Анализ устойчивости развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ устойчивости развития рынка, и как пример, анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Изучение устойчивости и цикличности рынка.
Исследование рынка хлеба и хлебобулочных изделий.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
Анализ устойчивости развития рынка товаров и услуг…...3
Конъюнктура рынка…………………………………..3
Устойчивость и колеблемость рынка………………..6
Цикличность рынка…………………………………...8
Анализ устойчивости развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………40
Список литературы…………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

1НАЧАЛО.docx

— 349.72 Кб (Скачать)

Наряду с периодическими циклами, которые получили название коротких волн, вызванных отклонениями спроса от предложения, имеют место  и длинные волны (циклы) 40-60 лет, как  отмечает П. Самуэльсон, которые связаны  со сменой поколений техники и  технологии, с научно-техническими революциями. В 1922 г. Н. Д. Кондратьев выдвинул концепцию, что наряду с короткими колебаниями периодом 8-10 лет существуют и более длительные со средней продолжительностью 50 лет. Е. Лобанова установила двадцатилетние циклы, которые связаны со сдвигами в воспроизводственной структуре и сменой экономической политики.

О состоянии экономики  можно судить по таким основным показателям, как темпы роста ВВП, уровень  инфляции, уровень занятости.

Существует много взглядов на классификацию рыночных циклов. Экономический цикл в рыночной среде  рассматривают традиционные западные теории экономического цикла, среди  которых выделяются две основные группы. Первую из них составляют «монетарные» концепции. Главные фактором колебания  хозяйственной активности здесь  признаются изменения платежеспособного  спроса на товары и услуги, вызванные  невозможностью стабилизации денежного  потока в условиях децентрализованной финансовой системы и отсутствия полной информации о будущем развитии. Современная мировая рецессия является следствием инвестиционного кризиса, возникшего после того, как на финансовых рынках США лопнул «пузырь» в секторе  высоких технологий.

Вторая группа теорий экономического цикла носит «технологический»  характер и связывает неустойчивость хозяйственной системы с процессами нововведений, силами, вызывающими  «кучность» инвестирования и прочим. Сторонники этой концепции утверждают, что экономическая нестабильность отражает появление новых товаров, новых методов производства и  транспортировки, новых рынков сбыта, новых форм организации управления, которые создаются предприятием, является следствием конкуренции этих новых комбинаций со старыми. При  этом колебания хозяйственной динамики, в том числе негативные, признаются не просто злом, которое нужно подавить, а приспособиться к качественному  изменению, отражающему динамический процесс созидательного разрушения неэффективных производств, не востребованных рынком.

Несмотря на расхождения  в толковании источников возникновения  экономических циклов, у «монетарной» и «технологической» теорией  имеется ряд общих моментов. Во-первых, причинами хозяйственной неустойчивости в обоих случаях признаются колебания  инвестиционных вложений, в частности  в запасы для коротких циклов и  в основной капитал для более  длительных. Во-вторых, эти две концепции  значительную роль отводят денежным факторам, характеру взаимоотношений  финансовой системы и реального  сектора. Однако в «монетарной» концепции  они рассматриваются исключительные, а в «технологической» признаются лишь условием реализации движущих сил  неденежного характера, т.е. появления  новых технологий и т.д.

Закрепление за финансовой системой ключевой роли в рамках рассмотренных  теорий экономического цикла означает, что они подходят в основном для  развитых стран мира из-за особой природы  деятельности банков и рынков капитала. В процессе инвестирования банки  и рынки капитала обменивают собственные  денежные средства на обещание вернуть  их в будущем на определенных условиях. При этом финансовые учреждения сталкиваются не только с проблемой оценки эффективности  будущего проекта (стоящий и перед  фирмой реального сектора), но и с  целым рядом дополнительных проблем, к которым относятся:

  • асимметрия информации, т.е. объем знаний компании о предлагаемом проекте всегда больше объема информации, предоставляемой банку или рынкам капитала, причем даже самые «честные» фирмы склонны переоценивать эффективность предстоящих инвестиций;
  • поиск надежного механизма, позволяющего оценивать результаты предлагаемых капитальных вложений. Сторонний инвестор должен понимать правильность предложенной формы расчетов, быть уверенным, что доходы от капиталовложений используются в соответствии с достигнутыми договоренностями (связанные с этим затраты получили название «издержек верификации»);
  • банки и рыночные инвесторы нуждаются в оценке добросовестности компании, получающей финансирование, что включает анализ деятельности менеджмента и последствий возможного конфликта требований в случае неудачного осуществления капиталовложений (например, банкротства).

 

Большой известностью пользуется классификация У. Митчела, которая  имеет следующие фазы цикла: оживление, подъем, кризис, депрессия.

Кризис 

Отставание потребления  от производства ведет к росту  товарных запасов, перепроизводству. В  результате перепроизводства (из-за того, что выпускаемые товары не находят  сбыта) происходит сокращение производства, приводящее к росту неиспользуемых мощностей и увеличению безработицы, а, следовательно, и к понижению  платежеспособного спроса населения.

 

Кризисному падению обычно предшествует снижение товарных цен  и ряд других признаков начинающегося  кризиса: кредитное напряжение, падение курсов акций, уменьшение оптовой и розничной торговли, максимальное повышение учетного процента, сокращение вложений в основной капитал и т.д.

 

 

 

Депрессия 

Фаза цикла, следующая  за кризисом и характеризующаяся  застойным состоянием экономики. В  развитии кризиса раньше или позже (это зависит от величины разрыва  между спросом и предложением) наступает такой момент, когда  еще не происходит увеличения производства, но нет и падения; не наблюдается  повышения цен, но их сокращение по большинству товаров прекратилось, прекращается рост запасов.

 

Оживление 

В фазе оживления осуществляется, как правило, обновление основного  капитала, то есть морально устаревшее оборудование заменяется новым, более  современным и производительным. Массовое обновление основного капитала вызывает расширение спроса на многие товары, повышаются цены, в первую очередь  на сырье, растет потребность в ссудном  капитале, увеличиваются и прибыли.

 

Подъем 

В фазе подъема не только обновляется основной капитал, но значительных размеров достигает строительство  новых предприятий, что увеличивает  спрос на строительные материалы, сырье, топливо, оборудование и т.п., в то же время от предприятий еще нет  отдачи. Эти крупные вложения в  основной капитал в течение определенного  периода времени формируют односторонний  спрос при ограниченном предложении  или вообще его отсутствии. Наступает  перепроизводство, и подъем с катастрофической быстротой сменяется кризисом.

 

Классификация Гарвардской  экономической школы предусматривает  следующие циклы:

  • депрессию, т.е. активность товарного рынка ослабевает, цены снижаются;
  • оживление, т.е. начинается рост в товарном производстве и торговле;
  • подъем, когда темпы деловой активности на товарном рынке повышаются, растут и цены;
  • инфляция, когда рост производства и торговли приостанавливается, цены на товары замедляют рост;
  • кризис, когда промышленная и торговая деятельность замирает, поставка не оплачивается, растут товарные запасы, цены падают.

 

Циклы могут иметь различную  продолжительность, которая обусловлена  конкретной экономической ситуацией.

Выделяют циклы Джанглера  продолжительностью 7-10 лет, которые  проявляются в результате взаимодействия всевозможных денежно-кредитных факторов. Известны циклы Катчина продолжительностью 3-5 лет, связанные с динамикой  оборачиваемости запасов. Выявлены также частные хозяйственные  циклы продолжительностью 1-12 лет, которые  обусловлены колебаниями инвестиционной активности.

Анализ цикличности рынка  товаров и услуг состоит из нескольких этапов. На первом этапе  производится отбор основных параметров рынка, которые проявляют наибольшие колебания, и строятся их динамические ряды. На втором этапе в каждом динамическом ряду исключается тренд, отражающий единую тенденцию к росту или  снижению, а также сезонные колебания. Остаточные ряды, которые отражают только конъюнктурные или случайные колебания, стандартизируются путем приведения к единому знаменателю для обеспечения их сравнимости. Третий этап предусматривает расчет расчет коэффициентов корреляции для определения синхронности и взаимосвязи показателей. На четвертом этапе проводится кластерный анализ. Кластерные оценки должны показать последовательность изменений основных рыночных процессов и их движения по фазам конъюнктурных циклов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ устойчивости  развития рынка хлеба и хлебобулочных  изделий в России

Определим сезонный характер уровня производства хлеба и хлебобулочных  изделий. Для этого рассмотрим данные по производству хлеба и хлебобулочных  изделий за период 2000-2010 гг. по месяцах (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Производство  хлеба и хлебобулочных изделий  за 2000-2010гг.

месяцы/ годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

январь

692664

678825

655129

634120

643179

629813

622011

614624

587687

579084

551659,45

февраль

678068

645451

629054

611510

621897

611327

601527

597723

577360

550086

534508,76

март

728526

702624

682854

658514

678308

662942

645072

643438

608592

593463

592649,86

апрель

716220

672082

694527

658032

652174

665616

635737

636883

607441

590974

577787,32

май

747218

725916

706275

675180

683989

666209

665913

657355

634396

618122

607034,41

июнь

746528

709612

698459

683522

683358

675651

656250

658181

625818

600310

594798,74

июль

761455

722018

714574

685787

692258

686746

674883

664909

634418

612862

586622,63

август

782141

747514

734073

695004

694372

686472

672392

654746

646743

617608

592999,08

сентябрь

771939

727323

715282

690767

691996

676490

665011

657854

648096

608695

606694,19

октябрь

768815

740030

724014

689013

695820

680558

669957

667533

648119

615389

607322,81

ноябрь

731292

691397

683176

652473

667823

653468

644590

646778

618660

584595

581505,14

декабрь

750227

704841

705510

672228

681249

671232

661972

658862

641066

620820

613233,99

ИТОГО за год

9068809

8520713

8346047

8006150

8091522

7966524

7815315

7758886

7477196

7191402

7049118,74

Темп роста к 2000 году, %

100

93,95

92,03

88,28

89,22

87,84

86,17

85,55

82,44

79,29

77,72

Темп роста к предыдущему  году, %

-

93,95

97,95

95,92

101,06

98,45

98,10

99,27

96,36

96,17

98,02

Абсолютный прирост по годам

-

-548096

-174666

-339897

85372

-124998

-151209

-56429

-281690

-285794

-142283,26

Темп наращивания, %

-

-6,04

-1,92

-3,74

0,94

-1,37

-1,66

-0,62

-3,10

-3,15

-1,56


 

 

 

 

 

Из таблицы 1 видно, что  в 2010 г. уменьшение производства хлеба  и хлебобулочных изделий по сравнению  с 2000 г. составило 1,56%. Это позволяет  считать, что в анализируемом  году динамики имеется тенденция  снижения роста.

Графическое изображение  исходной информации подтверждает эти  выводы (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Динамика изменения  объема производства рынка хлеба  и хлебобулочных изделий по месяцам  за 2000-2010 гг.

 

 

 

Рис. 2 Динамика изменения  объема производства хлеба и хлебобулочных  изделий по годам с 2000 по 2010 гг.


Из рис. 2 можно сделать  вывод о том, что наблюдается  спад на рынке начиная с 2000 года.

 

 

Рис. 3 Изменение темпа  роста производства хлеба и хлебобулочных  изделий к 2000 году, %

По показателю темпа роста  наблюдается устойчивый спад с небольшим  подъемом в 2004 году.

 

 

Рис. 4 Темп роста производства хлеба и хлебобулочных изделий  к предыдущему году, %

Темп роста по сравнению  с предыдущим годом позитивный при  показатели более 100 %. Из рис. 4 видно, что  данный показатель был только в 2004 году, когда наблюдался рост объема производства хлеба и хлебобулочных изделий.

 

Рис 5. Абсолютный прирост  производства хлеба и хлебобулочных  изделий по годам

Рис. 5 подтверждает общую  тенденцию. Позитивный показатель только в 2004 году.

 

Рис 6. Темп наращивания производства хлеба и хлебобулочных изделий, %

Из рис. 6 видно, что позитивное наращивание наблюдается только в 2004 году.

Выводы о спаде роста  производства данной продукции в 2000 – 2010гг. предопределяет выбор формулы для расчета индексов сезонности способом переменной средней.

По содержащимся в таблице 1 показателям анализируемого ряда динамики можно выдвинуть рабочую  гипотезу о возможных типах математических функций для получения теоретических  уровней тренда.

С известной степенью приближения  это может быть прямолинейная  функция:

                                          (1)

В основе такого предположения  лежит характер изменения абсолютных приростов. При общем среднем  абсолютном приросте -201969,026m отклонения по отдельным годам не столь значительны.

Но при наибольшем абсолютном приросте в 2009 г. (-285794m) в 2010 г. было снижение этого показателя до -142283,26m. Эта максимальная интенсивность роста продажи данного продукта в 2009 г. и последующее снижение в 2010 г. отображает показатель темпа наращивания, %: -281690>-285794<-142283,26.

Информация о работе Анализ устойчивости развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России