Формирование ассортимента товаров и управление товарными запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование ассортимента и управление товарными запасами
1.1. Сущность, структура ассортимента розничного торгового предприятия
1.2. Классификация товарных запасов
1. 3 Нормирование товарных запасов
1. 4 Средства автоматизации управления товарными запасами

Глава 2. Оценка ассортиментной политики и управления товарными запасами
2. 1 Общая характеристика торгового предприятия «Шатура»
2.2 Характеристика и оценка ассортиментной политики и управления товарными запасами на торговом предприятии «Шатура»

Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

kursovaya_33_33_33.doc

— 238.50 Кб (Скачать)


Министерство труда, занятости  и социальной защиты Республики Татарстан

ГБОУ ВПО  «Набережночелнинский государственный торгово-технологический  институт»

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Организация и технология коммерческой деятельности»

Тема «Формирование ассортимента товаров и управление товарными запасами»

 

 

 

 

    Работу  выполнила:

    студентка  3 курса

    группы КТ- 892  СПО

    Гиматова Гульшат Рамилевна

    Руководитель  курсовой работы:

                  преподаватель: Хазеева Н.А.

 

 

 

Дата защиты                              Оценка                                  Подпись

____________                           ____________                       _______________

 

г. Набережные Челны

2011 год

Содержание 

 

Введение

Глава 1. Формирование ассортимента и управление товарными запасами

1.1. Сущность, структура ассортимента розничного торгового предприятия

1.2. Классификация товарных запасов

1. 3 Нормирование товарных запасов

1. 4 Средства автоматизации управления товарными запасами

 

Глава 2. Оценка ассортиментной политики и управления товарными запасами

2. 1 Общая характеристика торгового предприятия «Шатура»

2.2  Характеристика и оценка ассортиментной политики и управления товарными запасами на торговом предприятии «Шатура»

 

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В магазинах относительно узкий производственный ассортимент  преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий. Поэтому первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы спрос населения.

 

ОБЩИЕ ФАКТОРЫ

(влияющие на формирование  ассортимента)


 

                          покупательский спрос                            производство товаров

 

Рисунок 1. Общие факторы

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

(оказывающие влияние  на построение ассортимента)


 

тип и размер магазина         его техническая оснащенность       условия товароснабжения 

 

          численность и состав                                        транспортные условия     

  обслуживаемого населения      

                             

Рисунок 2. Специфические факторы

Покупательский спрос  выступает в качестве основного  фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны.

На спрос оказывают также влияние факторы социального и экономического характера, такие как:

  • размеры денежных доходов населения, его численность, социальный, профессиональный и половозрастной состав;
  • уровень розничных цен и их соотношений;
  • деятельность предприятий общественного питания;
  • объем привозов продуктов животноводства и растениеводства из других регионов;
  • географические и климатические особенности проживания населения;
  • национальные и исторические особенности труда и быта данного района и другие.

 

Большинство перечисленных факторов спроса может быть учтено при формировании ассортимента товаров, так как многие имеют конкретное числовое выражение и являются постоянно действующими для определенного района. Их можно рассматривать в качестве элементов, определяющих силу воздействия спроса на формирования ассортимента.

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса.

                                                           СПРОС


 

                       устойчивый           альтернативный           импульсный

Рисунок 3. Спрос

Устойчивый или твердо сформулированный спрос предъявляется  на определенный товар и не допускает  его замены каким-либо другим, даже однородным товаром.

Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями.

Импульсный спрос возникает  непосредственно в торговом предприятии  под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца. Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель чаще всего обязательно определяет для себя предельную цену или диапазон цен, в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров в магазине служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью.

Наряду с покупательским спросом, в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает производство товаров.

Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости от которой они подразделяются на:

  • предприятия, обслуживающие жилую зону в пределах пешеходной доступности. В городах пешеходная доступность принята в радиусе 0,5 км, в сельской местности - 2 км;
  • предприятия, обслуживающие город и сельский район в целом или его большие составные части в пределах общегородской транспортной доступности.

Магазины «Товары повседневного  спроса», размещаясь преимущественно  в жилой зоне, предназначены для снабжения населения основными продуктами и непродовольственными товарами повседневного спроса. Специализированные же магазины обслуживания население города, например, районного значения, должны иметь широкий внутригрупповой ассортимент, удовлетворяющий спрос населения во всем многообразии товаров - представителей той товарной группы, которую реализует данный специализированный магазин.

Экономически обоснованная и установленная для магазинов  номенклатура товаров оказывает, в  конечном итоге, положительное влияние на экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятий. Широта ассортимента товаров, заложенная в номенклатуру, создает нормальные условия для организации товароснабжения и выполнения расчетных показателей товарооборота, способствует тем самым повышению средней стоимости покупки, росту объема товарооборота с 1 кв. м площади торгового зала. Заложенные в номенклатуру правильные соотношения между товарами высокой и медленной оборачиваемости приводят к поддержанию оптимального уровня средних товарных запасов. Кроме того, при расчетах для магазинов уровня издержек обращения, в процессе формирования ассортимента, возможно, достичь и запланированного уровня рентабельности путем правильного сочетания в ассортименте товаров с высокими и низкими торговыми скидками.

Формирование ассортимента товаров в магазинах с учетом перечисленных выше основных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение  экономической эффективности предприятия  и уровня торгового обслуживания населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формирование ассортимента и управление товарными запасами

 

  1. 1 Сущность ассортимента розничного торгового предприятия

 

Ассортимент товаров - набор  товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков. [ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»]. Например, товары могут быть объединены по общности производства или потребления, по назначению, материалу изготовления и другим признакам. Далее на Рисунок 3 мы видим, что виды ассортимента товаров делятся на два вида.

 

ВИДЫ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ


 

                                промышленный                        торговый

 

Рисунок 3. Виды ассортимента

Промышленный ассортимент - ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности либо отдельным промышленным или сельскохозяйственным предприятием. [ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»]

Торговый ассортимент - ассортимент товаров, представленный в торговой сети. [2, с. 32]. Он, как правило, шире промышленного, поскольку формируется путем подбора товаров по группам, видам, сортам, моделям, фасонам, размерам и другим признакам.

В основе образования  торгового ассортимента лежит товарная группа, которая включает товары (продовольственные  или непродовольственные), выпускаемые  различными производителями. Товарная группа - это совокупность товаров определенного класса, т.е. имеющих аналогичное функциональное назначение (швейные изделия, трикотажные товары, галантерейные товары, культтовары и т.п.) и обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей. Примером конкретной группы товаров являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и др.

Совокупность товаров  определенной группы, объединенных общим  названием и назначением, образует вид товаров. В качестве примера  вида товара можно привести костюм, сапоги, телевизор, творог и т.п.

Внутри каждого вида товаров по ряду частных признаков  выделяют их разновидности. Разновидность  товаров представлена конкретными  марками, моделями, артикулами, сортами. Ассортимент товаров, представленный их разновидностями, называется развернутым. Если же товары объединены по общим признакам в классы, группы или по видам, то такой ассортимент является укрупненным.

Соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей  товара в наборе представляет собой структуру ассортимента товаров. Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах.

В зависимости от количества признаков, по которым классифицируются товары, их ассортимент может быть простым или сложным.

Простой ассортимент товаров представлен такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (например, наименование, сорт, артикул). К ним относят большинство продовольственных товаров, а также некоторые непродовольственные товары (отдельные виды чулочно-носочных изделий, металлическая галантерея и др.).

Сложный ассортимент  товаров представлен такими видами, которые классифицируются более  чем по трем признакам. Это почти  все непродовольственные товары и часть продовольственных.

По частоте и характеру предъявляемого покупателями спроса товары подразделяют на:

  • товары повседневного спроса;
  • товары периодического спроса;
  • товары редкого спроса;
  • сезонные товары;
  • сопутствующие товары.

Товары повседневного  спроса регулярно приобретаются  населением (ежедневно или через небольшие промежутки времени).

Товары периодического спроса покупатели приобретают тоже регулярно, но через более длительные промежутки времени (например, несколько  раз в год).

К товарам редкого  спроса относят преимущественно  те из них, сроки, службы которых исчисляются годами (товары длительного пользования). Приобретаются они, соответственно, один раз в несколько лет (технически сложные товары, мебель и др.).

Реализация сезонных товаров производится в определенные периоды года, в зависимости от времени их производства (некоторые виды ягод, плодов, овощей) или возникновения спроса на них (отдельные виды одежды, спортивного инвентаря, елочные украшения и др.).

Спрос на сопутствующие  товары, возникает при покупке  или использовании основных товаров (специи, средства ухода за обувью, пуговицы и т.п.).

Потребитель предъявляет  всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы  купленные ими товары были более  практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом  и торговой наценкой заключается  в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.

На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество компаний. Каждая из них занимается каким-либо видом деятельности - производство, торговля, услуги и т.п.

Итак, товарный ассортимент - это вся совокупность изделий, выпускаемых  предприятием. Она включает различные  виды товаров. Вид товара делится  на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Для начала следует рассмотреть  основные понятия при рассмотрении ассортимента. В Таблице 1 мы видим, что к ним относятся:

                                                                                                             Таблица 1

Информация о работе Формирование ассортимента товаров и управление товарными запасами