортиментным группам используются упрощенные методы, не учитывающие множества факторов, в результате прогноз является излишне оптимистическим. Неточность прогнозирования сказывается на ухудшении управления товарными запасами и снижении эффективности их использования.

 

Методы управления ассортиментом  в региональном торговом филиале  ОАО «Шатура» содержат недостатки и  требуют совершенствования. Это  касается в первую очередь финансового обоснования ассортимента. Традиционный подход, использующийся при обосновании ассортимента, основывается на принципе максимизации прибыли, Основные его недостатки заключаются в том что, при его использовании практически не учитываются рыночные факторы, а также различное поведение постоянных и переменных издержек при изменении объема продаж. Предложенный метод «директ-костинга» является более подходящим в этих условиях и исключает данные недостатки. Он учитывает цели бизнеса, его ресурсы и внешние условия. Для учета последних в методике «директ-костинга» используется показатель адекватности рынку. Он характеризует степень приближения анализируемого товара к некому эталонному образцу, который соответствует наиболее конкурентоспособному на рынке изделию.

 

Предложенная методика поможет сформировать такую структуру  ассортимента, при которой предприятие  будет функционировать достаточно устойчиво. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Управление ассортиментом  предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров и управление товарными запасами