Шпаргалка по "Маркетингу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:30, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и сущность маркетинга.

2. Эволюция содержания и форм
маркетинга.

3. Основные принципы маркетинга.

4. Функции маркетинга.

5. Цели маркетинга на предприятии.

Работа содержит 1 файл

Билеты и ответы к экзамену по маркетингу.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

1. Понятие и сущность маркетинга.  
 
2. Эволюция содержания и форм 
маркетинга.  
 
3. Основные принципы маркетинга.  
 
4. Функции маркетинга.  
 
5. Цели маркетинга на предприятии.  
 
6. Соотношение спроса и видов 
маркетинга.  
 
7. Эволюция маркетинга как науки.  
 
8. Этапы формирования концепции 
управления маркетинга.  
 
9. Виды маркетинга в зависимости от 
территории охвата и маркетинговых целей.  
 
10. Элементы маркетинговой системы.  
 
11. Понятие рынка.  
 
12. Классификация рынков.  
 
13. Понятие рыночного сегмента и 
процесс сегментации рынка.  
 
14. Методика комплексного 
маркетингового исследования.  
 
15. Комплекс маркетинга.  
 
16. Критерии оценки рыночного 
сегмента.  
 
17. Признаки сегментирования.  
 
18. Стратегия рыночной экспансии.  
 
19. Позиционирование товара на рынке. 
 
20. Концепция брэндинга.  
 
21. Определение товара.  
 
22. Классификация товаров.  
 
23. Жизненный цикл товара.  
 
24. Стратегия разработки нового 
товара.  
 
25. Ассортиментная политика. 
 
26. Стратегические решения в товарной 
политике.  
 
27. Методы планирования нового 
товара.  
 
28. Цена и ценовая 
политика в системе маркетинга. Классификация цен. 
 
29. Функции цен. 
 
30. Основные подходы к ценообразованию в 
маркетинге.  
 
31. Методы определения цен. 
 
32. Факторы ценообразования. 
 
33. Стратегии ценообразования. Виды стратегий. 
 
34. Постановка целей ценообразования. Алгоритм 
стратегии ценообразования. 
 
35. Понятие и экономическая роль 
каналов распределения.  
 
36. Функции каналов распределения.  
 
37. Основные методы сбыта: прямой и 
косвенный метод распределения товарных потоков.  
 
38. Торговые посредники, их виды.  
 
39. Уровни каналов распределения.  
 
40. Оптовая и розничная торговля.  
 
41. Элементы системы маркетинговых 
коммуникаций.  
 
42. Принципы интеграции элементов 
системы маркетинговых коммуникаций.  
 
43. Синергичное использование элементов 
маркетинговых коммуникаций.  
 
44. Формирование коммуникационного 
бюджета.  
 
45. Реклама как элемент системы 
маркетинговых коммуникаций.  
 
46. Сущность маркетингового 
планирования.  
 
47. Виды планов маркетинга.  
 
48. Бюджет маркетинга.  
 
49. Организационные структуры 
маркетинга.  
 
50. Контроль маркетинговой 
деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. понятие и сущность маркетинга

Маркетинг — это управление производственно-сбытовой деятельностью организации, которое основано на постоянном комплексном анализе рынка. Маркетинг включает в себя: ценообразование, товарную политику, прогнозирование и изучение спроса, рекламную деятельность, связи с общественностью, организацию внутрифирменной культуры и т. д.[8] Иногда в узком смысле маркетинг определяют как «изучение рынка».

Основной смысл маркетинга – производство продаваемого товара, то есть такого, который обязательно  найдет своего покупателя.

Маркетинг можно рассмотреть  с четырех точек зрения:

• как идеологию современного бизнеса;

• как систему маркетинговых исследований;

• как управление маркетингом;

• как комплекс мероприятий по формированию спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС).

При таком комплексном  подходе выявляются две стороны  маркетинга.

Во-первых, это тщательное изучение рынка, состояния спроса и  потребностей, а во-вторых, – активное воздействие на рынок, формирование потребностей и покупательских предпочтений. Основной тезис теории и практики маркетинга: «Производить то, что покупается, а не навязывать покупателям то, что хочется производить».

 

 

2. Эволюция содержания и форм маркетинга. 

В 20 веке маркетинг  прошел через 4 стадии, эволюция которых  по Котлеру выглядит так:

  1. Первый этап эволюции маркетинга (1860—1950 гг.) Стратегия улучшения производства. Потребители предпочитают в первую очередь продукты, которые продаются везде и дешев стоят. То есть менеджеры должны приложить усилия, чтобы производство было эффективны, а сеть распространения максимально широка. 
    Развивается транспорт: к железнодорожным и морским перевозкам добавляются автомобильные. Задача маркетинга – работа с поставщиками и создание эффективных каналов сбыта.
  2. Второй этап эволюции маркетинга (1951-1970 гг.) Стратегия интенсификации продаж. Продукция произведена, а потребители получают выбор, и, предоставленные сами себе, покупают не столь много продукции конкретной формы, как ей (фирме) хотелось бы. Поэтому организации должны агрессивно продавать и продвигать свою продукцию. 
    Развиваются коммуникации: появляется радио, затем ТВ, через которые организации могут оперативно информировать потребителей о своей продукции. Появляются национальные торговые марки.
  3. Третий этап эволюции маркетинга (1971-1990 гг.) Управление торговыми марками. Ключевыми факторами в достижении целей организации считается определение потребностей и желаний потребителей целевых рынков и удовлетворение их лучше, чем это делают конкуренты. 
    Развиваются компьютерные технологии: базы данных позволяют хранить, обрабатывать и анализировать большие объемы показателей, появляются новые методы сегментации рынка. Пока идет монолог – компания вещает.
  4. Четвертый этап эволюции маркетинга (1991 г. — настоящее время) Управление потребителями. Понимание того, что у каждого потребителя – свои потребности, и к каждому требуется индивидуальное отношение. Для этого необходимо вести диалог, а на основе обратной связи улучшать качество своей продукции и послепродажного обслуживания. 
    Важно выявлять лучших для компании потребителей, а не просто бороться за долю рынка. Возникает понятие верности потребителей, понимание того, что повторные сделки являются критичными для бизнеса.

Традиционно в  теории маркетинга выделяют следующие концепции маркетинга, которые развивались по мере изменения экономической ситуации.

  1. Производственная концепция
  2. Товарная концепция
  3. Сбытовая концепция
  4. Традиционная концепция маркетинга
  5. Концепция социально-этического маркетинга
  6. Концепция маркетинга взаимодействия

 
Конверсионный маркетинг связан с наличием негативного спроса. Негативный спрос — это такая ситуация, при которой все или большая часть потенциальных покупателей отвергают данный товар или услугу (например, вегетарианцы — мясо). Задачей управления маркетингом при негативном спросе является разработка такого плана маркетинга, который будет способствовать зарождению спроса на соответствующие товары (услуги).

Стимулирующий маркетинг связан с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности потребителей. План стимулирующего маркетинга должен учитывать причины такого безразличия (например, покупатель не знает возможностей данного товара) и определить мероприятия по его преодолению.

Развивающий маркетинг связан с формирующимся спросом на товары (услуги). Его используют в ситуациях, когда имеет место потенциальный спрос (потребитель испытывает потребность в приобретении какой-то вещи, которая, однако, еще не существует в форме конкретного товара). Управление данным видом маркетинга направлено на превращение потенциального спроса в реальный.

Ремаркетинг. На все виды товаров в определенный период их жизненного цикла снижается спрос. Цель ремаркетинга состоит в оживлении спроса при помощи новых возможностей маркетинга, например продление жизненного цикла товара или услуги путем придания ему новых рыночных свойств.

Синхромаркетинг используют в условиях колеблющегося спроса (например, товары сезонного потребления, транспорт в течение рабочего дня) для стабилизации сбыта и сведения к минимуму колебаний спроса.

Поддерживающий  маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на товары (услуги) полностью соответствуют уровню и структуре предложения. В случае необходимо проводить продуманную политику цен (не допускать, например, чтобы цены были выше цен, предлагаемых конкурентами), целенаправленно осуществлять рекламную работу, стимулировать в нужном направлении сбытовую деятельность, осуществлять контроль издержками производства и маркетинга.

Когда спрос  на товар (услуги) чрезмерно превышает  предложение, применяется демаркетинг. Чтобы у потребителя не создалось негативного представления о возможностях фирмы удовлетворить запросы потребителей, проводится повышение цен, свертывание рекламной работы и т. п. Одновременно принимаются меры по увеличению выпуска продукции, пользующейся чрезмерно высоким спросом (расширение производственных площадей, продажа лицензий на производство данной продукции другой фирме и т. п.).

Противодействующий  маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества, потребителя расценивается как иррациональный (например, спиртные напитки, табачные изделия). Если демаркетинг направлен на сокращение спроса на доброкачественный товар, то противодействующий маркетинг — на уменьшение или даже прекращение выпуска нежелательного, вредного товара.

 

 

3. Основные принципы маркетинга.  

Принципы маркетинга:

• максимальное удовлетворение рыночных потребностей;

• максимальная прибыль;

• концентрация усилий всех подразделений на достижение единой цели;

• учет и рациональное использование ресурсов.

 

 

4. Функции маркетинга  

Функции маркетинга направлены на решение следующих задач:

• сбор и анализ необходимой информации;

• управление маркетингом.

Аналитическая деятельность предполагает прежде всего проведение маркетинговых исследований. Управленческая деятельность – планирование и практическое осуществление.

Основные функции маркетинга:

• изучение и анализ спроса, выявление потребностей, прогнозирование рыночной ситуации;

• разработка нового товара и его позиционирование на рынке;

• ценообразование и разработка ценовой стратегии;

• планирование товарного ассортимента;

• организация рационального товародвижения;

• анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль маркетинговой деятельности;

• формирование спроса и стимулирование сбыта – ФОССТИС.

 

 

 

5. Цели маркетинга на предприятии. 

Цели маркетинга можно  классифицировать на качественные и  количественные.

К качественным целям  относятся:

• внедрение на рынок труда и расширение его границ, содействие росту занятости населения;

• поддержка социальных программ;

• стимулирование хозяйственной конъюнктуры в своей стране и в экономике стран, импортирующих выпускаемую продукцию.

Количественные цели:

• достижение максимального объема прибыли;

• достижение максимального объема продаж в натуральных и денежных единицах;

• повышение производительности труда в расчете на одного работника;

• увеличение доли рынка

4 основные (глобальные) цели маркетинга следующие:

  1. максимизация потребления;
  2. максимизация удовлетворенности потребителей;
  3. максимизация выбора потребителей;
  4. максимизация качества жизни.

Предприятие, ведущее маркетинговую деятельность, имеет более конкретные цели, такие, как:

  1. создание определенного продукта (услуги);
  2. формирование уникального торгового предложения (отличительное преимущество);
  3. достижение высшего объема продаж; Для повышения продаж и улучшения качества обслуживания Вам поможетуслуга тайный покупатель. Вы узнаете, где недорабатывают ваши продавцы и сможете повысить уровень обслуживания, чтобы клиенты возвращались к вам снова и снова.
  4. достижение запланированного уровня прибыли;
  5. завоевание определенного куска рынка; Маркетинговые исследования и анализ рынка позволят выявить свободные ниши, которые вы можете занять.
  6. формирование образа товара, компании в глазах потребителей.

 

 

 

 

6. Соотношение спроса и видов маркетинга. 

В зависимости от степени  охвата рынка маркетинг делят  на:

микромаркетинг –  деятельность по маркетингу в рамках одной фирмы или одной товарной группы;

макромаркетинг –  деятельность по маркетингу, которая  охватывает широкий ассортимент товаров и услуг в рамках крупных отраслей, а также страны в целом, то есть в глобальном масштабе.

Кроме того, выделяют иные виды маркетинга:

• мерчендайзер – организация розничной торговли;

• бихевиоризм – изучение покупательского поведения;

• консьюмеризм – изучение качества и уровня потребления у разных групп людей; разработка защиты прав потребителей

 

 

7. Эволюция маркетинга как науки

Термин "маркетинг" от английского marketing - торговля, продажа, сбыт, который в свою очередь является производным от market и означает рынок, базар, а в более широком современном значении - рыночная деятельность. Маркетинг как экономическая категория обладает очень емким содержанием.

На рубеже XIX и XX столетий он появился в экономической литературе, прежде всего, США, что было продиктовано необходимостью совершенствования сложившейся системы управления рыночной деятельностью. Именно на маркетинг как философию бизнеса возлагалась задача обеспечить более высокий уровень управления сбытовой деятельностью отдельных предпринимательских структур.

Становление маркетинга как науки связано с выделением его в самостоятельные курсы  в начале XX века в ведущих университетах  США: Гарвардском, Иллинойском, Мичиганском. Первоначально, основное внимание уделялось  вопросам организации сбыта, торговли и рекламы. Ограниченность такой трактовки стала очевидной после кризиса 1929-33 г.г. Успешному внедрению идей маркетинга в предпринимательскую деятельность способствовало создание в 1926 г. Национальной ассоциации маркетинга и рекламы США, в 1973 г. переименованной в Американскую ассоциацию маркетинга. К середине столетия аналогичные организации были созданы в странах Западной Европы и Японии, возникли и международные организации: Европейское общество по изучению общественного мнения и маркетинговых исследований, Европейская академия маркетинга, Европейская ассоциация промышленного маркетинга, Всемирная ассоциация маркетинга др.

Результатом практической реализации теории маркетинга явилось  создание в крупных фирмах и корпорациях отделов исследования рынка, а также коммерческих организаций по оказанию маркетинговых услуг. Становление же маркетинга как единой системы производственно-сбытовой деятельности относится к 50-м годам ХХ-го века, хотя отдельные его элементы появились значительно раньше.

Информация о работе Шпаргалка по "Маркетингу"