Знакомство с количественной характеристикой натуральных чисел

Автор: a***************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Максимальное внимание к личности ученика, выявление и использование всех его потенциальных возможностей служит психолого-педагогической основой, как для его развития, так и для полноценного усвоения знаний, умений и навыков. Основным содержанием программы в начальных классах являются понятия натурального числа и действий с этими числами.
Цель данной работы: рассмотреть методику изучения нумерации целых неотрицательных чисел.

Работа содержит 1 файл

Методика преподавания математики.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

При формировании у  детей представлений о смысле сложения полезно предлагать им такие  ситуации для предметных действий, при выполнении которых они сами подмечают закономерность, связанные  с переместительным свойством сложения. Например: «на одной тарелке 4 апельсина, на другой - 3»; «сколько апельсинов на обеих тарелках?»; «на одной тарелке 3 апельсина, на другой - 4»; «сколько апельсинов на обеих тарелках?». [11,с.118]

В основе усвоения взаимосвязи  между компонентами и результатами сложения и вычитания лежит осознание учащимися предметного смысла этих действий. При этом следует учитывать, что особую трудность для некоторых детей представляет вычленение и удаление части множества, т.е. осознание тех предметных действий, которые связаны со смыслом вычитания.

Рассмотрим некоторые  методические приёмы, в которых учитываются  особенности младших школьников:

1. Работая у доски  с рисунками и дидактическими  пособиями, полезно сначала предложить  ученику показать предметные  совокупности, с которыми он действует, а затем уже назвать число предметов в них;

2. Выполняя задания  с рисунками, к которым дана  запись вида -=, рекомендуется заполнять  «окошки» не только в прямом  порядке, но и начиная с любого;

3. Можно использовать  задания такого же рода, но со срытыми количествами. При их выполнении внимание учащихся сосредотачивается на соотнесении элементов схемы и предметных совокупностей;

4. Можно предложить  трём ученикам взять со стола  карточки (например, всего 5), соответствующие  выражению (например, 5-2=3);.

5. Можно предлагать  комплексные задания с карточками  и со схемами.

Разрешение таких  «противоречий» в игровой форме  помогает детям усвоить взаимосвязь  между компонентами и результатами действий сложения и вычитания. Однако, осознавая «предметную» взаимосвязь компонентов и результатов действий, не все дети могут описать её, пользуясь математической терминологией: слагаемые, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности. В этом случае целесообразно использовать понятия целого и части и соотношение между ними (часть всегда меньше целого; если убрать одну часть, то останется другая).

Понятие целого и части  позволяет как бы «материализовать»  такие термины, как слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое (например, устанавливая соответствие между рисунком и математической записью).

Формирование вычислительных умений и навыков - одна из основных задач начального курса математики. Вычислительное умение - это развёрнутое  осуществление действия, в котором  каждая операция осознаётся и контролируется. В отличие от умения навыки характеризуются свёрнутым, в значительной мере автоматизированным выполнением действия, с пропуском промежуточных операций, когда контроль переносится на конечный результат.

В начальном курсе  математики учащиеся должны усвоить на уровне навыка: таблицу сложения (вычитания) в пределах 10; таблицу сложения однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания; таблицу умножения и соответствующие случаи деления.

Подход к формированию навыков сложения и вычитания в пределах 10 предполагает осознанное составление таблиц и их непроизвольное или произвольное запоминания в процессе специально организованной деятельности. Осознанное составление таблиц может обеспечиваться теоретической линией курса, предметными действиями, методическими приёмами и наглядными средствами. Для произвольного и непроизвольного запоминания таблиц используется специальная система упражнений.

Таблицы сложения и  вычитания в пределах 10 можно  условно разделить на четыре группы, каждая из которых связана с теоретическим обоснованием и соответствующим способом действия: 1) принцип построения натурального ряда чисел - присчитывание и отсчитывание по 1; 2) смысл сложения и вычитания - присчитывание и отсчитывание по частям; 3) переместительное свойство сложения - перестановка слагаемых; 4) взаимосвязь сложения и вычитания - правило: если из значения суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое.

Составление таблиц 1) группы не вызывает затруднения. При  формировании вычислительных навыков для случаев сложения и вычитания, представленных во 2), 3), 4) группах, работа организуется в соответствии с определенными этапами: 1 - подготовка к знакомству с вычислительным приёмом; 2 - ознакомление с вычислительным приёмом; 3 - составление таблиц с помощью вычислительных приёмов; 4 - установка на запоминание таблиц; 5 - закрепление таблиц в процессе тренировочных упражнений.

В формировании вычислительных навыков в школьной практике используются различные подходы: а) выучивание таблиц; б) знакомство с различными вычислительными приёмами a составление таблиц a непроизвольное запоминание в процессе выполнения упражнений; в) после использования предметных действий и вычислительных приёмов, ученику даётся установка на запоминание. [15,с.44]

В отличие от традиционной системы внетабличное сложение и вычитание строится не на последовательном рассмотрении частных случаев этих действий, а на выделении и осознании основных положений, лежащих в фундаменте алгоритма их выполнения: поразрядности выполнения каждой из этих операций и использования таблицы сложения для вычислений в каждом разряде. Такой подход позволяет уже на этапе выполнения действий с двузначными числами сформировать общее понятие об алгоритме выполнения сложения и вычитания и в дальнейшем использовать его на любом множестве натуральных чисел, не занимая значительного учебного времени на рассмотрение и изучение этих частных случаев. 
Необходимо иметь в виду, что мы принципиально стоим на позиции формирования общего понятия о выполнении операций на базе небольших чисел, с которыми детям сравнительно легко работать, операции с которыми без значительной затраты сил и времени они могут выполнить практически, проверив правильность выдвинутых предположений на легко обозримом материале. В этом случае у формируемого понятия есть прочная база личного практического опыта, что не мешает достижению высокого уровня обобщения, а, наоборот, способствует его достижению.

Информация о работе Знакомство с количественной характеристикой натуральных чисел