Анализ устойчивости развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ устойчивости развития рынка, и как пример, анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Изучение устойчивости и цикличности рынка.
Исследование рынка хлеба и хлебобулочных изделий.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
Анализ устойчивости развития рынка товаров и услуг…...3
Конъюнктура рынка…………………………………..3
Устойчивость и колеблемость рынка………………..6
Цикличность рынка…………………………………...8
Анализ устойчивости развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………40
Список литературы…………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

1НАЧАЛО.docx

— 349.72 Кб (Скачать)

Содержание:

       Введение………………………………………………………………2

  1. Анализ устойчивости развития рынка товаров и услуг…...3
    1. Конъюнктура рынка…………………………………..3
    2. Устойчивость и колеблемость рынка………………..6
    3. Цикличность рынка…………………………………...8
  2. Анализ устойчивости развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России……………………………………….18

      Заключение……………………………………………………………40

      Список  литературы…………………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена  анализу конъюнктуры рынка, а  именно, анализу устойчивости развития рынка. Конъюнктура рынка – сложившаяся  экономическая ситуация на рынке.

Эта тема актуальна на сегодняшний  день, поскольку анализ конъюнктуры  рынка позволяет определить данную ситуацию, а также предсказать  дальнейшее развитие рынка.  Центральным  моментом оценки и анализа рыночной конъюнктуры является изучение тенденций  и особенностей развития рынка, его  устойчивости или колеблемости, а  также повторяемости, цикличности рынка.

Цель данной курсовой работы – анализ устойчивости развития рынка, и как пример, анализ рынка хлеба  и хлебобулочных изделий.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

  1. Изучение устойчивости и цикличности рынка.
  2. Исследование рынка хлеба и хлебобулочных изделий.

Объектом данного исследования является рынок хлеба и хлебобулочных  изделий, а предметом – анализ устойчивости и колеблемости, а также  цикличности данного рынка.

В процессе написания курсовой работы я опиралась на научную  литературу по статистике рынка товаров  и услуг таких авторов, как  Беляевский И.К., Ярных Э.А, а также  источники сайтов Интернета.

 

 

 

 

  1. Анализ устойчивости рынка товаров и услуг
    1. Конъюнктура рынка

К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро-, так и  на микроуровне. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое  решение принимается на базе конъюнктурных  оценок.

Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся  на рынке на данный момент времени  или ограниченный отрезок времени.

Понятие рыночной ситуации включает:

− степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);

− сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его  развития;

− уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;

− масштабы рыночных операций и степень деловой активности;

− уровень коммерческого (рыночного) риска;

− силу и размах конкурентной борьбы;

− положение рынка в  определенной точке экономического или сезонного цикла.

Главная цель изучения конъюнктуры  рынка – определить характер и  степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного  механизма проявляется в стремлении спроса и предложения конъюнктуры  равновесию. Однако этот процесс происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации.

Конъюнктура – сложное  и быстроменяющееся явление. Она  складывается из множества единичных  элементов и действий, развитие которых  подчиняется вероятностным законам. Она измеряется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке.

Статистика конъюнктуры  рынка (конъюнктурная статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий  ситуацию, складывающуюся на рынке  под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.

Предмет статистики конъюнктуры  рынка – массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию и поддающиеся количественной и  качественной оценке.

Конъюнктурная статистика отличается оперативностью, широким использованием качественных, атрибутивных и альтернативных оценок, обзоров описательного характера, применением ориентировочных характеристик  и косвенных расчетов, логических выводов, использованием предварительной  и прогнозной информации, экспертных оценок, сценариев развития. Все  они отлично сочетаются с количественными  статистическими расчетами и  моделями.

Конъюнктура рынка имеет  три принципиальные отличительные  черты: вариабельность, цикличность, динамичность.

Рынок по своей сути склонен  к конъюнктуре стихийности, а  следовательно, подвержен колебаниям, как случайным, так и постоянно  проявляющимся: цикличным и сезонным. Рынок динамичен, изменчив, его границы  расширяются или сужаются, происходят различные структурные сдвиги и, самое главное, меняются цены и объем  товарной массы, которая продается  и покупается на рынке. Состояние  рынка на данный момент времени всегда связано с ситуацией предшествовавшего  отрезка времени. Из этого можно  сделать вывод, что в исследовании конъюнктуры рынка одно из самых  важных мест занимает выявление и  анализ динамических тенденций рыночных процессов.

Изучение конъюнктуры  рынка может быть как интегрированным  в целом, так и дифференцированным по локальным рынкам. Изучаются конъюнктура  рынка товаров и услуг в  масштабах всей страны и отдельных  регионов, конъюнктура рынка всей товарной массы (массы услуг) и каждого  товарного рынка (рынка отдельных  услуг).

Субъектами изучения рыночной конъюнктуры могут быть коммерческие рыночные структуры, государственные  органы, общественные организации, научные  учреждения.

Задачи, освещающие различные  стороны и элементы рыночной ситуации:

− сбор и обработка конъюнктурной  информации;

− интегральные и дифференцированные оценки состояния рынка, типология  рыночной ситуации, качественная и  атрибутивная градация состояния рынка;

− характеристика масштаба (объема) рынка;

− оценка и анализ основных пропорций рынка;

− выявление, анализ и прогнозирование  тенденций развития рынка и его  динамической устойчивости;

− оценка и анализ колеблемости, сезонности и цикличности развития рынка;

− оценка и анализ региональных различий рынка;

− оценка и анализ деловой  активности;

− оценка коммерческого (рыночного) риска;

− характеристика степени  монополизации рынка и интенсивности  конкуренции.

Можно выделить два этапа  или уровня реализации этих задач. На первом – оценочном – осуществляется анализ рыночной конъюнктуры, который  должен охарактеризовать масштабы и  типологию рынка, его главные  пропорции, вектор и скорость изменения  основных параметров, уровень устойчивости развития. Второй, более высокий  уровень анализа имеет целью  выявление причинно-следственных связей, условий, определяющих рыночную ситуацию, на этой основе прогнозирование рыночной конъюнктуры и выводы о перспективности  развития рынка с позиций маркетинга фирм.

 

    1. Устойчивость и колеблемость рынка

 В анализе рыночной  ситуации одной из важнейших  характеристик состояния рынка  является оценка степени его  устойчивости. Устойчивое развитие  проявляется в предсказуемом,  равномерном изменении рынка  или в его стабильном состоянии.  Рынок может развиваться плавно, без резких отклонений в ту  или другую сторону, но и  может и колебаться, т.е. резко  менять вектор своего развития: то расти, то падать и т.п.  Устойчивое развитие рынка, отсутствие значительных диспропорций и колебаний создает определенные предпосылки для роста экономики.

Для устойчивого развития рынка характерно отсутствие или  низкий уровень стихийности, неупорядоченности. Стихийность рынка,  действие случайных, непредсказуемых факторов как раз  проявляется в конъюнктурных  колебаниях его параметров,  их отклонениях  от  линии нормального, устойчивого  развития. Например, устойчивым развитием  рынка  можно считать линию  тренда, практически совпадающую  или очень близкую к эмпирической.   Неустойчивость развития рынка обнаруживается в форме кризисных явлений, инфляционных ожиданий, проявлений ажиотажного спроса, проявления диспропорциональности, резких колебаний и т.п.

Рыночные колебания  проявляются  как во  времени, так и в пространстве. В первом случае они обнаруживаются в динамике, в форме ломаной  линии тенденции изменения рынка, во втором случае в виде неравномерного развития рынка (колебаний по предприятиям, по территории и т.п.). Чем меньше размах колебаний,  т.е.  чем устойчивее  рынок и его развитие,  тем  надежнее его оценки и прогнозы, тем ниже риск проведения маркетинговых  мероприятий.

Антиподом устойчивости является колеблемость, вариация. В динамике колеблемость развития рынка во времени  измеряется как среднее значение суммы отклонений фактических уровней  развития от  основной  тенденции,  т.е.  от тренда. Этот показатель, выраженный в процентах к среднему уровню,   известен как коэффициент аппроксимации. Он рассчитывается как среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней от тренда:

Где - среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней динамического ряда от тренда, которое вычисляется по формуле

Где – i-й уровень динамического ряда;

 – тренд, сглаженный i-й уровень динамического ряда;

n – число i-х уровней динамического ряда;

 – средний уровень динамического  ряда.

Коэффициент аппроксимации  варьирует в диапазоне от 100% до 0 и таким образом показывает степень  устойчивости развития рынка.

По эмпирическому динамическому  ряду тип тренда устанавливается  на основе графического изображения, путем  осреднения показателей динамики или  на основе статистической проверки гипотезы о постоянстве параметра тренда.

 

    1. Цикличность рынка

Развитие рынка товаров  и услуг подвержено такому явлению, как цикличность, т.е. повторяемость  тенденций и интенсивность развития. Оно обусловлено как внешними, так и внутренними факторами  рынка. При этом следует различать  два вида цикличности:

  • Внутригодовую или сезонную цикличность;
  • Экономическую цикличность, которая включает длительный период и отражает закономерности развития рынка.

Внутригодовая цикличность  имеет сезонный характер, как правило, совпадая с климатическими изменениями, поскольку обусловлена сезонностью  сельскохозяйственного производства, сезонно-климатическими изменениями  потребностей, подъемами и спадами  выпуска продукции.

Сезонные изменения спроса и предложения присущи не всем товарам, однако для многих из них  характерен размах сезонных колебаний, которые вызваны спецификой товара. В связи с этим возникают экономические  проблемы, например образование сезонных товарных запасов, неравномерность  нагрузки на работников торговли и  на торговое оборудование, простои  транспорта и т.п. В сезонных колебаниях спады чередуются с подъемами  спроса и предложения, и этот процесс  происходит каждый год.

С целью выявления и  отображения сезонных колебаний  можно использовать различные методы. При этом чтобы исключить случайные  колебания, берем среднемесячные или  среднеквартальные данные за несколько  лет (не менее 3-5 лет). Так, например, рассчитывается средний месячный уровень (i-го месяца) за три года:

где , , - месячные уровни (одного из месяцев), взятые за 3 года.

Наиболее простым способом выявления сезонных колебаний служит вычисление индекса сезонности. Индекс сезонности — отношение каждого  месячного уровня к годовой / многолетней  средней.

 

,

Где – средний уровень, исчисленный за n периодов всех наблюдаемых лет;

 – уровень i-го периода;

n - число i-х периодов.

Индексы сезонности показывают фактические колебания параметров рынка, соответствующие определенным сезонам, но они не полностью исключают  влияние случайных и второстепенных факторов. Для того чтобы выявить  закономерности сезонности, тенденции  сезонной волны, необходимо сгладить эмпирические данные, ввести сезонную линию тренда. Наиболее простым способом выявления  сезонной линии тренда служит механическое выравнивание динамического ряда, или  как его еще называют, метод  скользящей средней.  Расчет трехмесячной скользящей средней в какой-то мере сглаживают острые пики и провалы сезонных колебаний и, следовательно, отражают закономерности сезонности.

Его суть заключена в расчете  средней величины из 3-х (5-ти и более) уровней ряда, образованных последовательным исключением начального члена ряда и замещения его следующим  по порядку:

, , .

где , ,  - уровни динамического ряда, сглаженные по трехмесячной  скользящей средней;

, , - эмпирические уровни динамического ряда (месячные).

 

Экономическая цикличность  рынка присуща всем рыночным отношениям. В своем развитии рынок проходит ряд циклов, меняющих друг друга, а  именно: спад, депрессию, оживление  и подъем.

Подъем рынка ведет  к его перенасыщению, кризису  сбыта, затем его сменяет депрессия, деловой застой, который постепенно переходит в оживление деловой  активности. Такая смена циклов повторяется  постоянно.

Подъем завершается бумом, во время которого экономика работает на пределе своих возможностей, наблюдается  полная занятость, инвестиции и расходы  покупателей очень высоки. Растет спрос на товары и услуги, и когда  предприятия заработают на полную мощность, рост спроса приведет к росту цен. За бумом через некоторое время  последует спад, производство и занятость  сократятся, безработица может достигнуть высокого уровня и появится много  предприятий-банкротов.

Спад переходит в депрессию, когда производство и занятость, достигнув самого низкого уровня, начинают медленно и постепенно подниматься. В фазе оживления уровень производства повышается, производители товаров  получают новые заказы, обновляется  оборудование, появляются дополнительные рабочие места. Производство товаров  достигает высшей своей точки. Таким  образом, оживление переходит в  подъем. Возрастают инвестиционные и  потребительские расходы, создаются  дополнительные рабочие места, безработица  исчезает. Это ведет к росту  потребительского спроса и к дополнительному  увеличению загрузки производства. Как  правило, экономика, и рынок в  частности, из спада и депрессии  автоматически не входят в фазу оживления  и подъема, а могут находиться в таком состоянии долгое время, если не вмешается государство. Государство  должно контролировать циклическое  развитие производства и воздействовать на него.

Информация о работе Анализ устойчивости развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России