Шпаргалка по "Маркетингу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 11 вопросов по дисциплине "Маркетинг".

Работа содержит 1 файл

Маркетинг 29 - 41.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Чистящее средство “Ajax” переживает в США упадок, так как эта марка имеет меньше разновидностей упаковки и рецептур по сравнению с “Commet”. Однако в Европе “Ajax” находится на стадии роста благодаря более активной программе маркетинга, связанной с большей глубиной товарного ассортимента.

Таким образом, жизненный цикл марки, как и товара, может быть разным в различных странах. Во многом он зависит от культурных традиций, социально-экономического положения страны.

4. Недостатки концепции жизненного цикла товара

Жизненный цикл товара - это полезный инструмент, подсказывающий стратегии, которые надо использовать в течение жизни марки, и моменты, когда стратегии следует менять, однако продажитовара не обязательно образуют симметричную кривую, представленную на рис. 1. Поэтому менеджеру не всегда легко определить место товара в её жизненном цикле. Продажи могут, например, возрасти на самой ранней стадии, а затем внезапно сократиться. В этом случае, положивший на концепцию жизненного цикла, менеджер может ошибочно предсказать переход к стадии роста, выделив больше денег на рекламу и распределение ближайший период.

Ещё одна сложность - изменчивая продолжительность жизненного цикла. Крайне трудно предвидеть, сколько времени пройдёт от выхода товара на рынок до его роста и зрелости. Новые технологии способы сократить цикл жизни товара, например появление компакт- дисков сократить срок жизни грампластинок. Успешная стратегия оживления продаж способна продлить стадию зрелости, несмотря напредсказанные ранее сроки, и даже обеспечить переход от роста к зрелости и снова к росту.

В итоге, концепция жизненного цикла товара хоть и является полезным ориентиром для менеджеров товара, но при ее применении должны учитываться конкретные особенности и история каждого товара. Функционирование малых и средних предприятий строительного комплекса осуществляется в условиях интенсивной конкуренции, обусловливающей непродолжительность экономического жизненного цикла строительной продукции. Это обстоятельство ограничивает возможности предприятий в области стратегического планирования, снижает длительность рассматриваемого перспективного периода и вынуждает систему управления предприятием искать дополнительные резервы для обеспечения тактической маневренности производственно-рыночного процесса. В этих условиях становится актуальной проблема эффективного управления жизненным циклом продукции. Среди методов и способов управления жизненным циклом продукции предприятий малого и среднего бизнеса выделяется метод системного моделирования, обеспечивающий возможность научной постановки целей предприятия, установления причинно-следственных связей, охватывающих элементы действующей бизнес-системы, а также теоретической оптимизации процесса реализации этих целей. В экономической теории и практике наиболее распространен вид моделирования, называемый семиотическим. При этом главная цель семиозиса - функционирование системы выразительных средств, есть учет ненаблюдаемых свойств объекта, что практически совпадает с функцией моделирования. Семиотичные модели отличает изучение смысловой структуры объекта, его содержательной насыщенности и логики. Наибольшее значение в бизнес-системах имеют семиотичные знаковые модели. Используя широкую совокупность знаковых преобразований: схемы, графики, чертежи, формулы, таблицы, наборы символов, а также законы и закономерности, которыми можно оперировать с выбранными знаковыми элементами, они позволяют исследовать многочисленные процессы и явления, свойственные рыночной среде и развитию бизнес-системы. Среди различных видов знакового моделирования наибольшее употребление находит математическое моделирование, при котором исследование объекта осуществляется посредством модели, построенной с помощью математических методов. Применительно к экономическим задачам оно характеризуется как - экономико-математическое. Среди подобного рода моделей выделяются:

- описательные модели, которые находят свое применение в практике маркетинговых исследований ("модель потребления", характеризующая бюджет потребителя и др.);

- статические модели, характеризующие "текущее" состояние бизнес-системы (баланс доходов и расходов малого и среднего предприятия, местоположение предприятия в конкурентной среде и др.);

- динамические модели, с помощью которых осуществляется прогноз изменения рыночной конкуренции и процесс развития бизнес-системы (модели "жизненного цикла продукта", "экономического роста" и др.);

- оптимизационные модели, представляющие собой систему уравнений, равенств и неравенств, которые кроме ограничений (условий) включают функциональный критерий оптимальности (модель "максимизации прибыли", учитывающая ресурсные ограничения и др.);

- экспертные модели, используемые в случае сложности (невозможности) четкой формализации взаимодействия отдельных характеристик и параметров системы (имиджа продукта или фирмы, организационной культуры и др.), описание которых осуществляется группой экспертов на основе сравнения объекта с неким "эталоном";

- имитационные модели, основанные на имитации поведения исследуемого объекта и активизации субъективных представлений исследователей (модели, воплощенные в форме "деловых игр", кейсов и др.).

Стратегии малого и среднего бизнеса ориентируются на три основные модели - плановую модель, модель предпринимательского типа, модель обучения на опыте. Плановая модель включает в себя:

- определение стратегии - обдуманный, полностью осознанный и контролируемый мыслительный процесс;

- определение предполагаемого результата;

- выделение главного исполнителя (руководителя, организатора) реализации модели, поддерживаемого штатом сотрудников;

- временная регламентация и централизация построения и осуществления модели.

Модель предпринимательского типа состоит из следующей совокупности элементов:

- изучение логики функционирования рынков и анализ рыночных тенденций - разработка модели рынка;

- формирование стратегии бизнеса, которое может осуществляться с помощью различных методов (оптимизации, имитации экспертного или интуитивного моделирования);

- моделирование будущего предпринимательского поведения (бизнес-план);

- разработка детальных планов, конкретных решений, соответствующих операций в рамках моделируемого сценария.

Модель обучения на опыте рассматривает два аспекта. Первый связан с развивающимся повторением определения стратегии, когда одновременно осуществляются два процесса: повторение логики, методики, механизма и процедур, и развитие модельных построений их качественные и структурные изменения. Второй аспект рассматривает необходимость и возможность учета внешних импульсов, влияющих на процесс реализации моделей, стратегий, который управляется на основе приобретенного опыта в области реализации. Использование моделей обучения на опыте относится к числу наиболее перспективных направлений управления бизнесом. Областью их применения может стать, например, бенчмаркинг, в рамках которого организуется изучение опыта отдельных представителей рыночной среды (конкурентов или партнеров), добившихся наиболее высоких результатов. Решая задачи управления жизненным циклом строительной продукции, наряду с различными модельными построениями может быть использована широкая совокупность управленческих приемов и методов. Жизненный цикл строительной продукции характеризует ее поведение на рынке, а его продолжительность связана с возможностями реализации продукции предприятия в конкретных рыночных условиях. В качестве индикаторов, отражающих наличие той или иной стадии жизненного цикла, используются показатели объема реализации строительной продукции и получаемой прибыли. При этом следует различать шесть стадий жизненного цикла: разработку продукции, ее внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад. На каждой из стадий с учетом сущностного их содержания должны применяться соответствующие методы управления, способствующие в максимальной степени продлить общий жизненный цикл продукции. Стадия разработки продукции. Эффективные проектные разработки должны осуществляться с помощью "портфельного" метода. Он подразумевает формирование "портфеля идей", в котором комплексируются разнообразные инновационные идеи и предпроектные предложения. Процесс разработки строительной продукции может сопровождаться рекламной пропагандой, что характерно для капиталоемких отраслей. Целью ее является не только создание благоприятного потребительского и общественного мнения по отношению к проектируемому объекту и услугам, но и поиск дополнительных инвестиционных источников. Для предприятий малого и среднего бизнеса, обладающих ограниченными инвестиционными возможностями, этот процесс наиболее важен, так как позволяет интенсифицировать инвестиционный поток с помощью коммуникативных методов. Ключевой особенностью стадии внедрения любой строительной продукции является проведение широкой рекламной компании, имеющей целью информирование потребителей о характеристиках выпускаемой продукции. При выведении на рынок законченных строительных объектов необходимо сочетание методов информационной и агрессивной рекламы, пропагандирующей его достоинства, обеспечивающей больший коммуникативный эффект. При определенной информационной насыщенности и успешном продвижении строительной продукции на рынок в ее жизненном цикле наступает следующая стадия - стадия роста (роста объема реализации продукции и роста прибыли), что позволяет ориентировать деятельность предприятия в сторону расширения рынка. С этой целью целесообразно организовать работу по поиску новых рынков и овладению новыми потребительскими сегментами. По мере увеличения прибыли представляются большие возможности по повышению качества строительной продукции. При этом, повышение качества на стадии роста необходимо рассматривать как одно из направлений в практике управленческой деятельности, не только обеспечивающее создание продукции, соответствующей развивающимся общественным потребностям, но и создающим "барьеры" для проникновения на рынок конкурирующим предприятиям. Стадия зрелости строительной продукции характеризует период относительной устойчивости, когда стратегические преимущества почти исчерпаны, но сохраняются высокие объемные показатели. С целью замедления стадии зрелости применяются различные маркетинговые методы и приемы: - усиливается рекламная пропаганда продукции; - применяются дифференцированные цены в рамках стратегии снижения цен; - модифицируются предлагаемые строительные работы и услуги в соответствии с дифференцированной структурой спроса и обеспечивается более глубокое проникновение на рынок. В условиях интенсивной конкуренции достаточно трудно удержать стратегические позиции и обеспечить стабильность результирующих показателей. Неизбежен процесс их медленного, а иногда и резкого снижения, что означает для малого или среднего предприятия начало стадии насыщения рынка предлагаемой продукцией строительного профиля. С точки зрения управления исключительно важна фиксация переломного момента, когда по завершении стадии зрелости, начинается снижение абсолютных показателей объемов реализации и прибыли. Этот период выдвигает перед управленческой системой следующую задачу - начать разработку нового проекта, призванного заменить продукцию, характеризующуюся тенденцией к снижению потребительского спроса и прибыли от ее реализации. Этот метод позволяет обеспечить поддержку и постоянную замену продукции, "уходящей" с рынка новыми инновационными решениями, что, в свою очередь, обеспечивает возможность функционирования предприятия в длительной перспективе. На стадии насыщения спроса на строительную продукцию наиболее эффективен метод агрессивной рекламы и коммерческой пропаганды. Вместе с тем, любой коммуникативный эффект, возникающий в процессе использования выше названного метода с течением времени имеет тенденцию к снижению. Она является следствием привыкания потребителей к коммуникативным сообщениям и увеличением психологической устойчивости в условиях их расширения и разнообразия. С наступлением коммуникативного насыщения рынка начинается спад показателей деятельности предприятия, означающее наступление последней стадии жизненного цикла строительной продукции - стадии спада. При резком снижении объема продаж и прибыли рекомендуется использовать одну из двух стратегий: быстрого ухода с рынка, сопровождающегося расширением деятельности по производству новой продукции, и пассивного отношения к продукту в ожидании возможного увеличения спроса. Однако при этом необходимо иметь в виду тот факт, что, если наступление стадии спада вызвано влиянием НТП, рассчитывать на новый "всплеск" спроса не целесообразно, так как изменения в области техники, технологии строительного производства, в принципе, необратимо. В этом случае управленческие решения должны ориентироваться на необходимость быстрой замены морально устаревшей продукции новыми видами. Предложенные методы управления жизненным циклом строительной продукции, дифференцированные в соответствии с целями и задачами, ставящимися на различных его стадиях, направлены на продление периода эффективного функционирования малого и среднего предприятия в динамичных условиях строительного рынка и обеспечение его стратегической устойчивости в относительно длительной перспективе.

Вопрос №36 Понятие товара, типы классификации товаров

Понятие товара, классификация товара

Товар – это физические объекты, услуги, места, организации, идеи, рабочая сила или все то, что предназначено для обмена. Однако прежде чем включится в процесс обмена, он должен вызвать интерес у потенциального покупателя, т. е. обладать способностью удовлетворять конкретные потребности.

В маркетинге товар является комплексом значимых для потребителя свойств (соответствие цены и качества; необходимые размеры; функциональные, эстетические, социальные характеристики; значимость; престиж; упаковка и многое другое), которые способны удовлетворить его потребность, в связи с чем он готов приобрести его по определенной цене и в нужном количестве.

Существует несколько способов классификации товаров.

1. Экспортный – товар отвечает требованиям того сегмента рынка страны (группы стран), где намечается его продажа:

  1. рыночной новизны (товары-пионеры);
  2. массовый (актуальный).

2. По назначению: товар индивидуального (личного, широкого) потребления – приобретение конечным потребителем товаров для личного использования.

В свою очередь товары подразделяются на:

  1. товары краткосрочного пользования;
  2. товары долгосрочного (длительного) пользования;
  3. услуги: некоторые действия, приносящие человеку преимущества либо полезные результат;
  4. товары эксклюзивного ассортимента: это такие товары, появление которых потребитель ждет на рынке, а в случае, если не дожидается, другой не получает;
  5. товары повседневного спроса;
  6. товары предварительно спроса: прежде чем приобрести товар, потребитель сравнивает его с имеющимися аналогами по различным показателям;
  7. товары особого спроса: товары широкого спроса с наличием определенных характеристик, ради приобретения которых тратятся значительные усилия;
  8. товары пассивного спроса: товары, о которых потребитель либо не знает, либо знает, но не думает об их покупке;
  9. товары производственного назначения (для промежуточного использования);
  10. материалы и комплектующие: сырье, полуфабрикаты, детали, заготовки;
  11. капитальное имущество: оборудования, сооружения;
  12. вспомогательные товары и услуги: деловые услуги, вспомогательные материалы.

3. Услуги:

  1. бытовые: питание, жилье, обслуживание, отдых;
  2. деловые: технические, интеллектуальные, финансовые;
  3. социальные: образование, здравоохранение, безопасность;
  4. производственного назначения: эксплуатация, ремонт.

Вопрос №37 Установление цен на товары: основные цели и методы ценообразования

Стратегия ценообразования должна быть увязана с общими целями компании и отражать их. Различные фирмы в отрасли могут иметь разные цели и соответственно различные стратегии цены. К целям, основанным на существующем положении, стремятся фирмы, заинтересованные в стабильности или сохранении благоприятного климата для своей деятельности. Стратегия ценообразования ориентирована на избежание спада в сбыте и минимизацию воздействия таких внешних сил, как правительство, конкуренты и участники каналов сбыта.

Например, в легкой промышленности моды создаются и реализуются всеми видами фирм. Французская фирма "Готье", занимающаяся моделированием одежды, стремится к образу престижности, контролю над ценами, лояльности потребителей и высокой прибыли с каждого изделия. Она производит дорогостоящие, оригинальные изделия, ориентируется на богатых потребителей, придающих большое значение престижу, и использует наиболее престижные каналы сбыта (практически без какого-либо стимулирования, за исключением показов мод). В отличие от нее, фирма "Житано" - производитель с низкими издержками, заинтересованный в массовом сбыте и большей общей прибыли. Она выпускает имитации оригинальных моделей, ориентируется на потребителей среднего класса, придающих большое значение цене, использует широкую систему сбыта и печатную рекламу.

Существуют три основные цели ценообразования, из которых может выбирать фирма:

  1. основанные на сбыте;
  2. основанные на прибылях;
  3. основанные на существующем положении.

Компания с целями, основанными на сбыте, ориентируется на высокий объем реализации или увеличение своей доли продаж по сравнению с конкурентами. Фирма выбирает такие цели по одной из трех причин:

                  она заинтересована в насыщении рынка или росте сбыта как важном шаге на пути к контролю над рынками и стабильным доходам;

                  она стремится максимизировать объем сбыта и готова пойти на снижение дохода с единицы изделия для получения большей совокупной прибыли;

                  она предполагает, что больший объем реализации позволит снизить размер относительных издержек.

Для увеличения объема реализации часто используется ценовая стратегия проникновения. Цена проникновения - это низкая цена, предназначенная для захвата массового рынка для товара или услуги. Эта стратегия правильна в тех случаях, когда потребители чувствительны к цене, низкие цены отталкивают существующих или потенциальных конкурентов, существует экономия от масштаба производства (относительные издержки производства и сбыта сокращаются по мере роста реализации) и существует значительный потребительский рынок.

Компания с целями, основанными на прибыли:

  1. Устанавливает в качестве цели высокий уровень денежной прибыли (максимизация прибыли).
  2. Вместо того чтобы максимизировать прибыли в течение какого-либо конкретного года, что может привести к их падению в не пиковые годы, устанавливает стабильный их размер в качестве цели на ряд лет (цели достижения удовлетворительной прибыли).
  3. Определяет, что прибыли должны быть связаны со стоимостью капиталовложений, например, в регулируемых областях коммунального обслуживания находит основания для обращений о повышении платы (цели, основанные на отдаче от инвестиций).
  4. Стремится к быстрому получению первоначальной прибыли, поскольку ей не хватает средств или она испытывает неуверенность в будущем (цели быстрого получения денежных доходов). Существует пять этапов разработки ценовой стратегии:

                  цели;

                  общая политика ценообразования;

                  ценовая стратегия;

                  реализация ценовой стратегии;

                  приспособление цен.

Важно знать, что на все стороны этого процесса воздействуют внешние факторы:

                  потребители;

                  правительство;

                  участники каналов сбыта;

                  конкуренты;

                  издержки.

Важно, чтобы решения в области ценообразования увязывались с общей программой фирмы. Это делается на этапе определения общей ценовой политики.

Разработка ценовой стратегии не является одноразовым действием. Ее необходимо пересматривать, когда создается новый продукт, меняется общая среда конкуренции, товар проходит через различные этапы жизненного цикла, конкуренты меняют цены, возрастают издержки или цены фирмы подлежат рассмотрению правительством.

Ценовая стратегия функционирует плохо, если: цены меняются слишком часто, ценовую политику сложно объяснить потребителям, участники каналов сбыта жалуются на недостаточность доли прибыли, решения о ценах принимаются без достаточной информации о рынке, цены не соответствуют целевому рынку, на значительную долю товаров дается скидка или цены снижаются в конце торгового сезона для ликвидации излишних запасов. Процесс формирования фирмой рыночных цен на свои товары включает шесть этапов, как уже было выше:

Информация о работе Шпаргалка по "Маркетингу"