Решение систем линейных уравнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:44, доклад

Описание работы

Тема моего доклада – различные решения систем линейных уравнений.
Теория уравнений занимает ведущее место в алгебре и математике в целом. Сила теории уравнений в том, что она не только имеет теоретическое значение для познания естественных законов, но и служит практическим целям. Большинство жизненных задач сводится к решению различных видов уравнений, и не редко это системы уравнений.
Проблема исследования заключается в выделении двух важных для начинающих разбираться в данной теме методах решения систем уравнений, метода Гаусса и правила Крамера.
Цель работы состоит в изучении теоретических основ и их практическое применение.

Содержание

I. Введение

II. История возникновения системы
уравнений
III. Системы уравнений
1. Что такое система уравнений?
2. Способы решения систем уравнений
Решение системы способом подстановки
Решение системы способом сравнения
Решение системы способом сложения
Решение системы графическим способом
2.5 Решение системы методом определителей
3. Что такое система линейных уравнений с n неизвестными?
4. Матричный метод решения систем линейных уравнений
5. Правило Крамера
6. Метод Гаусса

IV. Заключение

Работа содержит 1 файл

Система линейных уравнений.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

   Примеры. Решить системы уравнений.

       Найдем  матрицу обратную матрице A.

        ,

       Таким образом, x = 3, y = – 1.

       Итак, х1=4,х2=3,х3=5.

  1. Решите матричное уравнение: XA+B=C, где

       Выразим искомую матрицу X из заданного уравнения.

       

       Найдем  матрицу А-1.

       

       Проверка:

       

  1. Решите  матричное уравнение AX+B=C, где

       Из  уравнения получаем .

       

       Следовательно,  
     

   Правило Крамера 

   Рассмотрим  систему 3-х линейных уравнений с  тремя неизвестными:

   

   Определитель  третьего порядка, соответствующий матрице системы, т.е. составленный из коэффициентов при неизвестных,

   

   называется  определителем системы.

   Составим  ещё три определителя следующим  образом: заменим в определителе D последовательно 1, 2 и 3 столбцы столбцом свободных членов

   

   Тогда можно доказать следующий результат. 

   Теорема (правило Крамера). Если определитель системы Δ ≠ 0, то рассматриваемая система имеет одно и только одно решение, причём

   

   Доказательство. Итак, рассмотрим систему 3-х уравнений с тремя неизвестными. Умножим 1-ое уравнение системы на алгебраическое дополнение A11 элемента a11, 2-ое уравнение – на A21 и 3-е – на A31:

   

   Сложим  эти уравнения:

   

   Рассмотрим  каждую из скобок и правую часть  этого уравнения. По теореме о  разложении определителя по элементам 1-го столбца

    .

   Далее рассмотрим коэффициенты при x2:

   

   Аналогично  можно показать, что и  .

   Наконец несложно заметить, что 

   Таким образом, получаем равенство: .

   Следовательно, .

   Аналогично  выводятся равенства  и , откуда и следует утверждение теоремы.

   Таким образом, заметим, что если определитель системы Δ ≠ 0, то система имеет  единственное решение и обратно. Если же определитель системы равен  нулю, то система либо имеет бесконечное  множество решений, либо не имеет  решений, т.е. несовместна.

   Примеры. Решить систему уравнений

       Итак, х=1, у=2, z=3.

  1. Решите систему уравнений при различных значениях параметра p:

       Система имеет единственное решение, если Δ  ≠ 0.

        . Поэтому  .

       

    1. При
    2. При p = 30 получаем систему уравнений которая не имеет решений.
    3. При p = –30 система принимает вид и, следовательно, имеет бесконечное множество решений x=y, yÎR.
 

   Метод Гаусса 

   Ранее рассмотренные методы можно применять  при решении только тех систем, в которых число уравнений  совпадает с числом неизвестных, причём определитель системы должен быть отличен от нуля. Метод Гаусса является более универсальным и пригоден для систем с любым числом уравнений. Он заключается в последовательном исключении неизвестных из уравнений системы.

   Хотя  в настоящее время данный метод  повсеместно называется методом Гаусса, он был известен и до К. Ф. Гаусса. Первое известное описание данного метода — в китайском трактате «Математика в девяти книгах», составленном между I в. до н.э. и II в. н. э. 

   Вновь рассмотрим систему из трёх уравнений  с тремя неизвестными:

    .

   Первое  уравнение оставим без изменения, а из 2-го и 3-го исключим слагаемые, содержащие x1. Для этого второе уравнение разделим на а21 и умножим на –а11, а затем сложим с 1-ым уравнением. Аналогично третье уравнение разделим на а31 и умножим на –а11, а затем сложим с первым. В результате исходная система примет вид:

   

   Теперь  из последнего уравнения исключим слагаемое, содержащее x2. Для этого третье уравнение разделим на , умножим на и сложим со вторым. Тогда будем иметь систему уравнений:

   

   Отсюда  из последнего уравнения легко найти x3, затем из 2-го уравнения x2 и, наконец, из 1-го – x1.

   При использовании метода Гаусса уравнения  при необходимости можно менять местами.

   Часто вместо того, чтобы писать новую  систему уравнений, ограничиваются тем, что выписывают расширенную матрицу системы:

   

   и затем приводят её к треугольному или диагональному виду с помощью  элементарных преобразований.

   К элементарным преобразованиям матрицы относятся следующие преобразования:

  1. перестановка строк или столбцов;
  2. умножение строки на число, отличное от нуля;
  3. прибавление к одной строке другие строки.

   Примеры: Решить системы уравнений методом Гаусса.

       Вернувшись  к системе уравнений, будем иметь

       

       Выпишем расширенную матрицу системы  и сведем ее к треугольному виду.

       

       Вернувшись к системе уравнений, несложно заметить, что третье уравнения системы будет ложным, а значит, система решений не имеет.

       Разделим  вторую строку матрицы на 2 и поменяем местами первый и третий столбики. Тогда первый столбец будет соответствовать  коэффициентам при неизвестной z, а третий – при x.

       

       Вернемся  к системе уравнений.

       Из  третьего уравнения выразим одну неизвестную через другую и подставим  в первое.

       

   Таким образом, система имеет бесконечное  множество решений. 
 

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

                В результате выполнения доклада можно сделать следующие выводы:

  1. Изучение научно – методической литературы по теме выполненной работы показали, что использование различных способов решения систем линейных уравнений является важным звеном изучении математики, повышает интерес, развивает внимание и сообразительность.
  2. Применение различных способов решения систем линейных уравнений на разных этапах урока является эффективным средством активизации учащихся, положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развивает умственную деятельность.
  3. Основным в решении системы линейных уравнений является правильно выбрать рациональный способ решения.

Информация о работе Решение систем линейных уравнений